Вопрос про три этапа или про кризис веры

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
украина
Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий.
Я хотела у вас спросить вот о чем.
Я читала, что вы духовной жизни различают три этапа развития.
первый - благодатный, второй - неблагодатный, третий - опять благодатный, который приходит после многих трудов.
Значит ли это , что между первым и вторым периодами обязательно должно быть духовное падение, даже больше. когда человек забывает все что прочитал и узнал и попробовал на первом этапе и все приходится начинать с нуля.

Извините, уточню, мне ночью плохо думалось.
Падение, забвение полное и охлаждение к духовному между двумя этими периодами - закономерность и посылается так сказать для усложнения задачи или все же наказание за какие то грехи, как вы думаете
 
... в духовной жизни различают три этапа развития.... охлаждение к духовному между двумя периодами - закономерность, которая посылается для усложнения задачи или как наказание за какие то грехи?

Cостояние богооставленности является нормальным периодом в жизни любого подвижника благочестия - об этом пишет еще вл.Софроний (Сахаров), описывая жизнь прп.Силуана Афонского., Т.е в состояние богонечувствия, оказывается, можно впасть и через аскезу, если переусердствовать. Но диагностировать это состояние внутри себя крайне затруднительно, а оно на самом деле играет важную роль в духовной жизни. Святые Отцы Церкви говорят, что существуют две причины, по которым начинает казаться, что Господь ушел из сердца.

Это может быть "педагогическим" испытанием веры человека, как это было некогда со св.Иовом Многострадальным - и сдавший такой экзамен становится сияющим примером для всего мира, и многих окужающих он приводит к вере. Но чаще превалирует другая причина — человеческая гордыня. Человек начинает скрытно и бессознательно приписывать своим добродетелям все благодатные дары, которые он получает от Бога. И в результате этого он забывает воздавать хвалу Господу, забывает благодарить Его за то, что Он ему послал, а попутно еще начинает презирать людей в своем окружении, и которые, с его точки зрения, слепы и не имеют Божьей благодати. И тогда Господь отнимает Свою руку от этого человека, чтобы он духовно протрезвился и понял, кем на самом деле он является без Божией благодати. В этом случае состояние богооставленности целительно, потому что Бог дает человку шанс покаяться. Однако это состояние временного богонечувствия также и духовно опасно, так как слабый человек может вообще уйти из Церкви. Чтобы избежать ужаса богоотпадения, Cвятые Отцы советуют через силу принуждать себя, широко и истово крестясь, молитвенно обращаться к Богу, даже если Господь якобы не отвечает...
 
украина
Православный христианин
Спасиьо большое за ответ.

Скажите, а если этот помысел превозношения настолько скрыт и безсознателен, что человек не чувствует его, он же в таком случае не может покаяться. Чисто формально может конечно, ведь большинство на каждой исповеди это исповедуют - гордыню, тщеславие. но богооставленность после таких исповедей почему-то не проходит
 
Исповедоваться надо искренне, а не формально. А если не получается искренне, то лучше не как, чем брать на себя еще один грех-лицемерия. Господь при своей земной жизни очень не любил лицемеров и постоянно их обличал. А верных своих Бог никогда не оставляет.
 
Москва
Крещён в Православии
Исповедоваться надо искренне, а не формально. А если не получается искренне, то лучше не как, чем брать на себя еще один грех-лицемерия. Господь при своей земной жизни очень не любил лицемеров и постоянно их обличал. А верных своих Бог никогда не оставляет.
Если нет покаянного чувства, то сперва исповедуют бесчувствие сердечное, т.е. нечувствие грехов, а потом уже исповедуют сами грехи, которые человек при испытании совести в себе обнаружил. Все сие открывают на исповеди с упованием на милость и помощь Божию.
 
украина
Православный христианин
Исповедоваться надо искренне, а не формально. А если не получается искренне, то лучше не как, чем брать на себя еще один грех-лицемерия. Господь при своей земной жизни очень не любил лицемеров и постоянно их обличал. А верных своих Бог никогда не оставляет.

А мну кажется что исповедываться нужно по любому, а то лукавый так подсобит, что покаянного чувства будем искать долго, долго.
Хотя мне очень нравится ваша позиция - прямо и просто, без лукавых измышлений, так рассуждать - большое благо. Но ситуации в жизни разные бывают.
 
Святая Русь
Православный христианин
Спасиьо большое за ответ.

Скажите, а если этот помысел превозношения настолько скрыт и безсознателен, что человек не чувствует его, он же в таком случае не может покаяться. Чисто формально может конечно, ведь большинство на каждой исповеди это исповедуют - гордыню, тщеславие. но богооставленность после таких исповедей почемуто не проходит

Алеся, так ведь богооставленность и призвана действовать не только на сознание, но и на подсознание. Когда человеку все время не везет, он подсознательно смиряется. Просто это надо пережить, переждать, пока наше подсознание (или как говорили Отцы - глубины сердечные) придет в смиренное состояние.
 
украина
Православный христианин
Алеся, так ведь богооставленность и призвана действовать не только на сознание, но и на подсознание. Когда человеку все время не везет, он подсознательно смиряется. Просто это надо пережить, переждать, пока наше подсознание (или как говорили Отцы - глубины сердечные) придет в смиренное состояние.

теперь все поняла. бессознательное переходит в сознательное, и тогда возможно будет полное покаяние. Чувствуется связь с тем, что мы изучали по психологии.

Отец Сергей, извините за многословие, меня эта тема просто глубоко интересует, как то неясно все, я даже хотела сьездить в монастырь, чтобы прояснить неясные моменты.
Скажите, а правда, что человек когда постоянно кается все равно не сразу от страстей избавляется. Просто как будто стираются с души пласты времени, иначе от страстей не избавиться, потому что только таким образом они проявляются. Своего рода как видеозапись наоборот.Или это опять все мое женское воображение
 
... если помысел превозношения настолько скрыт и безсознателен, что человек не чувствует его, он же в таком случае не может покаяться. Чисто формально может конечно, ведь большинство на каждой исповеди это исповедуют - гордыню, тщеславие. но богооставленность после таких исповедей почему-то не проходит
Сохранение при кризисе веры хотя бы внешних признаков благочестия, все же бессознательно удерживает человека от самого страшного - полного церковного отпадения и дальнейшего уклонения в сатанинское богоборчество.

Вообще говоря, взаимоотношения веры и ритуала определяются диалектикой философских категорий "содержания" и "формы". Если содержание представляет динамичную сторону целого, то форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Всеобщим законом является то, что содержание определяет форму, что форма зависит от содержания, что форма влияет на содержание. Разрешение противоречий между содержанием и формой может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на изменившееся содержание. Но в последнем случае форма влияет на содержание.

Переводя философию на богословский язык, вспомним слова Спасителя: "В терпении вашем стяжите души ваши" (Лк.21,19). То есть, если в смиренномудрии мы будем терпеливо придерживаться старой церковной формы, несмотря на изменившееся богонечувственное содержание души, то, спустя время, все же произойдет возврат души к вере, но уже на новом уровне.

Уподобимся же праведному Иову - будем терпеть и надеяться!
 
украина
Православный христианин
Спасибо большое вам за ответы, теперь когда получила информацию в разжеванном виде, стало намного все проще как то, сомнения улетучились сразу.
Спаси Господи, отец Сергий.
 
В Новом Завете говорится о строителях которые построили дом , одни на фундаменте, другие на песке.В сказанном , речь идет об ОШИБКЕ которую закладывают в начале строительства или какого угодно дела, вплоть до мытья машины.Вы же не начнете мыть машину снизу вверх, иначе вашем усилиям не будет конца - мыть будите вечно.В духовной жизни точно так, строите свое здание на ОШИБКЕ , укрепляете его исповедью , причастием , нагромождая множеством духовной литературы , а здание все равно рухнет - вопрос времени. В основание лежит ошибка и не какими подвигамиее не исправить. Наверно по этому первые шаги к Вере - легки и без облачны. Бесы не мешают , а Бог ждет , когда же домиксложится. А уж как сложится, тогда у горе строителя есть все предпосылки обрести разум - проведя работу над ошибками. Или же продолжать жить под развалинами своего дома и во всем винить Бога.
 
украина
Православный христианин
В Новом Завете говорится о строителях которые построили дом , одни на фундаменте, другие на песке.В сказанном , речь идет об ОШИБКЕ которую закладывают в начале строительства или какого угодно дела, вплоть до мытья машины.Вы же не начнете мыть машину снизу вверх, иначе вашем усилиям не будет конца - мыть будите вечно.В духовной жизни точно так, строите свое здание на ОШИБКЕ , укрепляете его исповедью , причастием , нагромождая множеством духовной литературы , а здание все равно рухнет - вопрос времени. В основание лежит ошибка и не какими подвигамиее не исправить. Наверно по этому первые шаги к Вере - легки и без облачны. Бесы не мешают , а Бог ждет , когда же домиксложится. А уж как сложится, тогда у горе строителя есть все предпосылки обрести разум - проведя работу над ошибками. Или же продолжать жить под развалинами своего дома и во всем винить Бога.

Мне кажется все же что это промыслительно, что Бог намного ближе к человеку, чем просто стоять в стороне и смотреть как человек роет себе яму. А человек может быть и не очень умным например - ну не дано, как он сможет разобраться в груде тех камней которые наворотил.

вот посмотрите на годовалого младенца, какой домик он строит, но мама же не говорит ему - фу, какой ты некрасивый построил - наоборот, радуется, что малыш хочет делать, развивается.
Ну а скажем трехлетнему она уже подскажет как сделать домик лучше.
 
украина
Православный христианин
какой смысл Богу показывать человеку его недостатки рассудка, чтоб довести его до отчаянья ,ведь он хочет от человека другого, по-украински это очень красиво звучит - каяття, покаяния в смысле.
 
какой смысл Богу показывать человеку его недостатки рассудка, чтоб довести его до отчаянья ,ведь он хочет от человека другого, по-украински это очень красиво звучит - каяття, покаяния в смысле.
Каяться и покаяние разные вещи. Покаяние - изменения мышления. Так, что все сходится.
 
Москва
Крещён в Православии
Каяться и покаяние разные вещи. Покаяние - изменения мышления. Так, что все сходится.
Неправильно толкуете. Перемена не мышления, а мыслей, как мировоззрения:

Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов.

Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всясвятой волей Бога. (Покаяние)
 
Москва
Крещён в Православии
Тема закрыта

Для желающих дискутировать и философствовать есть возможность сделать это на общем форуме, а это
раздел ответов СВЯЩЕННИКОВ на вопросы форумчан.

 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху