Одно дело - совместная молитва в тюремной камере или на бутовском полигоне, а другое в экуменическом сборище под светом софитов...
Символ может быть один, а дух и вера - разные. Посмотрите, как дух мира уничтожает те отблески христианства в католичестве и протестантизме, которые мы видим у средневековых авторов, у янсенистов, Льюиса, и у Честертона... В этом и опасность - заражение духом "христианского атеизма".
Я имел ввиду совместная молитва не как церковное богослужение или экуменические мероприятия, а просто как молитва друзей (ну или супругов) разных конфессий, которых, тем не менее, объединяет одна вера в Бога, как она изложена в символе веры.
Да, есть разница в понимании того, что есть единая, святая, соборная и апостольская Церковь. Мы привыкли думать, что эта Церковь ограничивается только 15-тью поместными церквами, архиереи которых поминают друг друга на литургии, хотя на практике они часто ссорятся из-за того, что не могут поделить власть между собой. Это не только напряжённые отношения между Русской и Константинопольской ПЦ, но я читал о подобных ссорах и между Румынской ПЦ и Иерусалимской ПЦ (из-за того, что у Румынской ПЦ есть приход в Израиле для духовного окормления румынских паломников); а также и между Иерусалимской ПЦ и Антиохийской ПЦ из-за того, что они не могли выяснить между собой, чьей канонической территорией является государство Катар в Персидском заливе.
Мы, люди, часто похожи на собак, которые метят себе территорию и огрызаются друг на друга из-за того, что её не могут поделить. Стыд и позор нам когда мы скорее походим на честолюбивых и властолюбивых зверей, чем на Иисуса Христа. Это происходит и внутри одного этноса. По этой же причине и произошла Великая схизма 1054 года между послами папы Римского Льва IX и Константинопольским патриархом Михаилом Керуларием. В частности напряжения были из-за того, что две юрисдикции не поделили какие-то территории на Балканах. В Римской церкви и до 1054 года долгое время был символ веры с filioque, но до 1054 года это не давало повода для раскола.
Также долгое время "Русская ПЦ за границей" находилась формально в расколе с Русской ПЦ МП (с 1917 до 2006). Но разве это значит, что Русская ПЦ за границей не относилась в этот период времени к единой, святой, соборной и апостольской Церкви? Если не относилась, то нам нужно отказаться от почитания "раскольнического" архиепископа
Иоанна Шанхайского как святого. Нам придётся тогда с презрением относится и к "раскольнику" иеромонаху
Серафиму (Роузу) и его трудам. Ведь все они и многие другие - раскольники, находящиеся вне Церкви.
Всё это приводит к вопросу: а можем ли мы и с римо-католиками и миафизитами подобным же образом объединиться? Если да, то тогда для нас также будет значимой их история в период раскола, их лучшие достижения и проявления святости станут и нашим достоянием. И мы должны будем признать, что всё это время единая, святая, соборная и апостольская Церковь, о которой мы говорим в Символе веры, находилась в трагическом состоянии разобщённости, чем мы причиняли боль и огорчение Иисусу Христу, который изначально призвал всех верующих в него к единству.
Таков ли объективный взгляд Господа Бога на единою, святую, соборную и апостольскую Церковь? Не знаю, но знаю, что у Него может быть совсем или несколько иное видение на вещи чем у авторитетных консервативных богословов, которые формулируют богословские постулаты и заранее уверенно говорят, кого Бог спасает, а кого нет.
Конечно, всё это не относится к украинским раскольникам, так как для них Украина превыше всего, даже Бога. Вся их псевдо-религиозность посвящена служению нации. Так что о каком христианстве тут может быть речь?! (Увы, как я уже сказал, это может относиться не только к украинским раскольникам)
А вот это я ценю
Спаси вас Господь!