Упанишады, митрополит А.Сурожский, Лосский В.Н.

Православный христианин
Мне вспоминается в этом отношении разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским. Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий. Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: “Нет, в них истины нет!” Я пришел домой, взял книгу Упанишад, выписал восемь цитат, вернулся к нему и говорю: “Владимир Николаевич, я, читая святых отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы “по звуку” их узнать?” Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви. Тогда я ему сказал, откуда это взято… Это послужило какому-то началу пересмотра им этого вопроса.

Был ли такой разговор между митрополитом А.Сурожским и В.Н.Лосским?
Или это какая-то разновидность лжи?

В связи с
https://azbyka.org/otechnik/Serafim_Rouz/pravoslavie-i-religija-budushhego/3#sel=72:1,72:5
"5. Цель индуизма – универсальная религия"

И этим

святитель Игнатий (Брянчанинов)
По нашему времени брани не столько жестоки, сколько тонки. Борец сделался необыкновенно опытен, как бы какой гомеопат, и, видя, что булавки и иголки смертоносны, при ловком действии ими, а шуму не делают, по неприметности их, оставил мечи и копья, произведшие мучеников, в покое. Но хотя для большей части людей и неприметна тягость нынешних браней, однако она явна всепремудрому Богу, Который и нынешним победителям, по великой благости Своей, уготовал венцы. Аминь. 24 Мая 1852 г.

Если ложь, то какая разновидность и какой(е) еще грех(и) в связи с этим (1, 2 заповедь Моисея)?
 
сомневающийся
Как бы там ни было, отношение современной православной церкви к восточным религиям оставляет желать лучшего. Хотя эта враждебность абсолютна понятна, в то же время, в современных условиях она однозначно проигрышна, а если смотреть на этот вопрос прагматично, так и вовсе глупа. Нападки и критика со стороны православных более-менее образованных священнослужителей на тот же индуизм или буддизм только дискредитирует и без того давно шаткие позиции православия. Не говоря уже о том, что эта критика практически всегда тенденциозна и элементарно малограмотна, поскольку даже лучшие из православных священников плохо разбираются в предмете своей критики.
 
Был ли такой разговор между митрополитом А.Сурожским и В.Н.Лосским?
Я помню, это читала. Вы думаете, что это кем-то привнесено в расшифровки бесед. о. Антония? Мне кажется, о. Антоний имел в виду, что в каждой религии есть отсветы Истинного Бога и люди из своей глубины, из своей лучшей и чистой части обращаются именно к нему.
 
Православный христианин
Я помню, это читала. Вы думаете, что это кем-то привнесено в расшифровки бесед. о. Антония? Мне кажется, о. Антоний имел в виду, что в каждой религии есть отсветы Истинного Бога и люди из своей глубины, из своей лучшей и чистой части обращаются именно к нему.
Я не знал что думать. Потому и спросил.
Позже нашел более полную версию данного эпизода:
"Мне вспоминается разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским*. Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий. Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: «Нет, в них истины нет!» Я пришел домой, взял древнеиндийскую книгу Упанишад, выписал восемь цитат, вернулся к нему и говорю: «Владимир Николаевич, я, читая святых отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы “по звуку” их узнать?»

Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви. Тогда я ему сказал, откуда это взято… Это послужило какому-то началу пересмотра им этого вопроса. Это не значит, что мы должны отождествлять веру, которую получаем во Христе и от Христа, с другими верованиями; но как мы должны быть осторожны, когда мы судим о другой вере! Вы, наверное, помните, как Паскаль взывал к Богу: «Откройся мне!» — и как Христос в его сердце ему ответил: «Ты Меня не искал бы, если бы уже Меня не нашел». Мы можем искать только то, о чем имеем какое-то внутреннее понятие.

Думаю, нам надо с очень большой осторожностью относиться ко всякому верующему, больше того: даже за пределом конкретной сознательной веры мы должны относиться с очень большой осторожностью ко всякому человеку. Что бы, кто бы он ни был, каковы бы ни были его убеждения, какова бы ни была его вера или отсутствие веры, мы должны помнить, что образ Божий, раз запечатленный в нем, ничем не может сняться или быть смятым. Справедливо сказал один русский священник: когда Бог глядит на человека, на всякого человека, через слои неправды, тьмы, запутанности Он видит в нём отражение Своего образа… Это очень важно нам помнить."
И про отсветы Истинного Бога действительно похоже на правду.
И есть всё таки одно НО. Какую-то "примесь к вере" в связи с первым неполным отрывком я почуствовал физически. Какое то "нечто" вышло.
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте!
Мне кажется, что в полной ссылке нет ничего о ,,правильности,, или ,,неправильности,, других религий. Есть глубокое убеждение известных собеседников о́б ,,отсвете Божиего образа в каждом человеке,,, то о чем писал Тертуллиан, о душе - по природе христианке.
 
сомневающийся
Здравствуйте!
Мне кажется, что в полной ссылке нет ничего о ,,правильности,, или ,,неправильности,, других религий. Есть глубокое убеждение известных собеседников о́б ,,отсвете Божиего образа в каждом человеке,,, то о чем писал Тертуллиан, о душе - по природе христианке.
Тертуллиана понять и простить конечно можно. Однако, эта сентенция - явный трюизм. Ну а какова же по мнению христиан может быть еще природа души - буддийская что ли?
 
Сверху