Вопросы по беседам «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов».

39,5E 51N
Православный христианин
Поздравляю Вас со святыми днями!
Спасибо, вам здравия.

В своей первой беседе вы написали:
протоиерей Олег Стеняев написал(а):
Некоторые ошибочно представляют, что города Ур и Харран, которые покинул Аврам, — это было что-то наподобие диких деревень в современной Африке. Но это далеко не так!
И далее приводите археологические подтверждения, что Ур был довольно таки «серьезным» городом, имел зиккурат и в завершение цитируете Алана Милларда: «Авраам оставил современный город, со всей его безопасностью и со всеми его удобствами, чтобы стать одним из презренных кочевников!». Однако о Харране времен Аврама вы почему то умолчали. Можете ли восполнить этот «пробел» здесь, на станицах форума, желательно сравнением этих городов?
 
Москва
Православный христианин
Харран (иврит. ‏חָרָן‏‎) — считается древнейшим городом северной Месопотамии. Упоминается в до библейских источниках («документы Богазкейя») и ассирийских «царских надписях».
По значению, как город, стоявший на пересечении торговых путей, был более значим чем халдейский г. Ур.

В «Семейной жизни…» я не старался описать все. Только то что касалось заявленной темы.
 
39,5E 51N
Православный христианин
В «Семейной жизни…» я не старался описать все. Только то что касалось заявленной темы.
Я это предполагал, говоря: «на страницах форума».
Харран (иврит. ‏חָרָן‏‎) — считается древнейшим городом северной Месопотамии. Упоминается в до библейских источниках («документы Богазкейя») и ассирийских «царских надписях».
К сожалению «документов Богазкёйя» найти не удалось, да и прочитать навряд ли получится без перевода, как и «царские надписи».
По значению, как город, стоявший на пересечении торговых путей, был более значим чем халдейский г. Ур.
То, что город был торговым центром абсолютно согласен, но в чем он был более значим помимо торговли?
 
Москва
Православный христианин
Да, особенно Харран ничем и не известен.
Кроме того, что Сара и Авраам и начали там проповедь Единобожие.
Авраам - мужчинам, а Сара - женщинам.
 
Последнее редактирование:
39,5E 51N
Православный христианин
Да, особенно Харран ничем и не известен.
Кроме того, что Сара и Авраам и начали там проповедь Единобожие.
Авраам - мужчинам, а Сара - женщинам.
А откуда известно, что в Харране они именно проповедовали Единобожие; почему у вас именно такое толкование?
 
Москва
Православный христианин
Из буквального прочтения 5-го стиха 12-й главы: "И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую" (Быт.12:5).
Дословный перевод: "души которые сделали в Харране". А как можно сделать (асу) душу? Если не переродить человека...
Сравним: "Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1Кор.4:15).
А что речь идет об обоих, Саре и Аврааме, сказано: "они приобрели (множ.чис.)".
А что "они" могли проповедовать, кроме Единобожия?
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
abraham.jpg


Два светильника Единобожия
 
39,5E 51N
Православный христианин
Из буквального прочтения 5-го стиха 12-й главы: "И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую" (Быт.12:5).
Дословный перевод: "души которые сделали в Харране". А как можно сделать (асу) душу? Если не переродить человека...
Сравним: "Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1Кор.4:15).
А что речь идет об обоих, Саре и Аврааме, сказано: "они приобрели (множ.чис.)".
А что "они" могли проповедовать, кроме Единобожия?
Да, я читал вторую беседу, а так же предания, указанные в разделе «В какого бога веруешь?», благо они есть в свободном доступе.
Но мы читаем далее Книгу Бытия:

«И взял Аврам с собою Сару[9], жену свою, Лота[10], сына брата своего (его брат умер. – прот. О.С.), и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране» (Быт. 12: 5).

Вот тут с иврита нужно перевести буквально так: «и всех людей, которых они сделали в Харране». А как это понять: «сделали в Харране»?

Если о человеке скажут: «Он делает деньги», это же не значит, что он фальшивомонетчик, правильно? Он просто умеет их зарабатывать. И слова: «они взяли всех людей, которых они сделали в Харране» – нужно понимать следующим образом: Аврам проповедовал мужчинам Единобожие, веру в одного Бога, а Сара проповедовала женщинам.

«Сия сопряженная плотью и духом святая двоица, Авраам и Сарра, была среди рода неверного как крин в тернии, как искра в пепле и как злато между блатом[11]. В то время как все народы уклонились в идолослужение и жили безбожно, совершая неизреченное зло и нечестивые беззакония, они оба знали единого Бога и веровали в Него и верно служили Ему, угождая добрыми делами. Они прославляли и проповедовали святое имя Его и другим, кому могли, наставляя их в богопознании. Ради сего Бог и водил их с одного места на другое»[12].

И они, Аврам и Сара, создали религиозную общину. И слово «еврей», действительно, в первоначальном значении означает не нацию, а именно религиозную принадлежность. И христиане никогда не воспринимали слово «иудей», или «еврей», как обозначение национальности.

Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2: 28–29). И древние пророки призывали так называемых этнических иудеев (евреев): «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер. 4: 4). Да, они были обрезаны – тем самым внешняя форма была соблюдена, – но сердца их не были обрезаны для Бога.
То есть вы хотите сказать словами «создали религиозную общину», что некоторые люди, внимая проповеди жертвовали свое имущество Аврааму а потом отправились путешествовать, по дороге набирая новых членов общины? Как по мне, так эта община более напоминает современную тоталитарную секту.

Однако Иоанн Златоуст в Беседе XXXI на Быт.12:5 пишет
...И вот представилось чудное зрелище: человек в самой глубокой старости, с женою, также престарелою, и с множеством рабов переселяется, не зная даже и того, где окончится его странствование. А если еще подумать кстати и о том, как трудны были в то время дороги (тогда нельзя было, как теперь, свободно приставать к кому угодно, и таким образом совершать путь с удобством, потому что по всем местам были разные начальства, и путешествующие должны были от одних владельцев отправляться к другим и почти каждый день переходить из царства в царство), то и это обстоятельство было бы для праведника достаточным препятствием, если бы он не питал великой любви (к Богу) и готовности исполнить Его заповедь. Но он все эти препятствия разорвал как паутину, и. укрепив ум верою и покорясь величию Обещавшего, отправился в путь. «И поят, – сказано, – Аврам Сару, жену свою, и Лота сына брата своего, и вся имения своя, елика стяжаша267 в Харране; и изыдоша пойти в землю Ханааню»(Быт.12:5).
   6. Замечай обстоятельность Писания, с какою оно рассказывает нам обо всем, чтобы мы из всего узнали благочестие праведника. «И поят, – говорит, –Сару, жену свою, и Лота, сына брата своего, и вся, елика стяжаша в Харране». Не без причины сказано: «вся, елика стяжаша в Харране», – чтобы знали, что патриарх ничего не взял с собою из Халдеи, но все это отцовское имение оставив брату, вышел с тем только, что мог приобрести в Харране. Да и это взял с собою чудный этот муж не потому, чтобы дорожил имением, или был любостяжателен, но для того, чтобы можно ему было своею собственностию доказать всем Божие о нем попечение. Тот, Кто извел его из земли халдейской и потом повелел переселиться и оттуда, Сам и умножал с каждым днем имение его и устранял всякую неприятность. Таким образом и то самое, что Авраам взял с собою это имущество и нес во всю дорогу, служило доказательством его душевного благочестия...
В то, что Авраам приобрел в Харране свое имение проповедью верится с трудом и вот почему.
253250.p.jpg

Авраам идет не напрямую в Ханаан через Фадмор, а идет в крупный торговый центр, при чем без имущества и задерживается там продолжительное время. После такой длительной остановки в Харране он выходит оттуда уже с серьезным имуществом. Откуда оно у него взялось? Вполне логично мы можем заключить, учитывая приведенные выше факты, говоря современным языком, человек «раскрутился» с Божьей помощью. Что представляло из себя нажитое имущество Авраама? Бытие 13:2 прямо свидетельствует: «И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.» А просто так путешествовать с таким добром естественно небезопасно! Для защиты нужно иметь верных слуг, умеющих держать оружие, тем паче что в Ханаане существовали «интересные» люди, именуемые хабиру. Плюс за скотом тоже кому то нужно ухаживать. И эти люди у Авраама, как и оружие, точно были Быт.14:14 «Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана;». Найти таких людей в крупном торговом Харране, думаю, на составило бы большого труда, хотя бы из тех же хабиру.
0361.jpg

Однако я не исключаю, что некоторые (но не все) из «обслуги» принимали Единобожие. О сильном влиянии язычества на евреев мне, как и вам, хорошо известно и о том, как они были верны Единому.
 
Москва
Православный христианин
То есть вы хотите сказать словами «создали религиозную общину», что некоторые люди, внимая проповеди жертвовали свое имущество Аврааму а потом отправились путешествовать, по дороге набирая новых членов общины? Как по мне, так эта община более напоминает современную тоталитарную секту.
Так речь и не идет о материальных богатствах (яко-бы приобретенных в Харране), а прежде всего духовных (в лице новообращенных).
А богатства он мог наследовать и от своего отца.
Тем более, что Бог уже сказал ему: "...и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение" (Быт.12:2).
 
39,5E 51N
Православный христианин
Так речь и не идет о материальных богатствах (яко-бы приобретенных в Харране), а прежде всего духовных (в лице новообращенных).
А таковые (новообращенные) вообще были?
А богатства он мог наследовать и от своего отца.
Отче Олег, Иоанн Златоуст [самый ранний] из всех известных мне преданий написал:
Иоанн Златоуст" data-source="" class="bbCodeBlock bbCodeBlock--expandable bbCodeBlock--quote js-expandWatch">
Иоанн Златоуст написал(а):
Не без причины сказано: «вся, елика стяжаша в Харране», – чтобы знали, что патриарх ничего не взял с собою из Халдеи, но все это отцовское имение оставив брату, вышел с тем только, что мог приобрести в Харране. Да и это взял с собою чудный этот муж не потому, чтобы дорожил имением, или был любостяжателен, но для того, чтобы можно ему было своею собственностию доказать всем Божие о нем попечение. Тот, Кто извел его из земли халдейской и потом повелел переселиться и оттуда, Сам и умножал с каждым днем имение его и устранял всякую неприятность. Таким образом и то самое, что Авраам взял с собою это имущество и нес во всю дорогу, служило доказательством его душевного благочестия...
что я отразил выше в спойлере. Есть ли предания древнее?
Тем более, что Бог уже сказал ему: "...и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение" (Быт.12:2).
Что мы и наблюдаем в теперешний исторический момент.
 
Сверху