Вклады в банк под проценты

Покровск (он же Энгельс)
Православный христианин
Добрый день, о. Олег!
Как-то Вы уже отвечали на данный вопрос и также слышал в одной из Вашей лекции на CD. Все же хотелось бы получить чуть более развернутый ответ, если возможно со ссылками из Писания.
Также прошу объяснить, если вклад в банк под процент - грех. То почему у РПЦ есть банк "Пересвет", который ничем не отличается от других банков (Также есть вклады и т.п.).
Спаси Господи!
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Церковь учила с древних времен, что, брать ростовщический процент за данные взаймы деньги неправедно само по себе, поскольку это означает продавать то, чего не существует, что, со своей стороны, приводит к неравенству, которое противно божественной справедливости и является мерзостью в глазах Бога.

«Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою» (Лев.25:35-36; Исх.22:25).
В Книге Второзаконие назначено то обстоятельство, при котором ростовщичество не запрещено: «иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Втор.23:19-20).
То есть, под проценты можно давать только иноверцу и инородцу, который потенциально может оказаться и врагом на войне.

Церковное право накладывает канонические прещения за занятие ростовщичеством — 44 Апостольское правило, 17 правило I Вселенского собора, 10 правило VI Вселенского собора, 4 правило Лаодикийского собора, 5 правило Карфагенского собора.
«Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен» (44 Апостольское правило).
5 правило Карфагенского собора: «Подобает удержавати похоть любостяжания, которую никто не усумнится нарещи материю всех зол: … никому из клира отнюдь да не будет позволено брати рост от какой бы то ни было вещи… Что укоризненно в мирянах, то кольми паче достойно осуждения в принадлежащих к клиру».

«О церковной и о монастырской казне, еже в росты дают. Угодно ли се богови, и что писание о сем глаголет? Божественное писание и миряном резоимство возбраняет, нежели церквам божиим денги в росты давати, а хлеб в наспы, где то писано во святых правилех. О сем пишет: "Церковное богатство - нищих богатство и прочим на погребу". Якоже пишет» (Стоглавый Собор, О церковных и о монастырских денгах. Вопрос 16).

«Мы же не только остаемся бесчувственными и не сострадательными к такой их горькой участи и не удостаиваем их никакого утешения, хотя имеем заповедь заботиться милостиво о терпящих убожество и скудость житейских потреб, но еще и весьма бесчеловечно увеличиваем для них эту их скудость ежегодными требованиями обременительнейших ростов за взятое ими у нас взаем серебро, и никогда не прощаем им этой ежегодной уплаты, хотя бы в десять раз уже получили с них данное в долг. И не только угнетаем их этим способом, но еще, если бы кто, по причине крайней нищеты не мог внести процентов на наступающей год, то требуем с него – о бесчеловечие! – другие проценты; если же не могут внести, отнимаем у них все, что имеют, и выгоняем их из своих сел с пустыми руками» (Преп. Максим Грек. Нравоучительные сочинения. Слово 4).
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
"Закон запрещает брату давать деньги под проценты брату, братом называя не только родившегося от одних и тех же родителей, но и принадлежащего к одному и тому же роду, имеющего одни и те же традиции, причастника Одного и Того же Слова (т. е. Христа - О. С.). Закон не считает правильным брать проценты сверх, но давать щедрою рукой и с благими мыслями нуждающимся. Ибо Бог является творцом этого доброго намерения. Щедрый же человек уже получает значительные проценты, особо ценимые людьми: хорошее отношение, почтительность, уважение, доброе имя и славу" (Климент Александрийский, Строматы).
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Сверху