Ева не была страстна до вкушения яблока
Все верно.
"Веруем, что человек, падший чрез преступление, уподобился бессловесным скотам, то есть помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, которую получил от Преблагого Бога. Ибо в противном случае он сделался бы неразумным, и, следственно, не человеком; но он имел бы ту природу, с которою сотворен, и природную силу, свободную, живую, деятельную, так, что он по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла."
https://azbyka.org/otechnik/pravila/1723/
Бесстрастными были до грехопадения и душа первого человека,и тело.
"Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, незлобивым, святым, безгрешным, бессмертным, и все это делало его душу необычайно богоустремленной.Что касается души, касается и тела первых людей. Сотворенное Богом, оно было безгрешным, бесстрастным, а тем самым и свободным от болезней, страданий и смерти.
Обитая в раю в неизреченной гармонии с волей Божией, первые люди возрастали из добра в добро, из Боговидения в Боговидение, из совершенства в совершенство, из радости в радость, восходили из блаженства в блаженство, непрестанно воздвизаясь и направляясь своим богоустремленным существом к Вeршине всех вершин, к Трисолнечному Богу и Господу."
(прп.
Иустин (Попович),"О первоначальном состоянии человека")
https://azbyka.org/otechnik/Iustin_Popovich/izbrannye-glavy-o-tvorenii-mira-i-cheloveka/#0_5
Страсти были неестественны для чистой природы человека,естественны были добродетели:
"Ибо когда Бог сотворил человека, – говорит
авва Дорофей, – Он всеял в него добродетели, как и сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию
(Быт. 1:26).Сказано: по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию – относится к добродетели (…). Страсти же не принадлежат нам по естеству». (
Авва Дорофей)
Итак,"Адам и Ева были на вершине бесстрастия."
Так описывает их состояние преподобный
Иоанн Дамаскин в Точном изложении православной веры во 2 книге.ТИПВ это основа основ православного догматического богословия,его авторитет непререкаем,это учебник,основа и норма всей православной догматики.Нигде не нахожу у него утверждения,что они имели некие естественные страсти.Не нахожу это и в учебнике догматического православного богословия митрополита
Макария (Булгакова).Святитель Игнатий как я выше приводил цитаты,также пишет о их бесстрастности в "Слове о человеке".
Что касается чревоугодия,то его не было у них и это тоже пишет прп.
Иоанн Дамаскин.То есть они не вкушали чувственной пищи:".... ибо, согласно естественному порядку, чувственная пища есть восполнение утерянного, и она выбрасывается вон и истлевает; и нельзя остаться нетленным тому, кто питается чувственной пищей.".
https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_11
Страстность есть следствие тления, а тление произошло в них от практического вкушения запрещенной пищи.Адам и Ева съели эту пищу не от чревоугодия как утверждает Дмитрий,а от непослушания и соблазна,будучи соблазненными сатаной.Чревоугодия у них не было и не могло быть вообще.Питался же Адам лицезрением Бога или как пишет преподобный Иоанн божественными помыслами:
"Бог поселил человека в раю, который был духовным и чувственным. В самом деле, телесно он пребывал в чувственном раю, на земле, духовно же беседовал с ангелами, возделывая божественные помыслы и ими питаясь. Он был наг, ибо был прост сердцем и вел невинную жизнь. Посредством творений он возвышался своею мыслью к Единому Творцу, и Его созерцанием услаждался и увеселялся".
Также в другом месте:"ибо телом человек, как мы сказали, обитал в божественнейшем и прекраснейшем месте, душою же жил в месте, несравненно более высоком и несравненно более прекрасном, имея жилищем обитавшего в нем Бога и облекаясь в Него, как в светлую ризу, покрываясь Его благодатию и наслаждаясь, подобно какому-нибудь новому ангелу, только сладчайшим плодом Его лицезрения и питаясь им;".
Что касается "от всякого дерева в саду ты будешь есть"
(Быт.2),то прп.
Иоанн Дамаскин пишет,что "Выражение же: «всякое древо», возможно понять в смысле познания силы Божией, приобретаемого из рассматривания творений, как говорит божественный Апостол: «невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть»
(Рим. 1:20)."
Итак,и в ТИПВ и у святителя Игнатия говорится именно о духовной пище,но не о чувственной,прп. Иоанн называет чувственную пищу причиной тления:"Под древом жизни можно разуметь также то величайшее познание, которое мы почерпаем из рассмотрения всего чувственного, и тот путь, которым мы через это познание восходим к Родоначальнику, Творцу и Причине всего существующего. Это Бог и назвал «всяким древом», т.е. полным и нераздельным, приносящим одну только привязанность к добру. Древо же познания добра и зла можно понимать в смысле чувственной, доставляющей удовольствие пищи, которая хотя и кажется приятною, однако по существу является для вкушающего причиною зла; ибо Бог говорит: «от всякого древа, еже в Раи, снедию снеси»
(Быт. 2:16), выражая этим, как я думаю, следующее: от всех творений восходи ко мне – Творцу и со всех них собери один плод – Меня, истинную жизнь; пусть все приносит тебе, в качестве плода, жизнь и общение со Мною полагай основой своего существования; ибо таким образом ты будешь бессмертен. «От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в онь же аще день снесте от него, смертию умрете»
(Быт. 2:17); ибо, согласно естественному порядку, чувственная пища есть восполнение утерянного, и она выбрасывается вон и истлевает; и нельзя остаться нетленным тому, кто питается чувственной пищей."(ТИПВ,11 глава).А тленность Адам приобрел вследствии преступления,т.е. первородного греха:"Так как предвидящий Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему."(2 книга,30 глава).
Не было у Адама,естестественно,и некоего естественного уныния,не было никакой печали,это совершенно понятно и так,но все же приведу точное определение из ТИПВ прп. Иоанна:" Итак, Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир – малый в великом, – как нового ангела, поклоняющегося Богу".Страсть уныния,как и другие мучающие его страсти он приобрел как понятно вследствии грехопадения.Адам пребывал в постоянной радости и наслаждении:"Решив из видимой и невидимой природы создать по образу и подобию Своему человека – чтобы он был как бы некоторым царем и начальником всей земли и того, что на ней, – Бог приготовил для него как бы некоторый дворец, где обитая, он проводил бы блаженную и довольную жизнь. Это и был божественный рай, насажденный руками Божиими в Эдеме, – хранилище веселия и всякой радости, ибо слово «Эдем» означает наслаждение.".
О некоем стяжательстве(!?) Адама писать вообще не стоит,это совершенно понятно.Адам был царем и властелином всего земного."До преступления заповеди все было подвластно человеку, ибо Бог поставил его начальником над всем, что на земле и в водах. Даже змей был привязан к человеку и чаще других животных приближался к нему и своими приятными движениями как бы беседовал с ним. Поэтому-то родоначальник зла – дьявол и внушил чрез него нашим прародителям злейший совет. Тогда и земля сама собою приносила плоды, дабы ими пользовались подвластные человеку животные, и не было на земле ни дождя, ни зимы. После же преступления, когда человек «приложися скотом несмысленным и уподобися им»
(Пс. 48:13), когда он предоставил неразумной похоти господствовать над разумной душею и стал ослушником заповеди Господней, то подвластная тварь восстала против поставленного Творцом начальника, и ему было определено в поте лица возделывать землю, из которой он взят
(Быт. 3:19)76."(ТИПВ,книга 2,10 глава)
Изучая митрополита
Макария (Булгакова) и его догматический учебник увидел,что он как и святитель Игнатий употребляет при описании первоначального состояния Адама и Евы именно термин силы души.
"Поэтому нужно было, чтобы человек предварительно подвергся испытанию, ибо муж неиспытанный и неискушенный не имеет никакой цены. Нужно было, чтобы, достигнув совершенства через испытание, состоявшее в исполнении заповеди, он таким образом получил бессмертие, как награду за добродетель. В самом деле, будучи по своей природе чем-то средним между Богом и веществом, человек, если бы он отрешился от всякого естественного пристрастия к сотворенному бытию и соединился любовью с Богом, должен был бы через соблюдение заповеди непоколебимо утвердиться в добре. Но когда он вследствие преступления стал более тяготеть в сторону вещества и когда его ум отвратился от своего Виновника, т. е. Бога, то ему стало свойственно тление, он сделался из бесстрастного подверженным страстям, из бессмертного смертным, возымел нужду в супружестве и плотском рождении, по пристрастию к жизни привязался к удовольствиям, как к чему-то необходимому для жизни, а тех, которые пытались лишить его этих удовольствий, стал упорно ненавидеть."(прп.
Иоанн Дамаскин,ТИПВ)