родных люблю и боюсь, что если прощу их, с ними случится какая-нибудь беда, а в ней, получается, я буду виновата? Ну это я так поняла. А простить надо и хочется этого. Поймала себя на том, что обидчива. Если кто-то прощал, поделитесь, как это было?
Да, так может случиться, если не указывать брату на грех его.
«Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему»
(Лук.17:3,4).
Христос сказал, что когда прощаешь брату, надо сказать ему за что его прощаешь. Это нужно для того, чтобы услышать раскаяние его. Если брат покается, то надо его простить. И тогда прощение брата означает, как я думаю, и прощение его Господом.
Если же брат не раскаивается, то можно простить или не простить его. Причем, простить можно молча (в душе). В таком случае прощение вовсе не означает, что и Бог простит, потому что есть ситуации, когда молчаливое прощение нераскаявшегося грешника приводит к попустительству греха его. И тогда жди беды.
Но чаще бывают ситуации, когда обидели непреднамеренно, по невнимательности, без злого умысла. Тогда, как правило, лучше простить молча. Например, бывает, что обидят по разному пониманию смысла той или иной фразы, ситуации, по недоразумению и т.д. Тогда нет греха обидчика, а причиной обиды является собственная гордость обиженного и осуждение обидчика.
Почему трудно бывает простить обижающего нас? Потому что мы сами грешные, а воображаем себя безгрешными.
Итак, Христос сказал, «
Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему»
(Лук.17:3,4). Так почему же в Прощеное воскресение мы обычно начинаем прощение не словами «
я прощаю тебя», а словами «
прости меня»? И не выговариваем братьям нашим грехи их, чтобы они раскаялись и чтобы затем простить их? Это можно объяснить тем, что при указании на грех опасаешься обидеть брата осуждением, превознестись, выступить учителем. А ведь смысл прощения состоит в примирении. И главное в прощении это избежать осуждения и превозношения.
Поэтому
словами «прости меня», которые выражают покаяние, мы приглашаем к примирению. Это начало нашего прощения. Какой труд и усилия мы должны совершить, говоря «
прости меня»?
Прежде всего, подумаем – а может быть я ему обид больше принес, чем он? Возможно, что его грех есть следствие моего согрешения против него и следствие обид его на меня за мои согрешения? Поэтому для примирения мы должны показать свое смирение, обличить свою греховность, свои ошибки, раскаяться в них перед ним и обратиться к брату с просьбой о прощении. Признание своих ошибок в каком либо деле или споре это демонстрация шага к примирению.
Если согрешили или обидели против кого-либо непреднамеренно, то вместе со словами «
прости меня» выражаем отсутствие враждебности и преднамеренности при согрешении, демонстрируем смирение и готовность возместить моральный и материальный ущерб.
Если согрешили против него преднамеренно, надо предварительно совершить труд по примирению – покаяться в грехе, компенсировать ущерб, проявить отсутствие враждебности и стремление к миролюбию. Если украл что-либо, то вернуть, причем вернуть с избытком. Если оклеветал, то публичным признанием себя клеветником восстановить его честь, доброе имя и репутацию. И только после этого можно сказать «прости».
И когда он простит тебя, как же ты сможешь не простить его?
Таким образом,
первые шаги, которые надо сделать перед прощением обидчика, это продемонстрировать готовность к примирению, показав свою любовь к нему и проявив смирение.
У меня есть обиды на ближних и их много (в основном, мелкие). Врагов при этом мне проще простить, потому что вижу, что "не ведают, что творят".
Что касается прощения родителей, то надо начинать с заповеди. "
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". И ко всем при прощении относиться по заповедям «
блаженны кроткие, блаженны миротворцы, не судите».
В теме «
Гиперопека с православной точки зрения» я писал: – «
Если Христос заповедал прощать врагов (
«Отче! прости им, ибо не знают, что делают», Лука 23:34)
, то, тем более, будьте милостивы к родителям и ближним, ибо и они иногда не знают, что делают. Бог попускает такие поступки их во благо осознания Вашей греховности.
Прежде всего, надо начинать с себя, а не с претензий к родным. Они, желая Вам добра, действуют так, как умеют. Они любят Вас, но любят по-своему. Главное это иметь мир в семье. Пусть они дают советы и указания – не воюйте с ними, не ссорьтесь. Принимайте их советы смиренно, обдумайте, а потом изложите обосновано с чем согласны и против чего возражаете. Или просто выскажите свое мнение по поводу их советов и этого достаточно. Но в любом случае при возникновении раздражения и возмущения гасите любую попытку возгорания спора и ссоры умиротворением, любовью или переменой темы разговора».
Итак, когда сам в смирении и в любви к брату повинишься перед ним, тогда и он выслушает твое обличение в его согрешении перед тобой в духе примирения. И тогда оба в прощении освободятся от обид и тяжести вины друг перед другом.