Темница

Здравствуйте, Алексей Михайлович! Заинтересовал вот такой вопрос, помогите найти ответ на него. У Иоанна Лествичника в Лествице в 5 слове, приводится пример монастыря "Темница", так вот почему состояние тех людей, описанных в этом поучении, не выходит за границы смирения и кротости и не переходит в грех - уныние и отчаяния? Где не отчаяние, как не там?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Денис!

Состояние отчаяния связано с ощущением безысходности, полной безнадежности. А состояние кротости и христианского смирения, напротив, сопряжено с верой и упованием на Бога. Обращаю ваше внимание, что по большому счёту именно в таком состоянии духа и пребывали обитатели «Темницы».

«Часто повторяя сии слова, — пишет преподобный Иоанн Лествичник, — они в недоумении говорили друг другу: “Итак, братия, уповаем ли? Получаем ли просимое? Принимает ли нас Господь опять?” ...Посему они и возбуждали друг друга, говоря: “Потщимся, братия, потщимся; нам нужно тщание...”» [1, с. 138-139].

Не в последнюю очередь этому способствовало то, что «Темницей» руководил богомудрый духоносный наставник, названный у преподобного Иоанна «мужем великим» [1, с. 94], «светилом светил» [1, с. 131].

Сравнивая добровольное страдание опекаемых этим славным наставником кающихся грешников с невольными злострадальцами, узниками, преподобный игумен Синайской горы отмечал: «Что в сравнении с ними злострадания беснующихся, или плачущих над мертвецами, или пребывающих в заточении, или осужденных за убийства? Поистине невольное мучение и томление оных ничто в сравнении с произвольным страданием сих» [1, с. 139].

Благодарю за вопрос!

1. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на Небо. М.: Изд. Ставрос, 2004.
 
Сверху