Ученость

Крещён в Православии
Слышала (у Осипова, Кураева) что европейская наука - результат христианского представления о мире: мир познаваем. В общем положительнное отношение к науке они выражали.

С другой стороны, наткнулась на такой пассаж об учености, не ожидала от Игнатия (Брянчанинова) такого:
Науки человеческие, будучи плодом падения, удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и самого Бога ненужными, хуля, отвергая, уничижая Святаго Духа, соделались сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения. Свет человеков соединился со светом демонов и образовал человеческую ученость (премудрость), враждебную Богу, растлевающую человека диаволоподобною гордынею (1Кор. 3, 17–18). Объятый недугом учености, мудрец мира сего подчиняет все своему разуму и служит сам для себя кумиром, осуществляя собою предложение сатаны: «будете яко бози, ведяще доброе и лукавое» (Быт. 3, 5). Ученость, предоставленная самой себе, есть самообольщение, есть бесовский обман, есть знание, преисполненное лжи и поставляющее в ложное отношение ученого и к себе и ко всему. Ученость есть мерзость и безумие пред Богом, она – беснование. Слепоту свою она провозглашает удовлетворительнейшим ведением и видением, и таким образом соделывает слепоту неисцельною, а хранимое ею падение неотъемлемым достоянием злосчастного книжника и фарисея
https://azbyka.org/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke/16

Как все же следует относиться христианину к науке по Вашему мнению?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Екатерина!

Наука науке - рознь. Не всякая наука противоречит христианству. Отношение христианства к научному знанию также бывает различным. Есть науки, которые опровергают учение Церкви о Боге и Его отношении к миру, отвергают и Самого Бога, и Его законы и заповеди. Но есть и другие науки, которые хотя и не сверяются со Священным Писанием и Преданием Церкви в своих доводах, выводах, однако и не противопоставляются им. Православная апологетика, например, использует достижения ряда светских наук для подтверждения истинности христианского вероучения. Нравственное Богословие может (в чём-то) опираться на светскую психологию, Церковная история - на светскую историю, и т. д.

В контексте, который Вы привели, акцент, всё же, выставлен не на учёности как таковой, а на учёности, противополагающей себя вере, христианству.

Благодарю за вопрос!
 
Сверху