вознесение

германия
Православный христианин
скоро праздник вознесения. в связи с этим возникло недопонимание с одним священником. он считает что, так как при вознесении Христа присутствовали в большом количестве толко мужчины (Богородица выносится за скобки), то этот день можно считать своеобразным мужским праздником в православном календаре по анологии с днём Мироносиц,в который принято поздравлять женщин прихода. предположение о присутствии женщин при вознесении опровергают слова ангела из Евангелия - мужи галилейские-, а так же упоминание у ап. Павла (Кор.1.15) о сборе 500 мужчин-братий. при всей условности спора хочется узнать мнение других священников по данному воросу. так были женщины при вознесении или нет?
Данил Чудин
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Даниил! Помимо указаний, содержащихся в Священном Писании, повествующих о присутствии при Вознесении Господа Иисуса Христа Его ближайших учеников — апостолов (ср.: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24:50-52)), — Предание причисляет к свидетелям этого события и Пресвятую Богородицу: «Когда же настало время вознесения, Он ведет их на гору Елеонскую (называется она так потому, что густо поросла масличными деревьями), и поведал им то, что будет в конце сей проповеди (о вознесении), а также о непостижимом Своем будущем Царствии. Заметив, что ученики хотят Его вопрошать о том, что их не касается, посылает к ним и бывшей тут же Пречистой Своей Матери Ангелов указать Его восход на небеса. Затем на подхватившем Его облаке поднялся из среды их на виду у них, сопровождаемый Ангелами, которые повелевали другим поднять небесные врата и ужасались кровавому цвету плоти Его» (Синакс. на праздник Вознесения) [1, с. 114].
Лично мне кажется непонятным, как можно не только не заметить данный факт, но и сознательно его опустить (ср. ваши слова: «Богородица выносится за скобки»), и на этом основании заключить: «этот день можно считать своеобразным мужским праздником».

Отмечу, что ВСЯ жизнь Иисуса Христа (в том числе — Вознесение), посвящена ВСЕМ без исключения людям, независимо ни от половой, ни от какой-либо иной принадлежности (рассовой, социальной и пр.): «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16); «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Следовательно, и благодатные следствия, и радость Вознесения распространяются на ВСЕХ без исключения христиан (ср., с одной стороны: «И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!» (Лк. 10:23), но с другой стороны: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29)).

Напомю Вам, что во время Преображения присутствие «зрителей» было и вовсе ограничено тремя учениками: «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними» (Мк. 9:2). Однако это не лишает Праздник Преображения Господня определения «всеобщий».

Благодарю за вопрос!

1.Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари Постной и Цветной Триоди. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008.
 
Сверху