В беседе на форуме сталкивалась с попыткой противопоставить веру делам. При этом использовался тезис что спасает только вера. Дела как бы и не обязательны для спасения получаются, главное верить. И действительно мы можем прочитать о том что спасает вера, но при этом дела веры являются свидетельством веры, а не тем что спасает. Без дел нет веры, но спасают не дела а вера.
В утренних молитвах ( восьмая ко Господу) читаем:
И па́ки, Спа́се, спаси́ мя по благода́ти, молю́ Тя; а́ще бо от дел спасе́ши мя, несть се благода́ть, и дар, но долг па́че. Ей, мно́гий в щедро́тах и неизрече́нный в ми́лости! Ве́руяй бо в Мя, рекл еси́, о Христе́ мой, жив бу́дет и не у́зрит сме́рти во ве́ки. А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую, спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Созда́тель. Ве́ра же вме́сто дел да вмени́тся мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя. Но та ве́ра моя́ да довле́ет вме́сто всех, та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника сла́вы Твоея́ ве́чныя.
Почему мы тут просим чтобы вера вместо дел нам вменилась? Потому что "не обрящеши бо дел" не признаёт подвижник за собой ничего доброго, а если признает - падёт в гордость и самомнение, лишится смирения. Видит он себя хуже всех и поэтому говорит Богу - нет у меня дел (хотя и совершает все заповеди), вера да вменится. И поэтому он, имеющий по человеческому суду дела благие, сам о себе свидетельствует обратное и уповает только на веру свою и Божью благодать, даруемую даром верующему, чья вера из дел видна.... в том числе, и из дела не видения своих дел и осуждения себя за это.
Поэтому когда люди, живя расслабленно в миру вдруг говорят что спасаются не делами а верой и даром, то они просто примеряют на себя чужие чистые одежды невидения своих дел добрых, одежды смирения... в гордости ума проповедуя что спасает вера а не дела.
В утренних молитвах ( восьмая ко Господу) читаем:
И па́ки, Спа́се, спаси́ мя по благода́ти, молю́ Тя; а́ще бо от дел спасе́ши мя, несть се благода́ть, и дар, но долг па́че. Ей, мно́гий в щедро́тах и неизрече́нный в ми́лости! Ве́руяй бо в Мя, рекл еси́, о Христе́ мой, жив бу́дет и не у́зрит сме́рти во ве́ки. А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую, спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Созда́тель. Ве́ра же вме́сто дел да вмени́тся мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя. Но та ве́ра моя́ да довле́ет вме́сто всех, та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника сла́вы Твоея́ ве́чныя.
Почему мы тут просим чтобы вера вместо дел нам вменилась? Потому что "не обрящеши бо дел" не признаёт подвижник за собой ничего доброго, а если признает - падёт в гордость и самомнение, лишится смирения. Видит он себя хуже всех и поэтому говорит Богу - нет у меня дел (хотя и совершает все заповеди), вера да вменится. И поэтому он, имеющий по человеческому суду дела благие, сам о себе свидетельствует обратное и уповает только на веру свою и Божью благодать, даруемую даром верующему, чья вера из дел видна.... в том числе, и из дела не видения своих дел и осуждения себя за это.
Поэтому когда люди, живя расслабленно в миру вдруг говорят что спасаются не делами а верой и даром, то они просто примеряют на себя чужие чистые одежды невидения своих дел добрых, одежды смирения... в гордости ума проповедуя что спасает вера а не дела.