Вопрос по дыханию при чтении молитв

г.Бакал
Православный христианин
Здравствуйте. Столкнулся с такой проблемой:
Если читаю молитвы вслух, то сбиваюсь в дыхании, не понимаю когда вдыхать - выдыхать. В итоге звучит все спутано, некрасиво, и с молитвенного настроя сбивает, не молишься уже. а дышишь.
В связи с этим хочу у Вас спросить: Для таких случаев существуют какие то методики (в интернете нашел только общие рекомендации)? Что то из области практики?
 
...Если читаю молитвы вслух, сбиваюсь в дыхании, не понимаю когда вдыхать - выдыхать. В итоге звучит все спутано, некрасиво, и с молитвенного настроя сбивает, не молишься уже. а дышишь.
Дорогой Александр!

Судя по всему вы совершаете серьезную ошибку, рассудочно сосредоточиваясь на внешней красоте звучания, на дыхательной моторике, на выразительности - сие есть скрытое тщеславие и желание самолюбования своей молитвой и своим голосом.

Молитва ко Господу должна быть безрассудно отчаянной - как будто, заблудившись в сумрачном лесу, во всю глотку кричите на все четыре стороны ПОМОГИТЕ ! Вы же тогда не задумываетесь как дышать?

Еще обязательно, чтобы ваше молитвенное прошение исходило от СЛОВА - нужно четко понимать и чувствовать ее детальное содержание, не бубнить ее формально, как магическое заклинание. Почувствуйте, как каждое слово в молитве имеет свое уникальное значение, свой особенный ВКУС. Прикоснитесь сердцем к благодатному вдохновению авторов - ведь канонические молитвы слагали великие религиозные поэты древности!

А правильность молитвенного настроя проверяйте так - молитва должна негромко исходить как бы глубоким грудным стонущим вздохом от сокрушенного сердца. И, как учат Святые Отцы, если почувствуете при этом теплоту в груди и подступающие слезы, знайте - вас посетил Ангел.

Посмотрите также "За советом о молитве"
 
г.Бакал
Православный христианин
Благодарю Вас за наставления и за указанные книги, уже вижу что прочту от корки до корки.
Спаси Бог Вас батюшка!

сие есть скрытое тщеславие и желание самолюбования своей молитвой и своим голосом.
Есть такое, но чуть чуть совсем. Без подсказки и не заметил бы в себе.

Но все же хочу вернутся к своему вопросу, перефразировав:

Как учат чтецов?
Существуют ли методички и прочие наставления по технике речи в ходе молитвы?
 
Как учат чтецов?
Существуют ли методички и прочие наставления по технике речи в ходе молитвы?

Существуют пособия по технике речи для театральных училищ, но польза от них невелика. Правильные навыки приобретаюся исключительно церковной практикой.

Посмотрите рекомендации на www.deacon.ru
 
В книге свт. Игнатия «Приношение современному монашеству» изложены основные указания о правильной манере чтения: «Читать должно просто, с благоговением, в один тон, без излияния своих чувствований переливами и изменениями голоса… Отнюдь не должно чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь тщеславием; напротив, должно читать природным голосом, без отяготительного для слуха и совести напряжения, благоговейно, внятно, величественно, чтобы наша жертва хвалы была благоприятна Богу»[26].

Характерной особенностью церковной манеры чтения является растянутое окончание фраз. В каждой фразе есть, кроме конечной, еще и промежуточные растяжки, а также чередование ударных и безударных слогов, которые определяют ритмику чтения и применяются интуитивно каждым чтецом. Разнообразие ритмических рисунков чтения не устраняет общего закона – церковное чтение должно быть ритмичным. В качестве дефектов чтения встречаются:
– неритмичное чтение,
– резко обрубленное окончание фразы вместо растянутого,
– ослабленное, почти не слышное окончание фразы,
– излишне усиленный нажим на окончание фразы, а также на ударные слоги, из-за чего при чтении создается впечатление глухих ударов молотком.

Дыхание при пении и клиросном чтении особенное: короткий, почти незаметный, вдох и длинный-длинный выдох. Такой режим требует, время от времени, сделать несколько обычных вдохов и выдохов, отдышаться. Поэтому, если вся литургия или всенощное бдение поются одним псаломщиком, то чтец при нем является не роскошью, а необходимостью.

Нередко хор неопытных певцов, постепенно замедляя пение, попадает в ритм, при котором ум неудержимо погружается в состояние тупого оцепенения. В этом случае необходимо несколько ускорить пение и точнее соблюдать длительности нот.

Иногда люди, не знакомые с традициями церковного чтения и пения, особенно имеющие светское музыкальное и театральное образование, пытаются применить на клиросе известные им средства художественной выразительности. Эти средства состоят в убыстрении и замедлении ритма, усилении и ослаблении громкости, паузах и акцентировании некоторых слов, повышении и понижении высоты звука при чтении. Причем эти приемы применяются искусственно и в чрезмерном количестве, без связи со смыслом текста, который исполнителю понятен лишь частично. Такое чтение и пение прихожане ворчливо называют театральным. Если же к вышесказанному присоединяются еще и странные интонации: угрожающие, пафосные, трагические, плаксивые, крикливые, - к чему особенно склонны душевнобольные люди, то возникает эффект, получивший название «шизофренического чтения». Смешливые интонации, появляющиеся у чтеца, если его что-то рассмешило, выглядят кощунственно при чтении священных текстов и бывают причиной смущения и возмущения молящихся. Постепенное наращивание силы и высоты звука вызывает ощущение напряженности, тревоги и ожидания неминуемой развязки, что также неуместно при церковном чтении. Все это не должно ускользать от внимания уставщика и служащего священника, и своевременно исправляться замечаниями, а при необходимости, и заменой чтеца.

Через характеристики голоса молящиеся воспринимают внутреннее состояние клирика. Для них не так важна художественная красота чтения, как правильное молитвенное состояние служителя, в котором они ищут опору своей, пока еще слабой, молитве. В чтение надо «вкладываться», то есть читать достаточно бодро, энергично. Нельзя читать как умирающий лебедь, расслабленным, изнемогающим или сонным голосом.

Продолжительное пение в холодном храме и на морозе выводит из строя голосовые связки: вместо пения из горла начинают вылетать хриплые, некрасивые звуки. При попытках заставить себя петь в этот момент усилием воли, можно надолго лишиться голоса. Употребление «теплоты» помогает, но не надолго.

Многие ли из нас понимают всё, что читается и поется в храме? Даже те, кто давно ходит в храм, едва ли могут этим похвалиться. Однако читать по-настоящему хорошо, с правильной расстановкой знаков препинания и выделением ключевых слов в предложениях, можно только при понимании смысла текста.

игумен Борис (Долженко) "К тихому пристанищу"
 
Сверху