Вопрос о нательном крестике

Здравствуйте!
Обратил внимание, что на моем нательном крестике нижняя перекладина наклонена в обратную сторону. Крестик серебряный 19 века. Было предположение, что крестик имеет отношение к старообрядцам, но у них форма креста изображается так-же как и у православных.
Подскажите, пожалуйста, что это может значить и допустимо ли носить этот крестик?
С уважением, Виталий
 

Вложения

  • IMAG0279[1].jpg
    IMAG0279[1].jpg
    646,3 KB · Просмотры: 1.724
  • IMAG0280[1].jpg
    IMAG0280[1].jpg
    542,3 KB · Просмотры: 1.219
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Виталий!

Собственно говоря, спектр конфигураций христианских крестов (или крестиков) достаточно широк. Однако суть кажого из них сводится к одному. Крест знаменует Победу Христа над тлением, смертью, диаволом, адом, грехом.

Как известно, Евангелие не дает нам детального описания того Креста, на котором был распят Искупитель. Соответственно, Евангелие ничего не сообщает и о наличии у Креста нижней перекладины (или подножия). Ранние церковные писатели по-разному представляли себе, каким был по форме подлинный Крест. Тем не менее, все они единодушны в главном: Крест имел форму «креста», а не столба или чего-то в этом роде, как считают некоторые неправославные мыслители.

По мнению святого Иоанна Кронштадтского, утверждение о том, будто конструкция римских крестов того времени подразумевала подножия — не обосновано. «Что касается вопроса о том, бывали ли подножия на римских крестах, служивших обыкновенно орудием казни для некоторых преступников, — пишет он в сочинении «О Кресте Христовом», — то на это можно ответить решительно, что их не было. Ни один из римских историков, ни один отец или учитель Церкви, до Григория Турского, писателя VII века, не говорит о крестном подножии. У Сенеки есть место, где говорится об остром кресте, который, будучи вбит в обыкновенный крест, служил седалищем для распятого, на котором он, приседая, тяжестью своего тела давил происходящую от такого острого рожна рану и висел в самом стесненном положении. Это — именно то седалище, о котором... упоминают свв. Иустин и Ириней» [1, с. 36-37].

Данное свидетельство подтверждается и другими исследователями (см. например, фрагмент одного фундаментального сочинения профессора П. С. Лебединского (XIX в.):
«И отцы Церкви, при подробном исчислении всех концов креста, вовсе не упоминают о подножии и надписи; а такое молчание о концах подножия и надписи, заставляет верить, вопреки мнению чтителей креста осьмиконечного, что крест Спасителя имел вид не осьмиконечный, а который-нибудь из трех видов креста: трехконечного, четвероконечного и пятиконечного (именно такие конфигурации традиционно имели римские кресты — А. Л.). Какой же именно?
Предания отвечают, на этот вопрос различно; но разность эта вовсе не такая, чтобы не позволяла увидеть древо креста в истинном его виде. Весьма немногие из древних и новейших учителей Церкви: Тертуллиан, Иероним, Павлин, Беда и некоторые другие представляют, по-видимому крест Господень трехконечным, уподобляя его букве Т. Но читая подлинные слова этих учителей, нельзя не видеть, что они не имели намерения изобразить буквою Т подлинный вид креста. Из их слов видно, только, что знамение, виденное Иезекиилем на лицах людей, спасшее их от всеобщей гибели, прообразовало собою крест не столько по виду, сколько по силе. Притом на кресте трехконечном не могла быть прибита надпись: она обыкновенно прибивалась на том конце прямого столба, который был выше перекладины и который, следовательно, делал крест четвероконечным» [2, с. 804]).

Согласно святому Иоанну Кронштадтскому, «по всей вероятности подножие стали изображать на крестах со времени того Галиканского епископа, который... передает мнимое свидетельство о подножии, то есть с VII в., хотя, конечно, этот обычай и после не всюду распространился» [1, с. 44] (опять же, ср.: «Древние отцы Церкви не говорят о подножии. Первый упоминает о подножии Григорий Туронский, живший в VII веке, но не объясняет — откуда он взял это известие» [2, с. 803]).

Теперь переходим непосредственно к вашему недоумению: «Обратил внимание, что на моем нательном крестике нижняя перекладина наклонена в обратную сторону».

Считается, что косые подножия стали изображать значительно позже 7-го столетия (по рассуждению св. Иоанна Кронштадтского — только в 15-м или 16-м веке [1, с. 46]). Вы, безусловно, правы, утверждая, что такие изображения почитались у старообрядцев. «В самом деле, — говорит в этой связи Иоанн Кронштадтский, — когда читаешь мудрование наших так называемых старообрядцев о том, что означало это положение на кресте с косым подножием нашего Господа, Который “одну ногу десную облегчи ради того, да облегчатся греси верующих в Него и во второе пришествие возмутся горе в сретение Его, а шуюю того ради отягчи, подножию долу понизшуся, да неверующие в Него отягчатся и снидут во ад” — тогда невольно вспоминалось это множество вымышленных сказаний и повестей, для которых было так плодовито темное воображение наших предков» [1, с. 46-47].

Однако традиция изображения Креста с косой перекладиной укоренилась не только среди старообрядцев, но и в лоне Церкви. Разумеется, этим не подтверждается, будто Сапаситель, вися на Кресте, и впрямь манипулировал подножной доской.

Итак, согласно Православной традиции, символически косая перекладина как бы указывает на мерило или весы. В этом — аллегорическом, иносказательном — осмыслении понимаем: Крест и действительно явился для распятого справа от Мессии разбойника мерилом его жизненного пути, ознаменовавшегося искренним покаянием, исповеданием веры в Сораспятого и переселением в Рай (ср.: литургический текст 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику, мерило праведное обретеся Крест твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений, к познанию богословия» [3, с. 17]). Вот почему именно правая, а не левая (от Искупителя) часть перекладины указывает на Небо, а левая, — наоборот, вниз, то есть на ад. В более глубокой интерпретации, правый конец устремлен туда, где окажутся все без исключения праведники, имеющие расположиться одесную Судии, во время совершения Страшного Суда, а левый — туда, где окажутся нераскаявшиеся беззаконники: «и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф. 25:33).

Вы недоумеваете: «Подскажите, пожалуйста, что это может значить и допустимо ли носить этот крестик?»
Мне сложно судить, чем руководствовался мастер, отливавший изображенный на фотографии крест. Возможно, он действовал в рамках какой-то местной «традиции»; возможно, что «просто» ошибся; возможно, он руководствовался своеобразным пониманием изречения святителя Димитрия Ростовского — «Крест Христов мы почитаем не по числу концов, а по Самому Христу, Которого пресвятою Кровию он обагрился» [2, с. 805], — а возможно, что он имел в виду нечто свое (к слову, возле Креста нередко изображаются: Пресвятая Богородица и святой Иоанн Богослов, расположенные справа и слева от Распятого. Однако из этого не следует, будто один из них унаследовал ад...). К сожалению, случается и такое, что конфигурация креста искажается злонамеренно...

Что же касается заключительной части вопроса, считаю, что форма нательного крестика христианина должен соответствовать тем параметрам, которые определяет церковная традиция...

Спаси Господи!

1.Святой праведный Иоанн Кронштадтский. О Кресте Христовом. М.: Изд. Артос-Медия, 2007.
2.Лебединский П., проф. Иисус Христос Сын Божий — Спаситель Мира. СПб.: Изд. Общества памяти игумении Таисии, 2006.
3.Как выбрать нательный крест. М.: Изд. Ковчег, 2007.
 
Сверху