Здравствуйте, Даниил! Помимо указаний, содержащихся в Священном Писании, повествующих о присутствии при Вознесении Господа Иисуса Христа Его ближайших учеников — апостолов (ср.: «
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью»
(Лк. 24:50-52)), — Предание причисляет к свидетелям этого события и Пресвятую
Богородицу: «Когда же настало время вознесения, Он ведет их на гору Елеонскую (называется она так потому, что густо поросла масличными деревьями), и поведал им то, что будет в конце сей проповеди (о вознесении), а также о непостижимом Своем будущем Царствии. Заметив, что ученики хотят Его вопрошать о том, что их не касается, посылает к ним и бывшей тут же Пречистой Своей Матери Ангелов указать Его восход на небеса. Затем на подхватившем Его облаке поднялся из среды их на виду у них, сопровождаемый Ангелами, которые повелевали другим поднять небесные врата и ужасались кровавому цвету плоти Его» (Синакс. на праздник Вознесения) [1, с. 114].
Лично мне кажется непонятным, как можно не только не заметить данный факт, но и сознательно его опустить (ср. ваши слова: «
Богородица выносится за скобки»), и на этом основании заключить: «
этот день можно считать своеобразным мужским праздником».
Отмечу, что ВСЯ жизнь Иисуса Христа (в том числе — Вознесение), посвящена ВСЕМ без исключения людям, независимо ни от половой, ни от какой-либо иной принадлежности (рассовой, социальной и пр.): «
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
(Ин. 3:16); «
И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе»
(Ин. 12:32). Следовательно, и благодатные следствия, и радость Вознесения распространяются на ВСЕХ без исключения христиан (ср., с одной стороны: «
И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
(Лк. 10:23), но с другой стороны: «
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие»
(Ин. 20:29)).
Напомю Вам, что во время Преображения присутствие «зрителей» было и вовсе ограничено тремя учениками: «
И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними»
(Мк. 9:2). Однако это не лишает Праздник Преображения Господня определения «всеобщий».
Благодарю за вопрос!
1.Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари Постной и Цветной Триоди. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008.