Свобода воли и проблема выбора

Крещён в Православии
Здравствуйте, уважаемый батюшка.

Не могу разобраться внутри себя. Как же так. Если человек создан по Божьему подобию с таким огромным количеством возможностей для творчества. С таким богатейшим и необычнейшим миром вокруг. И в этом всем самое лучшее, что свободный человек может делать, это принимать на все волю Божью, смиряться. Неужели то, как иногда говорят, самое ценное в человеке - его свобода - дана только лишь для того, чтобы было что отдать. Вся эта противоречивая, величественная, сложная штука - свобода - все это только для проверки - сможешь пожертвовать или нет? А если смог, то что осталось в тебе от человека.. разве не становишься подобен ангелу, безропотно следующему слову Божию?

Всего доброго,
Евгений
 
.. Если человек создан по Божьему подобию с таким огромным количеством возможностей для творчества. ... И в этом всем самое лучшее, что свободный человек может делать, это принимать на все волю Божью, смиряться. Неужели то, как иногда говорят, самое ценное в человеке - его свобода - дана только лишь для того, чтобы было что отдать. Вся эта противоречивая, величественная, сложная штука - свобода - все это только для проверки - сможешь пожертвовать или нет?
Дорогой Евгений!

Основоположник монашества, прп. Антоний Великий в египетской пустыне молился так «Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой». Взаимодействие двух волей – божественной и человеческой в богословии называется синергией. Что означает воля Божия? В воле Божьей различаются два аспекта: желание Божие и попущение Божие. Желание Божие - это абсолютная воля Божия, которая хочет вечного спасения для человека. Бог хочет блага для нас больше, чем мы хотим этого сами. Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая колеблется между добром и злом. Преподобный Исаак Сирин свидетельствует об этой дилемме так: «Предпочесть благое желание другим желаниям... принадлежит человеку, а исполнить избранное благое желание принадлежит Богу».

Свободная воля дана человеку, как образу и подобию Божию. Без возможности свободы выбора не существовало бы добра, как такового, а поступками человека и даже его внутренними действиями всецело руководила бы «рыночная» необходимость. Свободная воля это одно из главных достоинств человека, и в тоже время, огромная ответственность, поскольку большинство людей злоупотребляют ей. Впрочем и полностью отрешиться от своеволия, подобно бесплотным духам, еще никому не удавалось. Важно то, что без свободной воли не может осуществиться само спасение человека, так как акт спасения это – жизнь с Богом, вечное приближение к Богу, озарение и просвещение души человека божественным светом. Это невыразимая взаимная любовь Творца к Своему творению и творения к своему Творцу. Поэтому спасение – это сугубо личностное переживание в добровольном выборе жизненного пути.

Святые Отцы писали «Если кто сделает какое-нибудь дело, следуя своей воле, а потом узнает, что это дело противно воле Божией, должен он, как поступивший неправильно по неведению, возвратиться на путь Божий. Кто же упорно держится своей воли, противной воле Божией, не хочет послушаться других, но считается лишь со своим мнением, тот не сможет возвратиться на путь Божий». Отсюда естественным образом возникает вопрос – как практически узнать волю Божию? Для ее познания крайне важно иметь очищенное от страстей состояние души, когда мы просим Бога открыть Свою волю, ибо «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»(Мф.5:8). Так, например, перед решающим жизненным выбором следует максимально отрешиться от мирских соблазнов и помыслов, уединившись в безмолвии подобно аскетам-отшельникам, ограничивающим себя строгим постом и молитвой. Перед сном, творя положенное молитвенное правило, нужно еще раз критически оглянуться на состояние души в прожитом дне и молитвенно пережить проблемную ситуацию. Если все правильно, то сон будет тихий и блаженный, чистый и глубокий, как сон уставшего ребенка, а при пробуждении как бы вскользь в сонном сознании промелькнет готовое решение. Поэтому не лишним будет лист бумаги с карандашом под подушкой... Я чисто эмпирически нащупал такой прием, а уж намного позже нашел ему святоотеческое подтверждение...
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху