воскресение

Москва
Православный христианин
Отвечая на вопрос о воскресении людей, хочется напомнить слова св. Иустина Философа, он писал: «Так как атомы (из которых он, человек, создан) неразрушимы, то нет ничего невозможного им сойтись и соединиться в том же порядке и положении и потом составить такое же тело, какое прежде было из них, подобно тому, как если мозаический художник сделает из камней образ… когда потом они распадутся от времени или по воле художника, то он, имея те же кусочки, может собрать и расположить в подобном порядке и сделать такое же изображение» (Св. Иустин, Философ и мученик. Творения. «Паломник», 1995 г. стр. 477). Сегодня уже человек может, восстановив генетический код, воссоздавать умершие тела и даже тиражировать их (такой способ называется «клонирование»). Тем более Бог, Который и создал человека, может и воссоздать (воскресить) его.
Даже если тело сгорело или сгнило в воде, все равно сохраняются частицы, на основании которых воскресение каждого человеческого тела возможно. Пророк Исаия говорил об этом следующее: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис.26:19). Здесь надо вспомнить, что человек зачинается от одной капли, как говорил св. Иоанн Златоуст, «живительного семени». Да и меньше, чем капли, всего одна маленькая ее частица – и человек зачат. Воскресение людей будет подобно и схождению с небес живительной росы: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан» (Ос.14:6).
Не то же ли мы наблюдаем и весною, когда под мощными звуками раскатов грозы в начале мая природа как бы просыпается и оживает. Гром (!) – и все приходит в движение, убыстряется рост зелени, просыпаются насекомые и все наполняется их жужжанием, меняется цвет неба, да и сам человек ощущает начало особых перемен и в самом своем организме. О живительном звуке с небес сказано и в Новом Завете: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Сол.4:16); и еще: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор.15:51-53). У пророка Исаии сказано: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис.25:8). Пророк Иезекииль в видении созерцал: «…произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» (Иез.37:7-10).
Но какими будут люди по воскресении своем из мертвых?
Они все будут «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). То есть, все будут молоды и совершенны. Это будет начало вечной юности, о которой в Книге Иова сказано: «Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов 33,24-25).
Освобожденный от могилы человек будет обладать уникальным познанием о Боге, и заслугами Христа совершится его полное искупление от власти греха. Сказано: «Будет молиться Богу, и Он – милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Он (т.е. человек) будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он (Господь) освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет. Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых» (Иов.33:26-30). Как приятно будет ходить во свете живых и радоваться обилию Божьих благословений.
В том мире люди будут здоровы и физически, и духовно: «И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Ис.33:24). «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.35:5-6).
Изменится и мир окружающей нас природы: «ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; а жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша» (Ис.35:6-7). «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис.65:17).
Животный мир перестанет быть источником агрессии как по отношению к человеку, так и по отношению к самому себе: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9).- Многие отцы именно аллегорически истолковывали эти тексты. То есть, перестанут владеть людьми животные инстинкты!
Где будет этот удивительный мир? На небе или на земле? Святые Отцы с древних времен задавали себе этот вопрос. Св. Ипполит, папа римский, учил, что «там праведники будут в состоянии перешагнуть самое море, если только оно будет течь. Там не будет более недоступно для людей небо, а также путь, ведущий к нему, не останется непроходимым. Там земля не будет невозделанной и исполненной для людей трудов, но украсится плодами. Там не будут рождаться звери, а также не будет увеличиваться число людей, но всегда останется одно» (Митрополит Макарий (Оксиюк), «Эсхатология св. Григория Нисского». Изд. «Паломник», 1999 г., стр. 104).
Поистине Царство Божие будет «и на земле, как на небе» («яко на небеси и на земли» – Мф.6:10). Перемены произойдут не только на уровне религиозно-этическом, но и на космическо-физическом уровне. По представлениям св. Феофила Антиохийского, блаженная будущность, ожидающая праведных, не есть повторяющееся однообразие; напротив – великое многообразие (Митрополит Макарий (Оксиюк), «Эсхатология св. Григория Нисского». Изд. «Паломник», 1999 г., стр. 24). Но, прежде чем мы войдем в этот удивительный мир, мы должны будем вкусить и последнюю «епитимью» – смерть… Сказано: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23).
 
Сверху