- Православный христианин
В Ярославсокм государственном музее, где мы с супругом побывали на этих праздниках, выставлена (помимо прочих замечательных икон) икона "Хвалите Господа с небес".
«Композиция иллюстрирует 148-й псалом Давида, первый стих которого «Хвалите Господа с небес, Хвалите Его в вышних» вынесен на верхнее поле иконы. Далее, следуя тексту, иконописец изобразил мир, прославляющий своего Создателя. Вверху небесная твердь — «небеса небес», изображенная в виде дугообразных полос, на которой «все звезды и свет» с солнцем и луной и «воды, которые превыше небес». В центре вверху — Спас в образе Эммануила, восседающий на херувимском престоле, благословляющий сотворенный мир. На облаках — предстоящие ему Богоматерь, Иоанн Предтеча и ангелы. Под облаками — земля и земные обитатели. Люди («все людие», «цари и судии», «старцы со юношами», «девы») образуют в композиции две иерархические ярусные группы: слева — праведные цари, монахи, юноши, старцы и младенцы; справа — судии, земные цари, девы, старцы и юноши. В центре — «горы, и вси холмы, и все бездна» с деревьями и травами («древа плодоносны»), среди которых порхают птицы, гуляют животные («звери и скот») — жирафы, львы, овцы, козы, коровы, экзотические слоны и носорог, фантастический единорог. В нижней части — подземные пещеры, куда не проникает свет, с обитающими там «змиями» — ящерицами, змеями и драконами с песьими головами. Изображая разнообразие и гармонию земной красоты, иконописец подчеркивает проявление в этом Божественного замысла, воплощения невидимой, высшей красоты. (цитата по «София Премудрость Божия / Каталог выставки русской иконописи XIII-XIX веков в ГТГ. М., Радуница 2000, № 63, стр. 188-189.»).
Икона очень редкая, такой тип икон не был распространен, в настоящий момент две такие иконы находятся в Третьяковском музее и одна в Ярославском, больше древних икон «Хвалите Господа с небес» нет (это я уже сама по Интернету насобирала информацию). Именно в этой иконе примечательно, как живописец изобразил неведомых ему африканских животных, а так же подземных тварей (древние люди полагали, что и под землей обитают животные), африканских животных писал, видимо, по рассказам тех, кто слышал рассказы тех, кто там когда-то был. Иными словами, имея о них достаточно приблизительное представление. Хвостик слона напоминает хвостик …….другого животного
Павлина даже подписал- «птица», чтоб современники не сомневались.
На иконе изображено множество мышей, но что примечательно, почему –то ни одного кота. Не могу найти разгадки этой тайны. Впрочем, африканская фауна так же представлена не в полном составе: нет крокодилов и жирафов.
Кто такой в правом нижнем углу?
«Композиция иллюстрирует 148-й псалом Давида, первый стих которого «Хвалите Господа с небес, Хвалите Его в вышних» вынесен на верхнее поле иконы. Далее, следуя тексту, иконописец изобразил мир, прославляющий своего Создателя. Вверху небесная твердь — «небеса небес», изображенная в виде дугообразных полос, на которой «все звезды и свет» с солнцем и луной и «воды, которые превыше небес». В центре вверху — Спас в образе Эммануила, восседающий на херувимском престоле, благословляющий сотворенный мир. На облаках — предстоящие ему Богоматерь, Иоанн Предтеча и ангелы. Под облаками — земля и земные обитатели. Люди («все людие», «цари и судии», «старцы со юношами», «девы») образуют в композиции две иерархические ярусные группы: слева — праведные цари, монахи, юноши, старцы и младенцы; справа — судии, земные цари, девы, старцы и юноши. В центре — «горы, и вси холмы, и все бездна» с деревьями и травами («древа плодоносны»), среди которых порхают птицы, гуляют животные («звери и скот») — жирафы, львы, овцы, козы, коровы, экзотические слоны и носорог, фантастический единорог. В нижней части — подземные пещеры, куда не проникает свет, с обитающими там «змиями» — ящерицами, змеями и драконами с песьими головами. Изображая разнообразие и гармонию земной красоты, иконописец подчеркивает проявление в этом Божественного замысла, воплощения невидимой, высшей красоты. (цитата по «София Премудрость Божия / Каталог выставки русской иконописи XIII-XIX веков в ГТГ. М., Радуница 2000, № 63, стр. 188-189.»).
Икона очень редкая, такой тип икон не был распространен, в настоящий момент две такие иконы находятся в Третьяковском музее и одна в Ярославском, больше древних икон «Хвалите Господа с небес» нет (это я уже сама по Интернету насобирала информацию). Именно в этой иконе примечательно, как живописец изобразил неведомых ему африканских животных, а так же подземных тварей (древние люди полагали, что и под землей обитают животные), африканских животных писал, видимо, по рассказам тех, кто слышал рассказы тех, кто там когда-то был. Иными словами, имея о них достаточно приблизительное представление. Хвостик слона напоминает хвостик …….другого животного
Павлина даже подписал- «птица», чтоб современники не сомневались.
На иконе изображено множество мышей, но что примечательно, почему –то ни одного кота. Не могу найти разгадки этой тайны. Впрочем, африканская фауна так же представлена не в полном составе: нет крокодилов и жирафов.
Кто такой в правом нижнем углу?