Вопрос о клятве Богом

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
оренбург
Православный христианин
Здравствуйте. Тема где поднялся этот вопрос закрыта, поэтому спрошу здесь.
“Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого” (Матф. 5,33-37).
Вот это место вы прокоментировали так:
А осуждение Христом клятв, о котором Вы говорите (Мф.5,34-36), это вовсе не осуждение клятвы, как таковой, а клятвы лживой, служащей прикрытием истинных намерений клянущегося: «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего (Лев.19,12). Бог требует, чтобы мы серьезно относились не только к Его словам, но и к своим собственным. (Иак.5, 12).
Скажите это позиция Церкви в таком толковании?
 
Привожу развернутый синодальный комментарий по источнику "Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов А. П. Лопухина."
Вам судить насколько удачно мое краткое переложение... :)

Мф.5, 34-37. Учение Христа о клятвах. Глагол έπιορκέω (клянусь ложно) предыдущего стиха заменен здесь δμνυμι. Όρκέω, όρκος соответствует евр. шаба, который производят от шеба, семь — священное число у евреев и на востоке, употреблявшееся при клятвах (Быт. 21:28 след.) и проклятия (Чис. 23:1), и шебуйя, клятва. Ομνυμι соотвт. евр. нишба, т.е. тому же глаголу, но в форме нифал, имеющей возвратное значение в отличие от кал, нишба, следоват., я клялся, в отличие я клял или проклинал. Таким образом, предполагая, что Христос говорил на арамейском языке, можем допустить, что слова Его отличались только по форме и были, следовательно, по значению одинаковы; переводчик же выразил их по-гречески двумя разными глаголами.

Первое впечатление, которое получается при чтении 34-37 стихов, заключается в том, что Христос запретил всякую, какую бы то ни было, клятву вовсе и безусловно. Такое впечатление подкрепляется параллельным местом Иак. 5:12, где апостол говорит: “прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою (μη ομνύετεί... άλλον τινά όρκον); но да будет у вас: да, да, и нет, нет; дабывам не подпасть осуждению.” Так и поняла эти слова Христа древняя церковь, в смысле абсолютного воздержания от всякой клятвы.

Иустин муч. Apol 1:16: “Он (Иисус Христос) заповедал нам не клясться вовсе, но говорить всегда истину, в словах: не клянитесь вовсе и проч. (буквально приводятся слова 37 ст. с небольшими различиями)."

Евсевий (Церк. Ист. 6:5) рассказывает о мученике Василиде, что его товарищи, по какому-то случаю, требовали с него клятвы; но он утверждал, что клясться ему никак не позволено, потому что он христианин — и открыто исповедовал это. Исповедание Василида сперва принимали за шутку, но когда он твердо стоял на своем, то наконец отвели его к судье, который, выслушав то же самое, заключил его в темницу. Через несколько времени Василид был обезглавлен.

Иоанн Златоуст решительно вооружается против всякой клятвы, говоря, что она позволительна была только для древних, подобно тому, как сосцы позволительны только для детей, а не для взрослых. То, что прилично отроку, неприлично мужу. Одень отрока в одежду человека возрастного, — будет и смешно и опасно для него ходить, потому что он часто будет запутываться. Поручи ему производство гражданских дел, поручи торговлю, заставь сеять и жать, — опять будет смешно.

“Но как же быть, скажешь ты, если кто-нибудь требует клятвы, и даже принуждает к тому? Страх к Богу да будет сильнее всякого принуждения. Если ты станешь представлять такие предлоги, то не сохранишь ни одной заповеди."

Феофилакт: “клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело диавола. Но скажешь, неужели и закон Моисея, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела; но после Христа она — дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но не прилично мужу.”

Евфимий Зигабен: “пусть, говорит Он (Спаситель), слово ваше удостоверительное, когда что-нибудь утверждаете, будет да; а когда отрицаете: нет. И только этими словами пользуйтесь для удостоверения вместо клятвы, и не употребляйте ничего другого, кроме да и нет. Лишнее против этого (Спаситель) называет клятвою.”

У латинских отцов и церковных писателей встречаем некоторое колебание. Августин, правда, выражается в одном месте столь же категорически против клятвы, как и Иоанн Златоуст. “Господь не хотел, чтобы мы, не произнося клятвы, отступали от истины, а чтобы, произнося клятву в истинном, не приближались к клятвопреступлению.”

Но Иероним думал несколько иначе. Обращая внимание на то, что Спаситель не запрещал клясться Богом, Иероним говорит: “кто клянется, тот или почитает, или любит того, кем клянется. В законе дана заповедь, чтобы мы не клялись, разве только Господом Богом нашим (Втор. гл. 6 и 7)... Обрати внимание на то, что Спаситель здесь не запретил клясться Богом, а небом, землею, Иерусалимом и головою твоею.” Впрочем, замечает Иероним, “евангельская истина не обязывает к клятве (поп recipit juramentum), так как вся речь бывает правдивою и заменяет клятву (cum omnis sermo fidelis prт jurejurando sit)."

По словам Толюка, “только с пятого столетия начали считать отказ от клятвы делом еретическим” (Bergpredigt, с. 284). И это понятно, почему. Сделавшись господствующей, христианская Церковь вступила в ближайшее отношение к гражданской власти и должна была сделать уступку, потому что клятва требовалась для подтверждения верности царям и правителям, также и в судах. Впоследствии мы встречаемся уже постоянно с многоразличными и интересными обходами положительного закона, данного Христом, в древнейшей Церкви признававшегося почти единогласно. Правда, и новейшие экзегеты иногда прямо и смело высказываются за незаконность клятвы. Так, немецкий комментатор евангелиста Матфея Мейер говорит: “христианство, каким оно должно быть по воле Христа, не должно знать никакой клятвы... Присутствие Божие должно быть настолько живо в совести христианина, что его да и нет, и для него самого, и для других в христианском общества, равняются по значению клятве.” Но, прибавляет Мейер, клятва бывает, однако, необходима при несовершенном состоянии христианства. Поэтому, напр., анабаптисты и квакеры неправильно отвергают совсем клятву, как это сделали Иустин, Ириней, Климент, Ориген, Иоанн Златоуст, Иероним и мн. др.

По словам Цана, “Иисус запрещает не только виды ложной клятвы, но и все роды ее.” Однако в среде протестантских и католических ученых раздается много голосов и в защиту клятвы. Указывают на Спасителя, который Сам не всегда употреблял только да (ей) или нет, но и сопровождал Свои слова более сильными уверениями (аминь и проч.). Когда первосвященник с клятвой потребовал от Него сказать, Он ли Сын Божий (Мф. 26:63), то Он будто бы повторил его клятву в выражении: ты сказал (συ εΐπας). Апостол Павел не только не учил воздерживаться от клятвы, но и сам произносил ее несколько раз, напр., Рим. 1:9; Флп. 1:8; 1 Фесс. 2:5,10; 2 Кор. 11:11, 31; Гал. 1:20; 1 Тим. 1:21; 1 Кор. 15:31; 2 Кор. 1:23; Евр. 6:16-18. Отрицание клятвы в древней церкви не было безусловным, но находило решительных защитников. Толюк указывает на пример (еретика) Новата (вторая половина 3 века), который, во время причащения, “принуждал бедных людей, вместо благодарения, клясться, и при этом, держа обеими руками руки приемлющего (дары), дотоле не выпускал их, пока тот не поклялся и не произнес известных слов и проч. (Церк. Ист. Евс. 6:43); и еще на Афанасия Александрийского, — который, как ни много избегал клятвы, клялся пред Константином, — и на постановления соборов (против пелагиан).

Отрицание клятвы, говорит Морисон, основывается на неправильном толковании ст. 34, где запрещена Спасителем клятва не абсолютно, а относительно — клятва теми предметами, которые перечисляются дальше. Сам Бог иногда произносил клятву (Пс. 109:4; Иез. 33: 11; Евр. 6:13-18), и Ангелы (Откр. 10:6). По природе вещей не может считаться неправильным подъем души к Богу, как Свидетелю, Покровителю, Защитнику истины и Мстителю за ложь. Человек, который находится в общении с Богом, не может освободиться от ссылок на Бога в той или другой форме.

Цан, утверждавший, что клятва противна христианству, пишет, что только непонимание 33-37 стихов ведет к мысли, что Христос будто бы запретил клятву по требованию гражданских властей, а вместе с тем и добровольное употребление удостоверительных формул в повседневной жизни. Такое мнение несовместимо с общею целью заповедей с 21 ст. Подобно тому, как Спаситель воздержался от всякого суждения о том, должна или не должна власть применить смертную казнь, или о том, в каких случаях развод недозволителен или дозволителен, так и теперь Он не сказал о том, что ученики должны исполнять законы, указанные в 33 стихе, буквально.

Слова мученика Аполлония (180-185 г. по Р. X.), который заявил своему судье, что произносить клятву для христианина есть нечто постыдное, и тут же прибавил: “если ты желаешь, чтобы я поклялся, что мы почитаем императора и молимся за его управление, то я принесу достоверную в этом клятву пред истинным Богом,” Цан называет превосходными. Соблюдая возможное беспристрастие, мы привели доводы рrо и contra клятв. Но какой же вывод может сделать читатель из всего вышеизложенного? Тот, что Спаситель не запрещал клятвы, но ограничил слова клятвенные только “ей ей,” “ни ни,” которые по значению равняются всякой клятве. Этого совершенно достаточно во всякой практике. Этому нисколько не противоречат вышеприведенные цитаты из посланий Апостола Павла и проч., потому что в словах его нет и следа каких-либо формальных и особенно принудительных клятв, и они являются простыми только удостоверениями, в которых апостол призывает имя Божие. Распространенные клятвенные формулы нисколько не служат большим и высшим удостоверением истины сравнительно с простыми “да” и “нет.” Подробные и распространенные клятвенные формулы, произнесенные или по ошибке, или по недоразумению, или вследствие практической невозможности их исполнять, имели иногда роковые последствия. Вообще же, как видно, в словах Спасителя речь идет о запрещении не клятвы, а только различных клятвенных формул, кроме “ей ей,” “ни ни.” Защита принудительных и распространенных клятвенных формул, если принять во внимание многочисленные злоупотребления, какие бывают при этом, показывает только, что защитники вращаются среди дел плоти, где “прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство” (Гал. 5:19-21). И для правительств, и для управляемых, в этой ветхозаветной области, свидетельствующей о продолжении жизни ветхозаветного человека, клятвы необходимы, как и убийства, которые являются противодействием убийствам же. Однако, опять повторим, что защитники как распространенных клятв, так и убийств, пусть никогда не говорят, что они стоят на чисто новозаветной почве, совершенно освободились от власти ветхозаветного человека и переступили в новую область, где любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. В этой новозаветной области, когда все люди войдут в нее, никаких клятв, креме простых удостоверений, не требуется и не будет требоваться. Выступая из Ветхого Завета и стремясь к новому, ветхозаветный человек все менее и менее делается наклонным к убийствам, казням, клятвам и проч. Наоборот, оставляя Новый Завет и стремясь к Ветхому, новозаветный человек проявляет все большую и большую склонность к ним — вследствие понятной практической необходимости, подтверждаемой всякого рода законодательствами.

Первое “да” в 37 ст. некоторые считают за подлежащее, а второе за сказуемое. Смысл: пусть “да” ваше будет “да,” т.е. истинно в утверждениях, а “нет” будет “нет,” т.е. истинно в отрицаниях. Но Цан возражает и считает такой перевод “грамматически недопустимым,” потому что έστω, как связь, очевидно относится к λόγος, а “да да” и “нет нет” связуемые. Поэтому Цан “осмеливается” повторить догадку, что переводчик здесь затемнил смысл оригинала, который вероятно гласил; “пусть ваше утверждение будет да, и ваше нет — нет,” т.е. пусть ваши да и нет будут истинными и достойными доверия, а не одновременными да и нет, или сегодня да, а завтра нет. Относительно του πονηρού 37 стиха лучшие толкователи признают, что это средний род единственного числа и, следовательно, здесь разумеется не диавол, а вообще злое в мире. Вместо множественного των πονηρών поставлено единственное потому, что это грамматически возможно, когда речь идет о коллективных понятиях
 
оренбург
Православный христианин
Спасибо за столь обстоятельный ответ.
И хотя я за отвержение клятвы во удостоверение чего-либо, чтобы не подпасть осуждению с дьяволом, вас переубеждать не стану. Причина одна: "Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить."
А коментарии несколько опечалили, свелись к толкованию буквы, а Бог ведь бодрствует над Словом Своим... поэтому ни один перевод не способен ограничить дух(смысл).
Вот только вопрос: как вы думаете церковь растёт в познании Истины со временем или ослабевает?
 
...вас переубеждать не стану. Причина одна: "Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить."
Благодарю, Дмитрий, за мудрое добромыслие. По правилу личного весьма несовершенного "жития" свидетельствую, что принесенная при хиротонии ставленническая клятва, благодатно помогает отражать разнообразные соблазны и искушения мира сего...

...как вы думаете церковь растёт в познании Истины со временем или ослабевает?
Это смотря с какой буквы слово "церковь" писать... :)
 
оренбург
Православный христианин
... свидетельствую, что принесенная при хиротонии ставленническая клятва, благодатно помогает отражать разнообразные соблазны и искушения мира сего...
Да будет так, потому что нет безблагодатных таинств в церкви. Исполнивший Закон, жив будет Им. Но в подобном житии, есть несовершенство, для преодоления которого рано или поздно нужно будет выходить в борьбу один на один(без свидетелей из человеков) как Саровский(и внутренне и внешне) или скажем как Силуан Афонский(внутренне, но при этом оставаясь в общежитии).
Это смотря с какой буквы слово "церковь" писать...
Я имел ввиду земную церковь, хранимую православием, а не Церковь рассеяных чад по различным земным церквям.
 
Да будет так, потому что нет безблагодатных таинств в церкви. Исполнивший Закон, жив будет Им. Но в подобном житии, есть несовершенство, для преодоления которого рано или поздно нужно будет выходить в борьбу один на один(без свидетелей из человеков) как Саровский(и внутренне и внешне) или скажем как Силуан Афонский(внутренне, но при этом оставаясь в общежитии).

Я имел ввиду земную церковь, хранимую православием, а не Церковь рассеяных чад по различным земным церквям.

Ну вот вы сами же и дали точный ответ - клятвы нужны, как временные "подпорки", для несовершенных, которых, увы, большинство. Господь призывает всех: "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный"(Мф.5,48) - тогда и "костыли" будут отброшены за ненужностью...

А второй вопрос риторический - спасется во Истине лишь малое стадо, которое и есть Церковь.
 
оренбург
Православный христианин
Ну вот вы сами же и дали точный ответ - клятвы нужны, как временные "подпорки", для несовершенных, которых, увы, большинство. Господь призывает всех: "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный"(Мф.5,48) - тогда и "костыли" будут отброшены за ненужностью...
Для новоначальных - не клянись вовсе, для тех кто "едва отстал от заблуждения" - клянись, но думай чем(уж никак ни Богом, впрочем можно успеть покаятся, если по недомыслию), а когда человек начинает понимать что всякий человек ложь(не в умышленном смысле) - снова не клянись вовсе, потому что то в чём 100% уверен сегодня - завтра развеется как туман... а клятва останется.
А второй вопрос риторический - спасется во Истине лишь малое стадо, которое и есть Церковь.
А на второй вопрос так и не ответили.
Познание Истины в земной церкви, хранимой в православии, умножается или умаляется во времени?
 
...А на второй вопрос так и не ответили.
Познание Истины в земной церкви, хранимой в православии, умножается или умаляется во времени?

Прошу извинить, так как полагал, что ответ прозрачно ясен - познание Истыны умножается в той части земной церкви, которая является малым стадом Христовым.
 
оренбург
Православный христианин
Познание Истины в земной церкви, хранимой в православии, умножается или умаляется во времени?

Прошу извинить, так как полагал, что ответ прозрачно ясен - познание Истыны умножается в той части земной церкви, которая является малым стадом Христовым.
Вот со школы у меня так... невежда в облачении своих мыслей в словоформы.
Я хотел понять как вы думаете церковь земная(клир и миряне) 2000 летней давности более имели познание Истины, по сравнению с сегодняшней земной церковью(клиром и мирянами) со всеми книгоизданиями.
 
... церковь земная(клир и миряне) 2000 летней давности более имели познание Истины, по сравнению с сегодняшней земной церковью(клиром и мирянами) со всеми книгоизданиями.

Не в клире и мирянах существует Церковь (с большой буквы!), а в святых своих, ими наполняется, ими созидается и в них никогда не умирает, как таинственный и непорочный организм друзей Божиих. Две тысячи лет тому назад языческое человечество не могло не уверовать в Того, за Которого умирали святые мученики. Сейчас совершается обратный процесс — человечество теряет веру в Бога, так как всё меньше видит Его святых свидетелей. Но они есть, и будут до скончания века…

Святые Отцы средних и новых времен взяли по преемству от первохристианства самое главное - его первую любовь.. Уже Иоанн Златоуст так говорил о золотом времени древней Церкви, когда ярка была память о Христе: «Может ли быть что-нибудь изумительнее этого? Церковь тогда была небом. Дух устроял все в народе, руководил и вдохновлял каждого из предстоятелей!..».

Сегодня же началась новая и может быть последняя эпоха церковной истории, которая все больше будет походить на первую – зарю подвига и благодати раннего христианства.. Безусловно, наше время есть время духовного оскудения. Но становится ясно - только возвращаясь на дорогу Отцов, можно познать, что и сейчас Церковь Христова в страшное время иссякания христианства в истории , по-прежнему живет и действует в современных святых. О них блаженный Нифонт Цареградский писал: «В последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес… но пойдут путём делания, растворённого смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими (древних) отцов». Именно они, не входящие в завораживающие круги обмирщённого бытия, немногочисленные и незаметные стяжатели святой евангельской жизни, выполняют кажущуюся невыполнимой великую задачу — наполняют души движущей силой Любви! Святые сердца этих людей — это и есть обитель Божия, по сказанному в Писании: «Мы придём к Нему, и обитель у Него сотворим». (Ин. 14: 23) Поэтому, не стоит заниматься выборочной селекцией святоотеческого наследия…

Церковь - это не музей, где под стеклом лежат догматически отшлифованные истины христианства. Церковь – это живое дыхание Христово, в котором «дело веры и труд любви» (1 Фес.1,3), в котором апостольской вере должна способствовать апостольская непорочность.

. . .​

Незадолго до смерти Достоевский писал: «Да… конечно, настоящих христиан ещё ужасно мало… Но почём вы знаете, сколько именно надо их, чтобы не умирал идеал христианства в народе, а с ним и великая надежда его?.. До сих пор, по-видимому, только того и надо было, чтобы не умирала великая мысль».
 
Дорогой Дмитрий!
По существу Вашего вопроса я привел вам официальное богословское мнение, дополнив его крупицей практического пастырского опыта. Мне кажется, вопрос исчерпан. Для дальнейшего обсуждения рекомендую тематический форум.

«Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих…» (2 Кор.5,14))
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху