Вот ответ
свт. Григория Нисского в сжатом изложении
проф. В.И. Несмелова
Отвечая на вопрос, зачем нужен Святой Дух, как третье Лицо в Божестве, «св. Григорий изложил свое учение о Св. Духе, как „о царстве Отца и о помазании Сына“.
Это очень оригинальное учение уже за одну только свою оригинальность должно бы было заслуживать полнейшего внимания со стороны современных богословов, – но к сожалению оно изложено св. Григорием не совсем определенно и слишком кратко, так что понять его подлинный смысл и выяснить его догматическое значение довольно трудно»
1. Святой Дух — царство.
«В основе этого учения лежат известные слова молитвы Господней: по Евангелию Матфея – Отче наш, да приидет царствие твое, а по Евангелию Луки – Отче наш… да приидет Святый Дух твой на нас и очистит нас . Снесение этих параллельных выражений и дало св. Григорию прямое основание сказать, что „Дух Святый есть царство (πνεύμα, τό άγιον βασιλεία έύτίν)“]»
2. Царь — Бог Отец.
«Но так как царство существует не само по себе и для себя, а только с царем и для царя, то само собою понятно, что и Дух Святый, как царство, должен быть царством кого-нибудь, т. е. должен существовать нераздельно с Царем и для Царя. Кто же теперь тот царь, величие, сила и слава которого покоятся в Духе Святом? По ясному указанию евангельского текста, этот царь есть Сам Бог Отец; следовательно, в Духе Святом покоится царственное величие Самого Бога Отца»
3. Святой Дух — помазание Сына Божьего.
«Но так как в действительности жизнь Отца никогда не находится в состоянии савеллианского мертвого покоя, но Он от вечности рождает единосущного Ему Сына, – то и Дух Святый, как носитель царственной славы Божией, от вечности же венчает этою славою рождаемого от Отца Сына Божия. Эта деятельность Св. Духа есть деятельность помазующая, а потому и Сам Он, будучи царством Бога Отца, в отношении к Сыну Божию является помазанием (Χρισμα), которым от века помазует Бог Отец Своего единородного Сына.
На эту именно внутреннюю божественную жизнедеятельность указывает Пророк, когда говорит: помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих, – обозначая этими словами помазующого Отца, помазание – Духа, и помазуемого Сына . На эту же внутреннюю жизнедеятельность еще яснее указывает Апостол, когда прямо замечает, что Бог помаза Его (Господа Иисуса) Духом Святым и силою (Деян, 10: 28).
Помазание есть символ царства; единородному же Сыну Божию, как единосущному со Отцом и Царю по природе, естественно нужно было иметь в Себе всю полноту царственного величия Отца, а потому нужно было иметь Ему и помазание Духа. В силу этого помазания, Он от века существует, как Христос и Царь, потому что предвечно облечен царственною славою Духа, в чем именно и состоит Его помазание»
4. Взаимоотношения славы Лиц Троицы.
«На этом основании св. Григорий счел возможным определить внутренние взаимоотношения божеских Лиц, как взаимоотношения славы. „Вечно славен, – говорит он, – Отец, существующий прежде веков, слава же Отца предвечный Сын, равно и слава Сына Дух Христов“ . Дух составляет славу Сына, Сын, имея Отчую славу, прославляет в Себе Отца, так что в божественной жизни происходит вечная взаимная передача славы от одного божеского Лица к другому: „Сын прославляется Духом, Сыном прославляется Отец; наоборот – Сын получает славу от Отца, и Единородный делается славою Духа, потому что – чем прославится Отец, как не истинною славою Единородного, и в чем прославится Сын, как не в величии Духа?“»