Ирина, не хочется с Вами спорить, поскольку под талантом действительно можно понимать денежные средства. Однако православное понимание данной притчи менее всего относится к деньгам. (По крайней мере, в толкованиях святых отцов).
Что такое притча? Это иносказательный, аллегорический рассказ с нравоучением. Стало быть, и понимание притчи должно быть соответствующим, а не буквальным. Буквальное понимание любой притчи может оказаться если не ложным, то, по крайней мере, не совсем точным. А всякая неточность - это всегда ошибка, несоответствие, недопонимание, которые могут привести к нежелательному результату.
Кроме того, в иудаизме ростовщичество (предоставление денег в долг под проценты) единоверцам и соотечественникам запрещена. В Ветхом Завете мы встречаем такое указание: “Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.”
(Исх. 22:25) Было бы странно, если бы Спаситель своей притчей стал оправдывать то, что для правоверного иудея являлось грехом.
Не стоит забывать и то, что в Новом Завете говорится о богачах и материальном богатстве:
“Не можете служить Богу и маммоне.”
(Матф.6:24)
“Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.”
(Мк. 10:25)
“Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут.”
(Матф.6:19-20)
“Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.” (Матф.6:31-33)
“Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.”
(Лук.6:24)
“И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!”
(Мар.10:23-24)
“Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.”
(Гал.6:7-8)
Конечно, само по себе владение денежными средствами это не грех. Грехом является любовь к деньгам, сребролюбие, служение не Богу, а маммоне.
Господь хочет от нас, чтобы мы богатели в Бога. Иными словами, мы должны не просто приумножать талант ради таланта или же пускать в оборот деньги ради больших денег, – должна быть более важная цель – поиск и служение Его Небесному Царству. Целью жизни православного человека целью является спасение души, стяжание Духа Святого и единство со своим Творцом в Царстве Божием. Ни деньги, ни положение не спасут человека от смерти.
Деньги – создание рук человеческих и не имеют постоянной ценности. Он не вечны. За порог смерти их с собой не заберёшь. Только то, что достойно вечности, может войти в вечность. По словам архиепископа Виктора (Пивоварова), “человек, сотворенный по образу Божию, является как бы духовным портретом Его в миниатюре. Все святые качества, которыми обладает Он Сам, Бог вложил при творении в Свои создания.” Господь не обещает нам земного благополучия и достатка. Это слишком мелко для Бога и нас, как Его творения. Господь хочет разделить с нами то, что имеет Сам – жизнь в вечности. Именно для этого (спасения души и Богопознания) мы должны приумножать Богом данные дары, качества и способности.
Святитель
Феофан Затворник пишет, что “жизнь – время торга. Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может.” В духовном смысле, здесь, как и в притче, речь идёт о талантах, даруемых Богом человеку способностях, которые мы должны употреблять на служение Богу. На суде Божием мы не сможем оправдаться ни бедностью, ни богатством, ни ограниченными возможностями и способностями. Вопрос не в том, чего и сколько у нас было, а что мы смогли приобрести? Для вечности.
Вечность Божия – это “свойство Божественной сущности, заключающееся в независимости бытия Божия от условий времени”. Вряд ли обладание деньгами поможет человеку войти в Царство Небесное. Деньги – не вечная ценность. Смерть уравнивает и богатых, и бедных, забирая у одних – богатство, у других – нищету. И только веру, любовь, Божественные качества, а также само Богообщение никто, даже смерть, не в силах отнять у человека.
Притча о талантах предупреждает нас о будущем Страшном Суде. Что каждый из нас сможет предложить для вечности? Как мы использовали данные нам Богом способности, дарования и внешние блага? Ради земного или небесного? Для Бога или всего остального, ставшего идолом вместо Бога? Только познавая Творца посредством очищения души, через Богообщение и употребление наших талантов на служение Его Царству, мы становимся причастниками Божественной жизни.
Пишу я это не для того, чтобы ещё больше запутать автора темы. Наоборот. Мне хочется и самому побольше разобраться в этом вопросе, и помочь объяснить, что сам (в рамках своего скудоумия) разумею. В православном понимании, это притча не о деньгах, земном благополучии или награде за удачное вложение денежных средств. Наоборот. Речь идёт вовсе не о земных благах. Одним из ключей к пониманию притчи являются слова Спасителя: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.”
Что касается вопроса, какой жизненный путь выбрать Дарье? Я бы порекомендовал сделать так, как мне посоветовал один священник. Когда я и моя супруга были в затруднительном положении и совершенно не представляли, какой сделать выбор из нескольких возможных. (А на кону стояли жизнь и здоровье супруги). Батюшка попросил нас почитать на ночь несколько глав из Евангелия подряд. (Со вниманием и благоговением). Затем помолиться (опять же - со вниманием, смирением, верой, благоговением, покаянием и благодарностью), попросив у Бога указать на выход из ситуации. Так мы и сделали. (Думаю, тут более важную роль сыграла не наша молитва закостенелых грешников, а молитва священника за нас). Так или иначе, заснул я с верой, что завтра Господь укажет нам верный путь. Проснувшись утром, мы с женой, обменялись своими мыслями и каково было наше удивление, что каждый из нас имел одну и ту же точку зрения на решение проблемы. Хотя накануне мы склонялись совершенно к другому решению. Таким образом, все наши вопросы и сомнения отпали. Критериями правильности выбора были – уверенность в данном решении, ясность мыслей и мир в душе. Слава Богу, в дальнейшем жизнь подтвердила правильность нашего выбора.
Помоги Господи!
PS Простите, если кого задел или обидел.