Толкование (Рим. 8, 29)

Москва
Православный христианин
Добрый вечер. Смущает недопонимание слов:
«Кого Бог предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8, 29)
Не поможете толкованием отцов или просто своими мыслями? Спасибо.
 
Москва
Православный христианин
Добрый вечер. Смущает недопонимание слов:
«Кого Бог предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8, 29)
Не поможете толкованием отцов или просто своими мыслями? Спасибо.

Бог знает о нас всё - ведь Он всеведущ, и для Него нет времени, в котором живём только мы. Поэтому Он знает, что и как в своей жизни сделает человек - и в соответствии с этим знанием посылает человеку благодать, призывает его к Себе, ведёт его по жизни. Св. Феофан Затворник пишет:

Если же вся весть Бог (см.: 1 Ин. 3, 20), то Он ведает и начало, и продолжение, и конец всего сущего и бывающего, — ведает и последнее свое определение участи каждого, как и всего человеческого рода, — ведает, кого коснется Его последнее: приидите, — и кого коснется: отъидите. А как ведает, так и определяет тому быть. Но как, ведая наперед, Он предведает, так и, определяя наперед, предопределяет. И поелику ведение или предведение Божие отнюдь истинно и верно, то и определение Его неизменно. Но, касаясь свободных тварей, оно не стесняет их свободы и не делает их невольными исполнителями своих определений. Свободные действия Бог предвидит, как свободные, видит все течение свободного лица и общий итог всех его деяний. И, видя то, определяет, как бы то было уже совершившимся. Ибо не просто предопределяет, но предопределяет, предуведав (см.: блаженный Феодорит). Мы определяем человека, что хорош или худ, видя дела его, пред нами им наделанные. И Бог предопределяет по делам же, — но делам предвиденным, так, как бы они уже были сделаны. Не действия свободных лиц суть следствие предопределения, а само предопределение — следствие свободных дел.
Так предуведал Бог и всех, которые истинно уверуют в Господа, вняв призванию чрез благовестие Евангелия, и последуют за Ним верным исполнением заповедей Его, и, освятившись благодатию, станут святы. И в силу сего предведения предопределил им быть такими и соответственную тому восприять часть в вечности. Предопределение Божие обнимает и временное и вечное. Апостол указывает, к чему предопределены предуведенные, именно — к тому, чтоб им сообразным быти образу Сына Его. Но сие сообразие приемлется и усвояется здесь, а завершается в вечности. Здесь верующие и решающиеся последовать Господу облекаются во Христа, Сына Божия, воплощенного в святом Таинстве Крещения, и, прияв дар Духа Святого в Миропомазании, преобразуются потом во всем своем естестве, взаимодействием свободы и благодати, в образ Христа Господа.

(Свт. Феофан Затворник. Послание святого Апостола Павла к Римлянам
истолкованное святителем Феофаном)
 
Святая Русь
Православный христианин
Добрый вечер. Смущает недопонимание слов:
«Кого Бог предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8, 29)
Не поможете толкованием отцов или просто своими мыслями? Спасибо.
Архиепископ Аверкий: "В надежде на спасение утверждает нас и предвечное предопределение Божие о нашем спасении: "быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (ст. 29-30). Для правильного понимания этого места Послания святого Апостола Павла о Божественном предопределении надо иметь в виду, что Апостол говорит не о безусловном предопределении, как учат кальвинисты, а о предопределении, основывающемся на всеведении Божием. Это не то значит, что Бог, помимо воли людей, одних предопределил ко спасению, а других к погибели, но то, что Бог, как всеведущий знает, кто из людей употребит на добро свою свободную волю, а кто — во зло, и в зависимости от этого, и предопределяет вечную участь каждого. "
http://azbyka.org/hristianstvo/bibli...u_svyaschennogo_pisaniya_apostol_13-all.shtml
 
Архиепископ Аверкий: "...Для правильного понимания этого места Послания святого Апостола Павла о Божественном предопределении надо иметь в виду, что Апостол говорит не о безусловном предопределении, как учат кальвинисты, а о предопределении, основывающемся на всеведении Божием. Это не то значит, что Бог, помимо воли людей, одних предопределил ко спасению, а других к погибели, но то, что Бог, как всеведущий знает, кто из людей употребит на добро свою свободную волю, а кто — во зло, и в зависимости от этого, и предопределяет вечную участь каждого. "
Может быть, Бог предопределяет участь только тех, кто уже достиг на земле определённого уровня состояния души, вероятно, святого? Или архиепископ Аверкий говорит об этом же, только я его не понял? Ещё спрошу, если Бог всё предопределяет и знает, кто куда идёт и придёт, то почему мне это напоминает компьютерный аквариум, где всё программистами уже предопределено и осталось только смотреть на это? Очень непонятно.
 
Святая Русь
Православный христианин
Может быть, Бог предопределяет участь только тех, кто уже достиг на земле определённого уровня состояния души, вероятно, святого? Или архиепископ Аверкий говорит об этом же, только я его не понял?
Нет, если внимательно почитать Библию, то Бог еще до рождения сообщал многим родителям, каким будет их ребенок, кем станет и что сотворит.
Ещё спрошу, если Бог всё предопределяет и знает, кто куда идёт и придёт, то почему мне это напоминает компьютерный аквариум, где всё программистами уже предопределено и осталось только смотреть на это? Очень непонятно.
Потому что программисты сами программировали. А Бог не программировал, оставляя каждому человеку свободную волю. Но так как Бог знает ВСЕ, то он знает и то, как человек распорядиться своей свободной волей.
 
Москва
Православный христианин
Может быть, Бог предопределяет участь только тех, кто уже достиг на земле определённого уровня состояния души, вероятно, святого?
Бог предопределяет ко спасению всех, так сказать от чрева матери, - всех, кто своей жизнью по делам своей свободной воли не надругается над этим даром Божиим, но достигнет спасения.

Ещё спрошу, если Бог всё предопределяет и знает, кто куда идёт и придёт, то почему мне это напоминает компьютерный аквариум, где всё программистами уже предопределено и осталось только смотреть на это? Очень непонятно.
Многие путают предведение Божие и связанное с ним предопределение путей, которые Бог даёт человеку, - и кальвинистское предопределение, которое утверждает, что вся наша судьба якобы преопределена заранее, и человек ничего не может в ней изменить, как бы ни старался.
Но это совсем не так - не предопределена наша судьба, наша вечная участь, мы сами, своим выбором свободно определяем и судьбу в этом мире, и то, что нас ждёт - жизнь или смерть - за гробом. Бог хочет, чтобы все спаслись, но не все следуют Его воле. И Он видит и знает это, потому что Он - вне времени. Он видит всё, что мы сделаем в нашей жизни в нашем будущем - и в соответствии с этим поступает в нашей жизни.

Св. Иоанн Дамаскин пишет:

Бог, по благости Своей, приводит из небытия в бытие все существующее и о том, что будет, имеет предведение. Итак, если бы те, которые согрешат, не имели в будущем получить бытие, то они не имели бы сделаться и злыми, (а потому) не было бы о них предведения. Ибо ведение относится к тому, что есть; а предведение — к тому, что непременно будет. Но сперва — бытие (вообще), а потом уже — бытие доброе или злое. Если же для имеющих получить в будущем, по благости Божией, бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию. Поэтому Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым.
(Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Глава XXI. Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются? )
 
Спасибо, Тина. Но Прп. Иоанна Дамаскина я не сумел понять. С вашими личными словами я согласен.

Сообщение от Валерий-2010:
Но так как Бог знает ВСЕ, то он знает и то, как человек распорядиться своей свободной волей.


Спасибо. Вот такое мне и непонятно. Если Бог знает, как человек распорядится своей волей, то (ИМХО) тогда мы Ему нужны только чтобы смотреть, как мы "плаваем в аквариуме", причём зная, кто когда куда "поплывёт", ведь Он же, получается, всё уже предопределил. Я, надеюсь, не кощунствую, потому что верю/знаю, что Бог не будет развлекаться, Он свят. Простите меня.
 
Москва
Православный христианин
Спасибо, Тина. Но Прп. Иоанна Дамаскина я не сумел понять. С вашими личными словами я согласен.

Сообщение от Валерий-2010:
Но так как Бог знает ВСЕ, то он знает и то, как человек распорядиться своей свободной волей.


Спасибо. Вот такое мне и непонятно. Если Бог знает, как человек распорядится своей волей, то (ИМХО) тогда мы Ему нужны только чтобы смотреть, как мы "плаваем в аквариуме", причём зная, кто когда куда "поплывёт", ведь Он же, получается, всё уже предопределил. Я, надеюсь, не кощунствую, потому что верю/знаю, что Бог не будет развлекаться, Он свят. Простите меня.
:) Из Ваших слов делаю вывод, что моих Вы не поняли. Бог не "всё уже предопределил". Он дал нам свободную волю и право действовать по ней. Он не заставляет нас делать то, что мы не хотим делать, не заставляет выполнять Его волю, не предопределил заранее, будем ли мы в аду или в раю. Всё это решаем мы сами всей своей жизнью.
 
Москва
Православный христианин
Вот такое мне и непонятно. Если Бог знает, как человек распорядится своей волей, то (ИМХО) тогда мы Ему нужны только чтобы смотреть, как мы "плаваем в аквариуме", причём зная, кто когда куда "поплывёт", ведь Он же, получается, всё уже предопределил. Я, надеюсь, не кощунствую, потому что верю/знаю, что Бог не будет развлекаться, Он свят. Простите меня.
Эти Ваши слова просто не дают мне покоя, поэтому возвращаюсь к ним. Хорошо, что Вы понимаете, что Бог не "развлекается" с нами. Но образ аквариума не мог возникнуть иначе, как от внушения врага рода человеческого.
Такая мысль - ложь и гибель для души, которая его примет.

Господь сказал:

Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
(Ин. 5, 17)

В этом кратком слове - всё великое попечение о нас Промысла Божия.

Потому, что мы
"о Нем же живем и движемся и есмы".

(Деян.17:28)

Бог содержит Своей рукой всё существующее, и каждый миг нашей жизни - это Его милость и забота о нас, обо всех и обо всём.

И больше того, - несравненно больше того.
Его Промысл о нас, Его попечение о нас - это Крест Христов.

Он Своей неизречённой мукой взял на Себя и стёр все наши бесчисленные, чудовищные грехи и преступления, простил нас, падших и осквернённых грехами и неблагодарностью Ему, и каждый миг нашей жизни - продолжает прощать, миловать, благотворить нам, извлекать нас из пропасти нашей скверны, помогает нам во всём, очищает, освящает Своей благодатью, поддерживает, выводит на путь, ведущий к свету, к спасению, к радости вечной - к Нему.

Каждый наш грех - это сильнее забитый гвоздь в Его крестные раны, а Он - снова и снова прощает и милует, снова зовёт и утешает....
Это ли назвать "наблюдением"?!

Да, мы часто не чувствуем Его попечения о нас - но лишь потому, что окаменели наши сердца, а не потому, что Он не печётся о нас неустанно...:(

И вот, снова, как когда-то к тем, кто собирался Его распять, звучат для нас всех Его полные отеческой боли и скорби слова:

"Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!"


(Мтф. 23, 37)

Да, мы, увлечённые своими страстями и пристрастиями, не хотим быть с Богом, и потому нам мнится, что Бог оставил нас... :(:(:(


w7.gif
 
Святая Русь
Православный христианин
Сегодня с папой поспорили. У нас есть толкование на Евангелие блаженного Феофилакта. Я до этого читал толкование Иоанна Златоуста на Послание к Римлянам и мне стиль изложения кажется очень похожим, даже речевые обороты повторяются, такие же витиеватые. Я думаю, что блаженный Феофилакт взял за основание Иоанна Златоуста, немножко сократил и переделал. А папа считает, что блаженный Феофилакт сам независимо от Иоанна Златоуста это толкование написал. Кто из нас прав?
 
Москва
Православный христианин
Сегодня с папой поспорили. У нас есть толкование на Евангелие блаженного Феофилакта. Я до этого читал толкование Иоанна Златоуста на Послание к Римлянам и мне стиль изложения кажется очень похожим, даже речевые обороты повторяются, такие же витиеватые. Я думаю, что блаженный Феофилакт взял за основание Иоанна Златоуста, немножко сократил и переделал. А папа считает, что блаженный Феофилакт сам независимо от Иоанна Златоуста это толкование написал. Кто из нас прав?
Вы правы. Бл. Феофилакт следовал за св. Иоанном Златоустом. Он не переделал - он компиллировал.
 
Сверху