Учит ли чему церковная история России?

Православный христианин
Увы, история повторяется, Церковь всегда вовлечена в политику, хочет этого или нет ... Знаете, что прп. Сергий Радонежский послом ездил и "церкви затворял"?
Из известия Никоновской летописи выясняется, что Сергий в данном случае руководствовался не своими личными соображениями, а приказом митрополита Алексея и великого князя Дмитрия Ивановича: «В то же время от великого князя Дмитреа Ивановича прииде съ Москвы посолъ преподобный Сергий игуменъ Радонежский въ Новгородъ въ Нижний ко князю Борису Констянтиновичю, зовя его на Москву; он же не послуша и на Москву не поиде; преподобный же Сергий игуменъ по митрополичю слову Алексееву и великого князя Дмитреа Ивановича церкви вся затвори»394. https://azbyka.org/otechnik/Zhitija_svjatykh/sergij-radonezhskij-lichnost-i-epoha/4
Историю Илиодора (Труфанова), монаха - "революционера" не буду комментировать, прочтите в Инете ... Я в образе действий Николая Романова (или схиигумен Сергий ещё?) и даже во внешнем облике увидел ... да - да, черты неистового Илиодора. Говорю осторожно - "увидел", лично не знаком, но проповеди ... требования передать власть (был уже монах Савонарола) - отталкивают, не монашеское это дело... или я не прав? Что скажете?
 
Россия
Православный христианин
Преп. Сергий действовал по послушанию высшей церковной власти и скорее всего Богу, а в той истории не так (не смотрел детали). Разница огромна.

Ничего плохо во влиянии Церкви на политику не вижу, если оно по воле Божьей. Политика такая же сфера человеческой жизни, как и остальные, поэтому может усовершенствоваться Церковью через улучшение людей.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я из Вашего текста не понял, как сюда относится деятельность преп. Сергия и свт.Алексия. Что касается Илиодора, то что-то общее есть; как тогда илиодорами было опошлено и испачкано дело Союза Русского народа, у истоков которого стоял прав. Иоанн Кронштадтский и многие будущие новомученики и исповедники, так теперь современные кликуши делают токсичным обсуждение важных вопросов.
 
Святая Русь
Православный христианин
Увы, история повторяется, Церковь всегда вовлечена в политику, хочет этого или нет ... Знаете, что прп. Сергий Радонежский послом ездил и "церкви затворял"?
Из известия Никоновской летописи выясняется, что Сергий в данном случае руководствовался не своими личными соображениями, а приказом митрополита Алексея и великого князя Дмитрия Ивановича: «В то же время от великого князя Дмитреа Ивановича прииде съ Москвы посолъ преподобный Сергий игуменъ Радонежский въ Новгородъ въ Нижний ко князю Борису Констянтиновичю, зовя его на Москву; он же не послуша и на Москву не поиде; преподобный же Сергий игуменъ по митрополичю слову Алексееву и великого князя Дмитреа Ивановича церкви вся затвори»394. https://azbyka.org/otechnik/Zhitija_svjatykh/sergij-radonezhskij-lichnost-i-epoha/4
Историю Илиодора (Труфанова), монаха - "революционера" не буду комментировать, прочтите в Инете ... Я в образе действий Николая Романова (или схиигумен Сергий ещё?) и даже во внешнем облике увидел ... да - да, черты неистового Илиодора. Говорю осторожно - "увидел", лично не знаком, но проповеди ... требования передать власть (был уже монах Савонарола) - отталкивают, не монашеское это дело... или я не прав? Что скажете?
Здесь надо учитывать два аспекта. Первый - была ли Богу угодна раздробленность и межусобица между князьями с кровопролитиями и разорениями. Второй - знал ли преподобный Сергий волю Божию или действовал по человеческому рассуждению. Думаю, вы сами сможете ответить на эти вопросы.
 
Православный христианин
Здесь надо учитывать два аспекта. Первый - была ли Богу угодна раздробленность и межусобица между князьями с кровопролитиями и разорениями. Второй - знал ли преподобный Сергий волю Божию или действовал по человеческому рассуждению. Думаю, вы сами сможете ответить на эти вопросы.
Должен сразу сказать, что прп. Сергий в этом ряду не потому, что уподоблен "революционерам", а потому, что монашество вовлечено в политику ...
Высоким образцом является поступок прп. Антония Великого, когда позвал его император: Ибо повествуют, что, когда авва Антоний получил от императора Констанция письменное приглашение прибыть в Константинополь, то обратился к Павлу Препростому 17 с вопросом: «Должно ли мне идти?» И когда тот сказал: «Если пойдешь, будет Антоний, а если не пойдешь, то будешь авва Антоний», чем не одобрялось такое путешествие, – то он спокойно остался на месте (Дост. сказ. 32). Кто хочет с успехом совершать подвиг иночества, тому надобно совсем рассчитаться с миром, и блага его все оставить, и делом из него выйти, и всякое пристрастие к вещам его отсечь.
https://azbyka.org/otechnik/Antonij_Velikij/pouchenija/9?=император
 
Православный христианин

Вложения

  • Не болтай.jpg
    Не болтай.jpg
    106,5 KB · Просмотры: 69
Православный христианин
Кто хочет с успехом совершать подвиг иночества, тому надобно совсем рассчитаться с миром, и блага его все оставить, и делом из него выйти, и всякое пристрастие к вещам его отсечь.
Дед Сергий, думаю, преп.Сергий выполнял послушание беспристрастно ). А преп. Антоний отклонил ПРИГЛАШЕНИЕ императора; думаю, если бы свт. Афанасий поручил ему закрыть храмы в Александрии, он выполнил бы послушание.
 
Православный христианин
Знаете, что прп. Сергий Радонежский послом ездил и "церкви затворял"?
Из известия Никоновской летописи выясняется, что Сергий в данном случае руководствовался не своими личными соображениями, а приказом митрополита Алексея и великого князя Дмитрия Ивановича: «В то же время от великого князя Дмитреа Ивановича прииде съ Москвы посолъ преподобный Сергий игуменъ Радонежский въ Новгородъ въ Нижний ко князю Борису Констянтиновичю, зовя его на Москву; он же не послуша и на Москву не поиде; преподобный же Сергий игуменъ по митрополичю слову Алексееву и великого князя Дмитреа Ивановича церкви вся затвори»394. https://azbyka.org/otechnik/Zhitija_svjatykh/sergij-radonezhskij-lichnost-i-epoha/4
Да нет брат мой возлюбленный, просто надо прочитать хотя бы ссылку, а не гнать очередную пургу?

«...Под 1365 г. Первая Софийская летопись помещает следующее известие: «Тогда прииде (в Нижний Новгород. – Авт.) отъ великого князя Дмитрия Ивановича игуменъ Сергий, зовучи князя Бориса Костянтиновича на Москву; он же не поеха; игуменъ же Сергий затвори церкви»392.

Какова была цель визита Сергия? Ответ на этот вопрос дает Московский летописный свод конца XV в.: «Князь великы Дмитреи Ивановичь посла в Новъгород Нижнеи ко князю Борису Костянтиновичю игумена Сергея, зовучи его на Москву к себе, да смиритъ его съ братомъ его со княземъ Дмитреем, он же не поеде, игуменъ же Сергей затвори церкви в Новегороде»393. Из этого уточнения становится понятным, что главной задачей Сергия должно было стать примирение двух братьев: Дмитрия и Бориса Константиновичей Суздальских.

Но по каноническим правилам игумен монастыря не имел никаких прав единолично «затворять» церкви в отдельно взятом городе или местности. Правом налагать запрещение («интердикт») обладал только глава епархии или митрополит. Из известия Никоновской летописи выясняется, что Сергий в данном случае руководствовался не своими личными соображениями, а приказом митрополита Алексея и великого князя Дмитрия Ивановича: «В то же время от великого князя Дмитреа Ивановича прииде съ Москвы посолъ преподобный Сергий игуменъ Радонежский въ Новгородъ въ Нижний ко князю Борису Констянтиновичю, зовя его на Москву; он же не послуша и на Москву не поиде; преподобный же Сергий игуменъ по митрополичю слову Алексееву и великого князя Дмитреа Ивановича церкви вся затвори»394.

Подобное сравнение известий трех летописных сводов между собой вполне удовлетворительно объясняло все возможные вопросы исследователей и они не подвергали сомнению факт действий Сергия в Нижнем Новгороде до тех пор, пока В. А. Кучкин не обратил внимание на аналогичное известие Четвертой Новгородской летописи: «...тогда прииде посолъ отъ князя Дмитриа Ивановича, игоуменъ Сергии, зовуще князя Бориса на Москву, онъ же не поеха, они же церкви затвориша»395. Употребленное летописцем выражение «они» явно не подходило к Сергию Радонежскому и четко указывало на то, что в закрытии нижегородских церквей участвовало, по крайней мере, два человека. Ответ на свой недоуменный вопрос историк нашел довольно быстро. В Рогожском летописце под 1363 г., т.е. двумя годами ранее, помещено следующее сообщение: «Тое же осени приехаша въ Новгородъ Нижнии отъ митрополита Алексея архимандритъ Павелъ да игуменъ Герасимъ, завучи князя Бориса на Москву, онъ же не поеха, они же церкви затвориша»396. Таким образом выяснилось, что непосредственными исполнителями интердикта являлись митрополичьи представители Павел и Герасим, а не Сергий Радонежский397.

Отсюда В. А. Кучкин сделал вывод, что летописцами были механически соединены в одно целое два разных события, одно из которых происходило в 1363 г., а другое относится к 1365 г. Очевидным является и то, что наложение интердикта происходило лишь однажды. Выясняя, в каком году это могло произойти, В. А. Кучкин подметил, что и Софийская Первая, и Четвертая Новгородская летописи в качестве причины посылки Сергия Радонежского в Нижний Новгород указывают на действия митрополита Алексея: «а митрополитъ Алексей отня епископию Новогородскую отъ владыки Алексея»398 (имеется в виду нижегородская епархия и местный владыка Алексей), тогда как в Рогожском летописце данного объяснения нет. Но, по мнению В. А. Кучкина, митрополит Алексей «ничего не мог отнимать» у суздальского епископа Алексея, ибо нижегородская епархия не находилась под его началом: Нижний, Новгород и Городец являлись частью диоцеза самого митрополита. Поскольку в более раннем Рогожском летописце этой «нелепицы» нет, становится очевидным, что достоверным является известие 1363 г. Что же касается сообщения 1365 г., оно, на взгляд историка, впервые появилось в русских летописях через несколько десятилетий после описываемых событий – в летописном своде 1423 г. митрополита Фотия, к которому в конечном счете восходят и Первая Софийская, и Четвертая Новгородская летописи. В отличие от них Рогожский летописец восходит к более раннему источнику. Тем самым выясняется, что при создании свода 1423 г. его составители переработали известие 1363 г. источника Рогожского летописца, ошибочно поставив его двумя годами позже и соотнеся с именем Сергия Радонежского, которое является позднейшей вставкой399. Главный же вывод В. А. Кучкина заключался в том, что говорить о какой-либо поездке Сергия Радонежского в Нижний Новгород просто не приходится...».

Читать подробнее
 
Православный христианин
Да нет брат мой возлюбленный, просто надо прочитать хотя бы ссылку, а не гнать очередную пургу?
Cергий, брат не может "гнать пургу", или братом не называйте ... Я указал на источник, заметка моя не о критике источников (пусть историки этим занимаются), а о том, что власти вовлекают монахов (церковь) в политику ... В Вашем примере "Павел и Герасим, а не Сергий Радонежский 397" разве не монахи? Если князь не хочет на суд ехать, лепо ли наказывать население княжества? В храм - не зайти, не отпеть, не повенчать... А чего тогда восставали на закрытие храмов из-за карантина? Логика, тёзка, где? Церковь пристяжной была у великого князя Московского уже 600 лет назад и ничего не изменилось!
 
Православный христианин
Cергий, брат не может "гнать пургу", или братом не называйте ... Я указал на источник, заметка моя не о критике источников (пусть историки этим занимаются), а о том, что власти вовлекают монахов (церковь) в политику ... В Вашем примере "Павел и Герасим, а не Сергий Радонежский 397" разве не монахи? Если князь не хочет на суд ехать, лепо ли наказывать население княжества? В храм - не зайти, не отпеть, не повенчать... А чего тогда восставали на закрытие храмов из-за карантина? Логика, тёзка, где? Церковь пристяжной была у великого князя Московского уже 600 лет назад и ничего не изменилось!
Да нет брате опять, ты несешь отсебятину:
«...под 1365 г. имелось известие о поездке Сергия Радонежского к князю Борису Константиновичу. Посчитав ее связанной с борьбой князей за нижегородский стол, летописцы перепутали ее с посольством архимандрита Павла и игумена Герасима. Тем самым получилось, что Сергию были приписаны действия, которые в действительности совершали другие лица. Следы этой редакторской работы хорошо прослеживаются в Четвертой новгородской летописи, где применительно к Сергию говорится, что «они же церкви затвориша»406. Отсюда становится ясным, что речь должна идти о двух разновременных московских посольствах – 1364 г. (архимандрита Павла и игумена Герасима) и 1365 г. (Сергия Радонежского)...».
К.А. Аверьянов
Сергий Радонежский – личность и эпоха
Читать подробнее
 
Православный христианин
Да нет брате опять, ты несешь отсебятину:
«...под 1365 г. имелось известие о поездке Сергия Радонежского к князю Борису Константиновичу. Посчитав ее связанной с борьбой князей за нижегородский стол, летописцы перепутали ее с посольством архимандрита Павла и игумена Герасима. Тем самым получилось, что Сергию были приписаны действия, которые в действительности совершали другие лица. Следы этой редакторской работы хорошо прослеживаются в Четвертой новгородской летописи, где применительно к Сергию говорится, что «они же церкви затвориша»406. Отсюда становится ясным, что речь должна идти о двух разновременных московских посольствах – 1364 г. (архимандрита Павла и игумена Герасима) и 1365 г. (Сергия Радонежского)...».
К.А. Аверьянов
Сергий Радонежский – личность и эпоха
Читать подробнее
Я не спорю с Вами, пусть так, но Павел и Герасим - монахи и ездили храмы закрывать за непослушание князя Бориса князю Димитрию ... а народ причём? От закрытия храмов по всей Нижегородской земле народ пострадал? Вера? Так и при карантине ... причём карантин - более уважительная причина. Чтобы была прямая аналогия, следовало в Хабаровском крае храмы запечатать, пока митинговать не перестанут ...
 
Православный христианин
Почему думаете что я кому-то что-то должен? Если что и должен, так это рассказывать то, что знаю.
Раз говорите, что знаете, значит, имеете допуск. А если не имеете, значит, не знаете наверняка.
 
Православный христианин
Я не спорю с Вами, пусть так, но Павел и Герасим - монахи и ездили храмы закрывать за непослушание князя Бориса князю Димитрию ... а народ причём? От закрытия храмов по всей Нижегородской земле народ пострадал? Вера? Так и при карантине ... причём карантин - более уважительная причина. Чтобы была прямая аналогия, следовало в Хабаровском крае храмы запечатать, пока митинговать не перестанут ...
Не надо просто: ”Наводить тень на плетень”.
непосредственными исполнителями интердикта являлись митрополичьи представители Павел и Герасим, а не Сергий Радонежский
Митрополит посылает для исполнения своего решения:
архимандрита Павла и игумена Герасима
Что Вас не устраивает?
Правом налагать запрещение («интердикт») обладал только глава епархии или митрополит.
Митрополит, как глава епархии налагает запрещение и посылает исполнить свое решение, архимандрита Павла и игумена Герасима.
Все законно, таки откуда ваши домыслы, с приплетением сюда Сергия Радонежского, и про какие-то страдания народа?
 
Православный христианин
Не надо просто: ”Наводить тень на плетень”.
непосредственными исполнителями интердикта являлись митрополичьи представители Павел и Герасим, а не Сергий Радонежский
Митрополит посылает для исполнения своего решения:

Что Вас не устраивает?
Правом налагать запрещение («интердикт») обладал только глава епархии или митрополит.
Митрополит, как глава епархии налагает запрещение и посылает исполнить свое решение, архимандрита Павла и игумена Герасима.
Все законно, таки откуда ваши домыслы, с приплетением сюда Сергия Радонежского, и про какие-то страдания народа?
Забудьте про прп. Сергия, Вы упорно "не слышите", что нельзя митрополитам церкви закрывать для простого народа из - за княжеских споров (политических). Церковь превращается в политический рычаг против князя Бориса, разве это её задача, не притворяйтесь, что не понимаете!
 
Православный христианин
Забудьте про прп. Сергия, Вы упорно "не слышите", что нельзя митрополитам церкви закрывать для простого народа из - за княжеских споров (политических). Церковь превращается в политический рычаг против князя Бориса, разве это её задача, не притворяйтесь, что не понимаете!
Вы, наверное ваш вброс, про преподобного Сергия, забыли уже?

Читаем, однако:
А вскоре в Нижнем Новгороде среди суздальских князей разразилась междоусобица, длившаяся на протяжении двух лет.
Для разрешения этой междоусобицы и были принята эта мера:
послы прибегли к самому сильному оружию, имевшемуся в их арсенале, – от имени митрополита они в городе «церкви затвориша».
Как иначе поступить при татарском порабощении, да еще при междоусобных разборках среди православных князей?
 
Сверху