Вера и дела

Православный христианин
В беседе на форуме сталкивалась с попыткой противопоставить веру делам. При этом использовался тезис что спасает только вера. Дела как бы и не обязательны для спасения получаются, главное верить. И действительно мы можем прочитать о том что спасает вера, но при этом дела веры являются свидетельством веры, а не тем что спасает. Без дел нет веры, но спасают не дела а вера.

В утренних молитвах ( восьмая ко Господу) читаем:
И па́ки, Спа́се, спаси́ мя по благода́ти, молю́ Тя; а́ще бо от дел спасе́ши мя, несть се благода́ть, и дар, но долг па́че. Ей, мно́гий в щедро́тах и неизрече́нный в ми́лости! Ве́руяй бо в Мя, рекл еси́, о Христе́ мой, жив бу́дет и не у́зрит сме́рти во ве́ки. А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую, спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Созда́тель. Ве́ра же вме́сто дел да вмени́тся мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя. Но та ве́ра моя́ да довле́ет вме́сто всех, та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника сла́вы Твоея́ ве́чныя.

Почему мы тут просим чтобы вера вместо дел нам вменилась? Потому что "не обрящеши бо дел" не признаёт подвижник за собой ничего доброго, а если признает - падёт в гордость и самомнение, лишится смирения. Видит он себя хуже всех и поэтому говорит Богу - нет у меня дел (хотя и совершает все заповеди), вера да вменится. И поэтому он, имеющий по человеческому суду дела благие, сам о себе свидетельствует обратное и уповает только на веру свою и Божью благодать, даруемую даром верующему, чья вера из дел видна.... в том числе, и из дела не видения своих дел и осуждения себя за это.

Поэтому когда люди, живя расслабленно в миру вдруг говорят что спасаются не делами а верой и даром, то они просто примеряют на себя чужие чистые одежды невидения своих дел добрых, одежды смирения... в гордости ума проповедуя что спасает вера а не дела.
 
Православный христианин
он, имеющий по человеческому суду дела благие, сам о себе свидетельствует обратное
Святые писали, как отличить доброе от злого. Доброе дело всегда сопровождает благодать - чувство мира, радости и любви.
Не может человек на благое дело свидетельствовать обратное. Ибо это уже ложь.
 
Крещён в Православии
Доброе дело всегда сопровождает благодать - чувство мира, радости и любви.
это на коком уровне святости так работает?
Меня, когда я ломаю своего "ветхого человека", в ответ ломают мои страсти.
Речь не о "перевести старушку через дорогу", "подать мелочь", а о более серьёзных делах, связанных с ущемлением собственных материальных интересов.
 
Православный христианин
это на коком уровне святости так работает?
Меня, когда я ломаю своего "ветхого человека", в ответ ломают мои страсти.
Речь не о "перевести старушку через дорогу", "подать мелочь", а о более серьёзных делах, связанных с ущемлением собственных материальных интересов.
На обычном уровне. Некоторые специально занимаются доброделанием, дабы почаще чувствовать благодать, ибо по-другому не ощущается. Видимо, это их путь.
Вчера перечитывала беседы Макария Великого, где было написано о том, как отличать доброе от злого обычному человеку.
 
Крещён в Православии
На обычном уровне. Некоторые специально занимаются доброделанием, дабы почаще чувствовать благодать, ибо по-другому не ощущается.
если говорить с религиозной точки зрения, это похоже на услаждение помыслами тщеславия или гордыни. Соответствующие бесы и дарят человеку приятные ощущения.
С материалистической точки зрения, когда человек делает что-то хорошее, в мозгу активируются зоны, отвечающие за приятные ощущения.
 
Православный христианин
если говорить с религиозной точки зрения, это похоже на услаждение помыслами тщеславия или гордыни. Соответствующие бесы и дарят человеку приятные ощущения.
С материалистической точки зрения, когда человек делает что-то хорошее, в мозгу активируются зоны, отвечающие за приятные ощущения.
Свойства благодати таковы, что их не спутаешь с просто приятными ощущениями.
Приведу пример, у меня просил купить баночку пива возле магазина один весь трясущийся с похмелья человек. Я не хотела покупать, и всё же купила. И испытала благодать.
В ином случае другой человек просил у меня денег на проезд. И я дала ему тысячу. Но благодати не испытала. Как оказалось, это был лишь развод на деньги.
Что-то внутри нас есть такое, что знает истину и не даёт благодать за всё подряд. Как говорится, между высказываниями: "да запотеет милостыня в руке твоей" и "не оскудеет рука дающего" есть существенная разница.
 
Православный христианин
Святые писали, как отличить доброе от злого. Доброе дело всегда сопровождает благодать - чувство мира, радости и любви.
Не может человек на благое дело свидетельствовать обратное. Ибо это уже ложь.
Речь о том что всякое доброе дело, к которому примешивается самомнение, гордость, перестаёт быть добрым делом для самого человека его совершающего. Пусть твоя правая рука не знает что делает левая. Не труби перед собой о своих добрых делах. Получивший и принявший похвалу за доброе дело тем самым лишается воздаяния перед Богом, так как уже получил воздаяние. И нет добрых дел от самого человека. Только от Бога. Ну и т.д.. Если доброе дело всегда сопровождает благодать, то признание своих дел за нечто доброе уничтожает благодать. Делать добрые дела - делать просто что ты должен. Не делать их - не делать того что должен.

На благое дело и не надо свидетельствовать обратное. Надо его не вменять себе, это благое дело. А вменять себе - это и есть ложь, так как всё благое от Бога.
 
Православный христианин
На обычном уровне. Некоторые специально занимаются доброделанием, дабы почаще чувствовать благодать, ибо по-другому не ощущается. Видимо, это их путь.
Вчера перечитывала беседы Макария Великого, где было написано о том, как отличать доброе от злого обычному человеку.
Заниматься доброделанием не ради исполнения воли Бога а ради того чтобы почаще чувствовать благодать - несколько странно. Особенно если учесть что легко душевное принять за духовное, если очень хочется ощутить "нечто"...
 
Православный христианин
Если доброе дело всегда сопровождает благодать, то признание своих дел за нечто доброе уничтожает благодать.
Почему? Мы же не пустые оболочки, через которые действует Бог. Человек делает выбор и сам совершает действие, что говорит о наличии свободной воли.
 
Православный христианин
Свойства благодати таковы, что их не спутаешь с просто приятными ощущениями.
Приведу пример, у меня просил купить баночку пива возле магазина один весь трясущийся с похмелья человек. Я не хотела покупать, и всё же купила. И испытала благодать.
В ином случае другой человек просил у меня денег на проезд. И я дала ему тысячу. Но благодати не испытала. Как оказалось, это был лишь развод на деньги.
Что-то внутри нас есть такое, что знает истину и не даёт благодать за всё подряд. Как говорится, между высказываниями: "да запотеет милостыня в руке твоей" и "не оскудеет рука дающего" есть существенная разница.
как вы легко сортируете ощущения - это благодать, а это не благодать... А может благодать была именно тогда когда вы ничего не ощутили, отдав человеку 1000 на билеты (хотя это и был развод). Бог не оценивает сам поступок - на билеты ли в итоге дали или на развод повелись. Бог ведь оценивает ваше внутреннее намерение. Странно у вас - опохмелиться купили человеку - испытали благодать...
 
Православный христианин
Я так не думаю. Мы ещё не достигли
Кто "мы"??
Почему? Мы же не пустые оболочки, через которые действует Бог. Человек делает выбор и сам совершает действие, что говорит о наличии свободной воли.
Не поняла как это соотносится с текстом, который вы прокомментировали.
 
Православный христианин
А как вы представляете себе, что добрые дела делает Бог через нас без нашего участия?
Я не говорила что без нашего участия. Я говорила что их нельзя приписывать себе, ставить себе в заслугу.
Бог отойдёт от человека и он не сможет ни одного доброго дела сделать, хотя и делал раньше и думал что это он такой молодец - вот дела хорошие делает.
 
Православный христианин
Я не говорила что без нашего участия. Я говорила что их нельзя приписывать себе, ставить себе в заслугу.
Бог отойдёт от человека и он не сможет ни одного доброго дела сделать, хотя и делал раньше и думал что это он такой молодец - вот дела хорошие делает.
Ни один адекватный человек так не рассуждает. Все говорят: Господь дал возможность совершить доброе дело. Слава Богу!
Где здесь тщеславие?
 
Православный христианин
как вы легко сортируете ощущения - это благодать, а это не благодать... А может благодать была именно тогда когда вы ничего не ощутили, отдав человеку 1000 на билеты (хотя это и был развод). Бог не оценивает сам поступок - на билеты ли в итоге дали или на развод повелись. Бог ведь оценивает ваше внутреннее намерение. Странно у вас - опохмелиться купили человеку - испытали благодать...
А вы откуда знаете как Бог оценивает ситуацию?
Лично я считаю, что у каждого верующего человека есть опыт познания благодати для того, чтобы духовное отличать от душевных чувств.
 
Православный христианин
Ни один адекватный человек так не рассуждает.
Сомнительное утверждение
Все говорят: Господь дал возможность совершить доброе дело. Слава Богу!
Дай Бог чтобы все так говорили!
Где здесь тщеславие?
Нету
Именно так и подразумевается в ваших словах. Бог - кукловод, а мы - куклы в его руках.
Вы так прочитали - не значит что я такой смысл вложила в свои слова.
А вы откуда знаете как Бог оценивает ситуацию?
Отцы рассказали
Лично я считаю, что у каждого верующего человека есть опыт познания благодати для того, чтобы духовное отличать от душевных чувств.
Отцы говорят что всё не так просто
 
Православный христианин
Отцы рассказали
Да неужели? Прям так и рассказали по этой конкретной ситуации?
Я думаю, вы лукавите. Судите по своему опыту. Вернее, его отсутствию.
Нельзя так, надо доверять людям. А то есть вероятность быть срубленной за ненадобностью как бесплодная смоковница.
 
Крещён в Православии
Свойства благодати таковы, что их не спутаешь с просто приятными ощущениями.
вопрос дилетанта: если благодать ни с чем не спутаешь, то почему для христианина всегда актуальна опасность впадения в прелесть? По идее в таком состоянии он не может получать благодать, что должно его насторожить и побудить переосмыслить своё внутреннее состояние. Но это происходит не всегда. Значит, человек может-таки нафантазировать себе, что ощущает благодать, принимая за неё что-то другое?
 
Сверху