Святые о власти

Святая Русь
Православный христианин
Это не домыслы. Это элементарная логика.
Тут логика другая: получается, что если Бог не дает ту форму правления, которая вам нравится, то вы умнее Бога и лучше Его знаете, что вам надо?

Если царская власть - это самое большое благо для Церкви, тогда почему восстановитель старчества на Руси, преподобный Паисий (Величковский), сначала покинул Россию, чтобы учиться святоотеческому подвижничеству на Афоне, когда Греция была под протекторатом Турции, а когда возвращался с Афона, то не вернулся в Россию 18 века, но остался в Молдавии, которая присоединилась к России только в 1774 году, когда преп. Паисий был уже пожилым человеком. Вот отказался же великий старец, живший в 18 веке, от такого великого блага - жить под властью благоверных помазанников. Почему?

Вы умнее Паисия Величковского?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Тут логика другая: получается, что если Бог не дает ту форму правления, которая вам нравится, то вы умнее Бога и лучше Его знаете, что вам надо?

Если царская власть - это самое большое благо для Церкви, тогда почему восстановитель старчества на Руси, преподобный Паисий (Величковский), сначала покинул Россию, чтобы учиться святоотеческому подвижничеству на Афоне, когда Греция была под протекторатом Турции, а когда возвращался с Афона, то не вернулся в Россию 18 века, но остался в Молдавии, которая присоединилась к России только в 1774 году, когда преп. Паисий был уже пожилым человеком. Вот отказался же великий старец, живший в 18 веке, от такого великого блага - жить под властью благоверных помазанников. Почему?

Вы умнее Паисия Величковского?
Валерий, прп. Паисия пригласил Молдавский господарь в монастырь близ Ясс (столица княжества), служили на двух языках, устав - Афонский, а в России на троне - немка Екатерина, сильно порезавшая монастырские владения ... Далась же некоторым царская власть .... догмат нововыдуманный....допросятся Диоклетиана.
 
Православный христианин
Тут логика другая: получается, что если Бог не дает ту форму правления, которая вам нравится, то вы умнее Бога и лучше Его знаете, что вам надо?

Если царская власть - это самое большое благо для Церкви, тогда почему восстановитель старчества на Руси, преподобный Паисий (Величковский), сначала покинул Россию, чтобы учиться святоотеческому подвижничеству на Афоне, когда Греция была под протекторатом Турции, а когда возвращался с Афона, то не вернулся в Россию 18 века, но остался в Молдавии, которая присоединилась к России только в 1774 году, когда преп. Паисий был уже пожилым человеком. Вот отказался же великий старец, живший в 18 веке, от такого великого блага - жить под властью благоверных помазанников. Почему?

Вы умнее Паисия Величковского?
Логика проста. Я не умнее св. Паисия Величковского. Потому нигде и никогда даже не пытался ему противоречить. А вот вы все время противоречите святым и стараетесь их опровергнуть. «Первая заповедь христианина – возлюбить Господа Бога всем существом своим, а вторая – чтить помазанника Божия» (Св. Серафим Саровский чудотворец). Кстати, св. Серафим Саровский - современник св. Паисия Величковского.
 
Православный христианин
Братья мои,не ссорьтесь. Главное-ЛЮБОВЬ между собой ( если, конечно,мы уже возлюбили Господа всем сердцем...)Посмотрите,какая крепкая поддержка друг друга у " атеистов" на форуме :)
 
Православный христианин
Ну вот, вы уже лжете, что я "ВСЕ ВРЕМЯ противоречу святым" и якобы "стараюсь их опровергнуть".
В этой теме вы ни разу не согласились с высказываниями святых, которые я приводил.
Согласитесь со святым Исидором Пелусиотом: «Поелику равночестность по обыкновению возжигает часто войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть». И я сразу стану лжецом. В противном случае лжецом становитесь вы. ((
 
Православный христианин
Братья мои,не ссорьтесь. Главное-ЛЮБОВЬ между собой ( если, конечно,мы уже возлюбили Господа всем сердцем...)Посмотрите,какая крепкая поддержка друг друга у " атеистов" на форуме :)
Никто не ссорится. Просто Валерий слегка возвысился над святыми, но не осознает этого. Отсюда его проблемы. ((
 
Святая Русь
Православный христианин
Братья мои,не ссорьтесь. Главное-ЛЮБОВЬ между собой ( если, конечно,мы уже возлюбили Господа всем сердцем...)Посмотрите,какая крепкая поддержка друг друга у " атеистов" на форуме :)
Просто Олег ставит букву выше духа. Чуть не сказал "букву закона". Не закона и не канона, а частного мнения, пусть и массового среди святых. Иисус Христос ни в Иудее не поставил земного царя, как ожидали иудеи, ни Риму не дал благоверного императора. Только в 4 веке, когда количество тайных христиан достигло 30%, христианский император легко пришел к власти. Но после него были и отступники и еретики. А сейчас христиане составляют менее 5%, и не вельможи и военачальники, а престарелые, инвалиды и беднота, люди хорошие, но некем будет заполнить руководящие должности благоверному императору. Я не против благоверного правителя (императора или президента), но сейчас это нереально. Я понимаю Олега, что приятнее и легче заниматься политическими вопросами, чем понуждением самого себя к борьбе со страстями и выполнению заповедей. Но спасительно ли это?
 
Православный христианин
Поздравляю всех с праздником всех святых!
Всем нам надо научиться уважительному отношению к ним.
Научиться их любить, доверять им, молиться им, но не противоречить им и опровергать их.
Все это крайне важно для спасение души!
 
Крещён в Православии
В течении нескольких лет я собирал высказывания православных святых о власти.
Я надеюсь, что многим это будет интересно, а кому-то даже и полезно.
Мир Вам! По-моему, прежде чем освещать какую-либо тему, следовало бы ознакомиться с понятиями, которые предлагаются к рассмотрению. В данном случае я бы начал с ознакомления с понятиями «царство», приводимыми в некоторых источниках. Например, см. https://поискслов.рф/wd/царство .

«ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Д.Н. УШАКОВ
Царство, царства, ср.
1) Государство, управляемое царем. Московское царство. Мимо острова Буяна в царство славного Салтана. Пушкин.
2) Только ед. Правление какого-н. царя, царствование. В царство Екатерины II. Послал Юпитер к ним на царство журавля. Крылов.
3) Перен. Место, область, сфера, где господствуют те или иные явления, начала. Я (мороз) царство свое убираю в алмазы, жемчуг, серебро. Некрасов. "Луч света в темном царстве" (заглавие статьи Н. А. Добролюбова)....Переход из царства бесчувственного мира в царство ощущения, из царства неорганического мира в царство органической жизни - есть скачок в новое состояние... Три царства природы. Растительное царство. Животное царство. Сонное царство (о многих спящих людях - из названия сказки; разг. шутл.)».

«ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. С.И.ОЖЕГОВ, Н.Ю.ШВЕДОВА.
Царство, -а, ср.
1) Государство во главе с царем (устар. и спец.).
2) Правление какого-н. царя, царствование. Избрать на Ц. кого-н. Венчаться на Ц.
3) Перен. Ц. чего. Та или иная область действительности, средоточие каких-н. явлений, предметов. Ц. природы. Ц. льда".

«НОВЫЙ ТОЛКОВО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА, Т. Ф. ЕФРЕМОВА.
Царство, ср.
1) Государство, управляемое царем (1), царицей (1). Земли такого государства. Население такого государства. Перен. Место, где владычествует, распоряжается кто-л.»
2).Правление царя (1), царицы (1); царствование.
3) Перен. Место, область, сфера, где господствуют какие-л. явления, начала. Преобладающее большинство, господство кого-л. или чего-л».


Вы же, поднимая вопрос об отношении Святых Отцов к власти вообще, делаете акцент на их отношении к монархии и конкретно к самодержавию. Обратите внимание на то, что все составители соответствующих статей в приведенных словарях рассматривают понятие «царство» по крайней мере в трех аспектах. Первые два пункта в определениях представляют нам «царство» как совокупность территории и подданных, находящихся под управлением конкретного царя; в то же время под «царством» подразумевается период правления этого монарха, т.е. его царствование. А в третьем пункте говорится о «царстве» как о «преобладающем большинстве, господстве кого-л. или чего-л» (см. выше). Вот на третьем пункте я хотел бы акцентировать внимание. Словосочетание «преобладающее большинство, господство кого-л. или чего-л» предполагает, по-моему, не что иное, как систему доминирующих ценностей (доминант). Например, «царство растений» – флора, где доминируют растения, «царство животных» – фауна, где доминанта - животные. В то же время мы говорим о «царстве добра-света», о «царстве зла-тьмы», подразумевая соответствующие доминанты.
Что же нам говорит по этому поводу Библия? Какие виды царств предлагает нашему вниманию Священное Писание? По-моему, Книга книг делает акцент на трех видах царств.

1) Царство Божие или Царство Небесное, где доминирует единственная ценность – Любовь Божия. Тут без комментариев.

2) Царство земное под управлением царя-помазанника. См. 1 Книга Царств 8:4-22. Ниже я привожу отрывки из https://azbyka.org/biblia/?1Sam.8 , опуская некоторые из стихов. Приношу извинения за длинную и всем известную выдержку, но она, по-моему, здесь достаточно уместна.
«И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; <…> итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но ОТВЕРГЛИ МЕНЯ, чтоб Я не царствовал над ними; <…> И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: ВОТ КАКИЕ БУДУТ ПРАВА ЦАРЯ, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и ОТДАСТ СЛУГАМ СВОИМ; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и ОТДАСТ ЕВНУХАМ СВОИМ И СЛУГАМ СВОИМ; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами ВЫ БУДЕТЕ ЕМУ РАБАМИ; И ВОССТЕНАЕТЕ ТОГДА ОТ ЦАРЯ ВАШЕГО, которого вы избрали себе; И НЕ БУДЕТ ГОСПОДЬ ОТВЕЧАТЬ ВАМ ТОГДА».
К тому же прошу обратить внимание на последний стих последней главы Книги Судей: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» и на толкование свт. Василия Великого: «…но следует признать весьма справедливым, а именно: не вследствие ли отступления от единого и великого, истинного и единственного Царя всяческих и Бога и ныне происходит такое разногласие и распря между членами Церкви, КОГДА КАЖДЫЙ ОТСТУПАЕТ ОТ УЧЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, самовольно защищает какие-то собственные суждения и определения И ХОЧЕТ СКОРЕЕ НАЧАЛЬСТВОВАТЬ ВОПРЕКИ ГОСПОДУ, НЕЖЕЛИ БЫТЬ ПОД НАЧАЛЬСТВОМ ГОСПОДА?», см. https://azbyka.org/biblia/in/?Judg.21:25&r .
Вот Вам преддверие прихода «царства земного» с его самодержавием, переходящим в деспотизм, а затем исчезающим в «вихрях революций», не приносящих, как правило, того мира и спокойствия, о которых мечтали все поборники как монархий, так и «светлого демократического будущего». Ведь «царство земное», которое выпросили себе израильтяне через Самуила, есть не что иное, как система доминирующих ценностей, где доминантами являются угнетение, насилие над личностью, превозношение царя-батюшки императора, а в некоторых христианских державах и подавление Церкви различными гос. институтами, например, обер-прокурор и священный синод в царской послепетровской России. При этом как-то не ощущалось несогласие церковных иерархов со сложившейся в течение двухсот лет системой церковного «безпатриаршего» правления (возможно и были какие-то возражения, однако я нигде этого не заметил). Кстати, все израильские цари, начиная от Саула, были «помазаны на царство» с целью получения Господнего благословения, но далеко не все израильские помазанники были достойными правителями. Поэтому я бы не осмелился говорить о достойном правлении всех без исключения христианских «помазанников» (в т.ч. и российских императоров-самодержцев, и европейских «конституционных» монархов и т.п.). Кто-то был лучше, кто-то хуже, но все они в той или иной степени соответствовали Господнему определению о «земном царстве», которое я привел в п.2.
3) И, наконец, третий вид «царства». Это тот идеал Царства-Монархии, которое показал всем Иисус Христос, придя в наш мир как Царь-Вседержитель, омывающий ноги своим последователям. В продолжение привожу ответ иеромонаха Иова (Гумерова): «У евреев омовение ног гостям было ОБЯЗАННОСТЬЮ СЛУГ. Иисус Христос, УМЫВ НОГИ ученикам, символически показал, что Он пришел в этот мир РАДИ СЛУЖЕНИЯ ЛЮДЯМ: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы ПОСЛУЖИТЬ И ОТДАТЬ ДУШУ СВОЮ для искупления многих (Мк.10:45)», см. https://pravoslavie.ru/6990.html . Другими словами, Христос, омыв ноги Апостолам, дал понять всем, в т.ч. и царям-самодержцам, что в Его Царстве доминирующей ценностью является забота не о собственном благосостоянии и не о благосостоянии Его друзей и приближенных, но именно СЛУЖЕНИЕ ВСЕМ людям без исключения. Спаситель показал истинный смысл царствования, где в роли основной доминанты выступает забота о спасении человечества. Омовением ног своим близким нам показан глубокий смысл истинной Монархии, когда Царь всю Свою душу полагает на алтарь служения подданным. Возникают вопросы: всегда ли так поступали цари-самодержцы; соответствовали они или не соответствовали тем требованиям, которые определил им Христос красноречивым и однозначным примером-деянием – омовением ног; была ли осознана императорами суть доминирующей ценности – служение подданным? Если бы монархия в виде самодержавия была угодна Богу, то Господь не отвернулся бы от царей-батюшек и ответил бы императорам и их подданным Своей Божественной поддержкой, но, увы, Творец дал понять народам, что «И ВОССТЕНАЕТЕ ТОГДА ОТ ЦАРЯ ВАШЕГО, которого вы избрали себе; И НЕ БУДЕТ ГОСПОДЬ ОТВЕЧАТЬ ВАМ ТОГДА». Отсюда и бунты, и «вихри революций», и «усеченные конституционные монархии» в угоду пресловутым демократиям и т.д. и т.п.
По-моему, Святые Отцы, говоря о самодержавии, все-таки питали надежду на помазание на царство истинного монарха, заботящегося исключительно о своих подданных. Почему делался акцент на самодержавии? Очевидно потому, что в то время самодержавие отождествлялось с истинной монархией, а царь-самодержец представал в образе императора-повелителя, повелевающего всем своим подчиненным проявлять заботу о подданных. Но тут просматривается явная идеализация образа монарха.
К слову, в любой полемике я бы воздержался от аргументов типа «Вы что, считаете себя умнее того или иного авторитетного человека?». По моему убеждению, подобный довод является одним из самых некорректных аргументов. Я также не стал бы выстраивать «частокол» из отрывков, взятых из Библейских и Святоотеческих изречений, не подтвержденных собственными размышлениями и комментариями. Этим, по-моему, нарушается одно из правил Форума:
ПРАВИЛА ФОРУМА.
Раздел 3.
На форуме категорически запрещается:
………
..........
24. Размещать цитаты без комментариев.

Кроме того, за длинным «цитатным частоколом», порой, не просматривается и теряется истинный образ либо Святого, либо Апостола, либо Самого Христа, а приводимые каскады Святоотеческих высказываний без собственных комментариев могут попросту оттолкнуть неутвердившихся в вере и уж точно дадут повод поерничать представителям иных мировоззрений.
Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Мир Вам! По-моему, прежде чем освещать какую-либо тему, следовало бы ознакомиться с понятиями, которые предлагаются к рассмотрению. В данном случае я бы начал с ознакомления с понятиями «царство», приводимыми в некоторых источниках. Например, см. https://поискслов.рф/wd/царство .

«ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Д.Н. УШАКОВ
Царство, царства, ср.
1) Государство, управляемое царем. Московское царство. Мимо острова Буяна в царство славного Салтана. Пушкин.
2) Только ед. Правление какого-н. царя, царствование. В царство Екатерины II. Послал Юпитер к ним на царство журавля. Крылов.
3) Перен. Место, область, сфера, где господствуют те или иные явления, начала. Я (мороз) царство свое убираю в алмазы, жемчуг, серебро. Некрасов. "Луч света в темном царстве" (заглавие статьи Н. А. Добролюбова)....Переход из царства бесчувственного мира в царство ощущения, из царства неорганического мира в царство органической жизни - есть скачок в новое состояние... Три царства природы. Растительное царство. Животное царство. Сонное царство (о многих спящих людях - из названия сказки; разг. шутл.)».

«ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. С.И.ОЖЕГОВ, Н.Ю.ШВЕДОВА.
Царство, -а, ср.
1) Государство во главе с царем (устар. и спец.).
2) Правление какого-н. царя, царствование. Избрать на Ц. кого-н. Венчаться на Ц.
3) Перен. Ц. чего. Та или иная область действительности, средоточие каких-н. явлений, предметов. Ц. природы. Ц. льда".

«НОВЫЙ ТОЛКОВО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА, Т. Ф. ЕФРЕМОВА.
Царство, ср.
1) Государство, управляемое царем (1), царицей (1). Земли такого государства. Население такого государства. Перен. Место, где владычествует, распоряжается кто-л.»
2).Правление царя (1), царицы (1); царствование.
3) Перен. Место, область, сфера, где господствуют какие-л. явления, начала. Преобладающее большинство, господство кого-л. или чего-л».


Вы же, поднимая вопрос об отношении Святых Отцов к власти вообще, делаете акцент на их отношении к монархии и конкретно к самодержавию. Обратите внимание на то, что все составители соответствующих статей в приведенных словарях рассматривают понятие «царство» по крайней мере в трех аспектах. Первые два пункта в определениях представляют нам «царство» как совокупность территории и подданных, находящихся под управлением конкретного царя; в то же время под «царством» подразумевается период правления этого монарха, т.е. его царствование. А в третьем пункте говорится о «царстве» как о «преобладающем большинстве, господстве кого-л. или чего-л» (см. выше). Вот на третьем пункте я хотел бы акцентировать внимание. Словосочетание «преобладающее большинство, господство кого-л. или чего-л» предполагает, по-моему, не что иное, как систему доминирующих ценностей (доминант). Например, «царство растений» – флора, где доминируют растения, «царство животных» – фауна, где доминанта - животные. В то же время мы говорим о «царстве добра-света», о «царстве зла-тьмы», подразумевая соответствующие доминанты.
Что же нам говорит по этому поводу Библия? Какие виды царств предлагает нашему вниманию Священное Писание? По-моему, Книга книг делает акцент на трех видах царств.

1) Царство Божие или Царство Небесное, где доминирует единственная ценность – Любовь Божия. Тут без комментариев.

2) Царство земное под управлением царя-помазанника. См. 1 Книга Царств 8:4-22. Ниже я привожу отрывки из https://azbyka.org/biblia/?1Sam.8 , опуская некоторые из стихов. Приношу извинения за длинную и всем известную выдержку, но она, по-моему, здесь достаточно уместна.
«И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; <…> итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но ОТВЕРГЛИ МЕНЯ, чтоб Я не царствовал над ними; <…> И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: ВОТ КАКИЕ БУДУТ ПРАВА ЦАРЯ, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и ОТДАСТ СЛУГАМ СВОИМ; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и ОТДАСТ ЕВНУХАМ СВОИМ И СЛУГАМ СВОИМ; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами ВЫ БУДЕТЕ ЕМУ РАБАМИ; И ВОССТЕНАЕТЕ ТОГДА ОТ ЦАРЯ ВАШЕГО, которого вы избрали себе; И НЕ БУДЕТ ГОСПОДЬ ОТВЕЧАТЬ ВАМ ТОГДА».
К тому же прошу обратить внимание на последний стих последней главы Книги Судей: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» и на толкование свт. Василия Великого: «…но следует признать весьма справедливым, а именно: не вследствие ли отступления от единого и великого, истинного и единственного Царя всяческих и Бога и ныне происходит такое разногласие и распря между членами Церкви, КОГДА КАЖДЫЙ ОТСТУПАЕТ ОТ УЧЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, самовольно защищает какие-то собственные суждения и определения И ХОЧЕТ СКОРЕЕ НАЧАЛЬСТВОВАТЬ ВОПРЕКИ ГОСПОДУ, НЕЖЕЛИ БЫТЬ ПОД НАЧАЛЬСТВОМ ГОСПОДА?», см. http://bible.optina.ru/old:sud:21:25 .
Вот Вам преддверие прихода «царства земного» с его самодержавием, переходящим в деспотизм, а затем исчезающим в «вихрях революций», не приносящих, как правило, того мира и спокойствия, о которых мечтали все поборники как монархий, так и «светлого демократического будущего». Ведь «царство земное», которое выпросили себе израильтяне через Самуила, есть не что иное, как система доминирующих ценностей, где доминантами являются угнетение, насилие над личностью, превозношение царя-батюшки императора, а в некоторых христианских державах и подавление Церкви различными гос. институтами, например, обер-прокурор и священный синод в царской послепетровской России. При этом как-то не ощущалось несогласие церковных иерархов со сложившейся в течение двухсот лет системой церковного «безпатриаршего» правления (возможно и были какие-то возражения, однако я нигде этого не заметил). Кстати, все израильские цари, начиная от Саула, были «помазаны на царство» с целью получения Господнего благословения, но далеко не все израильские помазанники были достойными правителями. Поэтому я бы не осмелился говорить о достойном правлении всех без исключения христианских «помазанников» (в т.ч. и российских императоров-самодержцев, и европейских «конституционных» монархов и т.п.). Кто-то был лучше, кто-то хуже, но все они в той или иной степени соответствовали Господнему определению о «земном царстве», которое я привел в п.2.
3) И, наконец, третий вид «царства». Это тот идеал Царства-Монархии, которое показал всем Иисус Христос, придя в наш мир как Царь-Вседержитель, омывающий ноги своим последователям. В продолжение привожу ответ иеромонаха Иова (Гумерова): «У евреев омовение ног гостям было ОБЯЗАННОСТЬЮ СЛУГ. Иисус Христос, УМЫВ НОГИ ученикам, символически показал, что Он пришел в этот мир РАДИ СЛУЖЕНИЯ ЛЮДЯМ: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы ПОСЛУЖИТЬ И ОТДАТЬ ДУШУ СВОЮ для искупления многих (Мк.10:45)», см. https://pravoslavie.ru/6990.html . Другими словами, Христос, омыв ноги Апостолам, дал понять всем, в т.ч. и царям-самодержцам, что в Его Царстве доминирующей ценностью является забота не о собственном благосостоянии и не о благосостоянии Его друзей и приближенных, но именно СЛУЖЕНИЕ ВСЕМ людям без исключения. Спаситель показал истинный смысл царствования, где в роли основной доминанты выступает забота о спасении человечества. Омовением ног своим близким нам показан глубокий смысл истинной Монархии, когда Царь всю Свою душу полагает на алтарь служения подданным. Возникают вопросы: всегда ли так поступали цари-самодержцы; соответствовали они или не соответствовали тем требованиям, которые определил им Христос красноречивым и однозначным примером-деянием – омовением ног; была ли осознана императорами суть доминирующей ценности – служение подданным? Если бы монархия в виде самодержавия была угодна Богу, то Господь не отвернулся бы от царей-батюшек и ответил бы императорам и их подданным Своей Божественной поддержкой, но, увы, Творец дал понять народам, что «И ВОССТЕНАЕТЕ ТОГДА ОТ ЦАРЯ ВАШЕГО, которого вы избрали себе; И НЕ БУДЕТ ГОСПОДЬ ОТВЕЧАТЬ ВАМ ТОГДА». Отсюда и бунты, и «вихри революций», и «усеченные конституционные монархии» в угоду пресловутым демократиям и т.д. и т.п.
По-моему, Святые Отцы, говоря о самодержавии, все-таки питали надежду на помазание на царство истинного монарха, заботящегося исключительно о своих подданных. Почему делался акцент на самодержавии? Очевидно потому, что в то время самодержавие отождествлялось с истинной монархией, а царь-самодержец представал в образе императора-повелителя, повелевающего всем своим подчиненным проявлять заботу о подданных. Но тут просматривается явная идеализация образа монарха.
К слову, в любой полемике я бы воздержался от аргументов типа «Вы что, считаете себя умнее того или иного авторитетного человека?». По моему убеждению, подобный довод является одним из самых некорректных аргументов. Я также не стал бы выстраивать «частокол» из отрывков, взятых из Библейских и Святоотеческих изречений, не подтвержденных собственными размышлениями и комментариями. Этим, по-моему, нарушается одно из правил Форума:
ПРАВИЛА ФОРУМА.
Раздел 3.
На форуме категорически запрещается:
………
..........
24. Размещать цитаты без комментариев.

Кроме того, за длинным «цитатным частоколом», порой, не просматривается и теряется истинный образ либо Святого, либо Апостола, либо Самого Христа, а приводимые каскады Святоотеческих высказываний без собственных комментариев могут попросту оттолкнуть неутвердившихся в вере и уж точно дадут повод поерничать представителям иных мировоззрений.
Храни Вас Господь!
Спасибо за ваш комментарий.
Есть определение Ушакова, что такое монархия и есть определение православных святых. Вот определение святых я и разместил. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его (Пс. 150:1)
Наверное, есть православные, для которых определение Ушакова важнее всех определений святых. Но разместил именно определения святых, так как они, а не Ушаков находятся сейчас в Царстве Небесном. Именно святые, а не Ушаков являются учителями Церкви. Неужели это не очевидно?!
Я не делаю ни на чем акцент. Я просто разместил высказывания святых о власти. Вы их можете принять или отвергнуть, посчитав, что вы знаете Библию, в том числе, Книгу Царств 8:4-22 лучше святых. Неужто вы считаете, что святые этого не знали и не читали, делая акцент на то, что вы умнее, образованнее и авторитетнее святых?
Правила форума мне известны и комментарии там есть. Тема и начинается с моего комментария.
А отталкивают от веры не наставления святых, а их отрицание и не приятие.
 
Православный христианин
Неужто вы считаете, что святые этого не знали и не читали, делая акцент на то, что вы умнее, образованнее и авторитетнее святых?
Анатолий совершенно прав по существу и тону изложения, Ваша мысль "Неужто вы считаете, что святые этого не знали и не читали..." спекулятивна, Вам не спрятаться за плохо понятый авторитет святых! И, да, многое святые не знали, особенно Вифлеемские младенцы или мученик Кирик Тарсийский... :)
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Ваша мысль "Неужто вы считаете, что святые этого не знали и не читали..." спекулятивна, Вам не спрятаться за плохо понятый авторитет святых!
Монарх при помазании на Царство, второй раз принимает миро в крестоположении, и принимает Святые Дары, таким образом запечатливая свою духовную ответственность в деле управления государства. Основа чего, Писание и Предание.
Ни о каких правах педерастии хоть телесной, хоть духовной речи быть не могло. Другое дело что эти похоти активно существовали в виде старообрядцев и других деятелей, проклинающих царя, с его Царством.И когда был принят Закон о свободе вероисповеданий, тут и отступил Господь, от этого экуменистического блуда, предоставив всех, самим себе. Монархии как таковой, альтернативы - нет. Тем более когда Христос-Воскрес, и всегда может быть Царём в любом сердце, в том числе и царском.
 
Православный христианин
Монархии как таковой, альтернативы - нет. Тем более когда Христос-Воскрес, и всегда может быть Царём в любом сердце, в том числе и царском.
Тёзка, почему нет альтернативы неронам, калигулам, диоклетианам? И почему в их сердцах Христос не "воцарился"? Вы полагаете, что беседа Бога и пророка Самуила при воцарении Саула не актуальна сейчас? О теократии говорил и писал близкий Вам патриарх Никон... Или его учение о симфонии властей Вы считаете ошибочным? Помните евангельскую притчу об источнике либо сладкой, либо горькой воды?
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Тёзка, почему нет альтернативы неронам, калигулам, диоклетианам? И почему в их сердцах Христос не "воцарился"?
Потому что они не были помазанниками Божиими.
Вы полагаете, что беседа Бога и пророка Самуила при воцарении Саула не актуальна сейчас?
Так она была всегда актуальна.Польша, Финляндия, Аляска -это была территория Православного государства.Сила которого в том, что среда духовных правил выходила из Апостольской Пятидесятницы.А уж как ты будешь их уважать, как относиться к ним, это уже личное дело каждого индивидуума.
О теократии говорил и писал близкий Вам патриарх Никон... Или его учение о симфонии властей Вы считаете ошибочным?
Так мной то как раз об этой симфонии и ведётся речь.Не все бояре-олигархи времени Никона, хотели участвовать в этой симфонии.Да и сейчас слушая иногда речи ответственных людей, думаешь -"Может у нас в консерватории что-то не так?"((с)
Помните евангельскую притчу об источнике либо сладкой, либо горькой воды?
Тут еще важно давление на магистрали, и условия раздачи.Готовым нужно быть.
 
Святая Русь
Православный христианин
Потому что они не были помазанниками Божиими.
Это нечестный аргумент. Юлиан Отступник и Константин Копроним тоже были помазанниками, но это не мешало им быть гонителями христиан. Это тоже, что сказать, что все крещенные святы и никогда не ошибаются. Но ведь и большинство большевиков были крещенными (даже Ленин, Сталин, Горький, Хрущев и др.). Почему же помазание миром, которое происходит после крещения не уберегло их от тяжких грехов и богоборчества? Кто-то скажет, что благоверный император дважды помазуется (после крещения и при воцарении на престоле). Но Юлиан Отступник, Константин Копроним от повторного помазания не стали лучше. И царица Евдоксия, которая жестоко расправилась с Иоанном Златоустом, и Екатерина II, которая не менее жестоко расправилась с митрополитом Арсением не стали лучше от повторного помазания. От каких грехов гарантированно уберегает двойное помазанием миром?
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Наверное, есть православные, для которых определение Ушакова важнее всех определений святых. Но разместил именно определения святых, так как они, а не Ушаков находятся сейчас в Царстве Небесном. Именно святые, а не Ушаков являются учителями Церкви. Неужели это не очевидно?!
Это то же самое, что говорить, что святые благословляли ездить на конях, а не на машинах. Можно в 1000 раз больше (чем о царях) найти высказываний святых о том, что надо ездить на конях и сделать ложный вывод, что кони - от Бога, а машины - от диавола.

Повторюсь, что я за то, чтобы хотя бы в ранее православных государствах появились православные правители (как бы их не называли, цари, императоры, президенты, короли, молдавские господари или украинские гетьманы).

Но тут еще один важный момент. Все святые, цитаты которых приведены, были рождены при царях и жили при царях и воспринимали это по слову Бога о власти, как власть, данная от Бога. Они принимали обстоятельства как волю Божию и смирялись С ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ. Сейчас же самодержавия нет. Есть глава государства, но у нас сейчас республики. Значит, желая самодержавие, мы противимся воле Божией, т.е. тому что есть, что Бог дал, а желаем себе того, чего Бог не дает. Мудро ли это?

Русь была крещена в 10 веке. Первый царь появился в 16 веке (Иван IV Васильевич (Грозный), последний - в 20-м (Николай ІІ). Таким образом, Русь, за более чем тысячу лет после крещения, 400 лет жила при царях и 600 (!) лет - без царей. Без воли Божией волос с головы не упадет, тем более царь не появится и не исчезнет. Почему Бог не давал 500 лет царя Руси и , забрав последнего царя, более 100 лет снова не дает?

Кроме того, православного президента легче привести к власти, чем поменять республику на монархию. Если мы не можем даже на выборах набрать хотя бы процентов 15. Да что там на выборах, Церковь не может даже ни министра, ни премьер-министра толкового предложить действующей власти. А тут "ломаем копья", споря о самодержавии... Глупейшее занятие.

В Римской империи, за многие десятилетия до того, как первый христианский император пришел к власти, христиане своей жизнью завоевали сердца молодежи среди правящих классов. И когда вельможа (патриций или всадник) шел пиршествовать, его сын шел на тайное собрание христиан и молился. И сейчас среди генералов, министров, депутатов, губернаторов, крупных бизнесменов есть дети. Они сейчас курсанты и студенты. Вот если бы хотя бы 30% курсантов и студентов обратить в христианство, то можно было бы рассчитывать, что при воле Божией, лет через 20-30, когда им будет 40-50 лет и они придут к власти, они смогут стать поддержкой православному правителю. А без такой поддержки элит первый же дворцовый переворот сметет православного государя и поставит своего и будет это последнее хуже первого (хуже республики), потому что враг христианства с неограниченными полномочиями натворит зла Церкви намного больше, чем может это сейчас сделать любой правитель, власть которого ограничена.

Видя, сколько % студентов сейчас в храмах, не сложно вычислить, что ближайшие лет 30 точно не будет православного правителя. А умереть за это время каждый из нас может. И что скажем на Страшном суде в свое оправдание? "Мы заповеди не исполняли, со страстями не боролись, добродетели не взращивали, дела милосердия не творили, но занимались проповедью самодержавия". Думаете, это будет оправданием?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Анатолий совершенно прав по существу и тону изложения, Ваша мысль "Неужто вы считаете, что святые этого не знали и не читали..." спекулятивна, Вам не спрятаться за плохо понятый авторитет святых! И, да, многое святые не знали, особенно Вифлеемские младенцы или мученик Кирик Тарсийский... :)
Я понимаю, что для вас по существу прав Анатолий. Для меня по существу правы святые. Я не понимаю, почему мнение Анатолия должно быть выше мнения святых. Тем более, что «Они (святые отцы) – и мерило, и критерий всего православного, всего евангельского. То, что не от них, что не в их духе, то не православно». (св. Иустин (Попович)). Тот, кто отвергает мудрость святых, по сути, борется с православием!
Я не прячусь за мнением святых, я с ними согласен. Неужели согласие с мнением Анатолия приближает к Истине и к Богу, а согласие с мнением святых удаляет?! Неужели для того чтобы попасть в Царство Небесное надо изучать труды Антона, а не труды святых? Это даже звучит глупо и смешно. Тут все предельно ясно. Удивляюсь, как можно заблудиться в двух соснах.
 
Православный христианин
Это то же самое, что говорить, что святые благословляли ездить на конях, а не на машинах. Можно в 1000 раз больше (чем о царях) найти высказываний святых о том, что надо ездить на конях и сделать ложный вывод, что кони - от Бога, а машины - от диавола.

Повторюсь, что я за то, чтобы хотя бы в ранее православных государствах появились православные правители (как бы их не называли, цари, императоры, президенты, короли, молдавские господари или украинские гетьманы).

Но тут еще один важный момент. Все святые, цитаты которых приведены, были рождены при царях и жили при царях и воспринимали это по слову Бога о власти, как власть, данная от Бога. Они принимали обстоятельства как волю Божию и смирялись С ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ. Сейчас же самодержавия нет. Есть глава государства, но у нас сейчас республики. Значит, желая самодержавие, мы противимся воле Божией, т.е. тому что есть, что Бог дал, а желаем себе того, чего Бог не дает. Мудро ли это?

Русь была крещена в 10 веке. Первый царь появился в 16 веке (Иван IV Васильевич (Грозный), последний - в 20-м (Николай ІІ). Таким образом, Русь, за более чем тысячу лет после крещения, 400 лет жила при царях и 600 (!) лет - без царей. Без воли Божией волос с головы не упадет, тем более царь не появится и не исчезнет. Почему Бог не давал 500 лет царя Руси и , забрав последнего царя, более 100 лет снова не дает?

Кроме того, православного президента легче привести к власти, чем поменять республику на монархию. Если мы не можем даже на выборах набрать хотя бы процентов 15. Да что там на выборах, Церковь не может даже ни министра, ни премьер-министра толкового предложить действующей власти. А тут "ломаем копья", споря о самодержавии... Глупейшее занятие.

В Римской империи, за многие десятилетия до того, как первый христианский император пришел к власти, христиане своей жизнью завоевали сердца молодежи среди правящих классов. И когда вельможа (патриций или всадник) шел пиршествовать, его сын шел на тайное собрание христиан и молился. И сейчас среди генералов, министров, депутатов, губернаторов, крупных бизнесменов есть дети. Они сейчас курсанты и студенты. Вот если бы хотя бы 30% курсантов и студентов обратить в христианство, то можно было бы рассчитывать, что при воле Божией, лет через 20-30, когда им будет 40-50 лет и они придут к власти, они смогут стать поддержкой православному правителю. А без такой поддержки элит первый же дворцовый переворот сметет православного государя и поставит своего и будет это последнее хуже первого (хуже республики), потому что враг христианства с неограниченными полномочиями натворит зла Церкви намного больше, чем может это сейчас сделать любой правитель, власть которого ограничена.

Видя, сколько % студентов сейчас в храмах, не сложно вычислить, что ближайшие лет 30 точно не будет православного правителя. А умереть за это время каждый из нас может. И что скажем на Страшном суде в свое оправдание? "Мы заповеди не исполняли, со страстями не боролись, добродетели не взращивали, дела милосердия не творили, но занимались проповедью самодержавия". Думаете, это будет оправданием?
Валерий, с вами сложно спорить, так как вы просто не читали и не хотите читать высказывания святых, которые я собрал. А следовало бы и прочитать, чтобы возражать. Там есть десятки цитат, которые были сказаны после революции 1917 года, например вот это: «Русские люди будут каяться в смертных грехах: что попустили жидовскому нечестию в России, не защитили Помазанника Божия Царя, церкви православные и монастыри и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие. Но будет духовный взрыв! И Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство» (Святой преподобный Лаврентий Черниговский).

Почему понимание сущности власти важно для спасения души. Когда-то придется предстать перед Всевышним и придется отвечать за свои слова. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37). Говорящий, что это Богоугодная власть легализует аборты, гомосексуализм, порнографию, сатанизм превзойдет ли праведностью фарисеев и войдете ли в Царство Небесное? Да, мы все люди грешные, совершаем ошибки, проявляем слабости, спотыкаемся, падаем и пытаемся подняться. Но утверждать, что именно Богом установленная власть осуществляет волю Божию легализует аборты, гомосексуализм, порнографию и сатанизм это уже верх всякого лицемерие, клевета, кощунство и богохульство! Такой человек гарантировано идет в ад. Разве нет? Сверим свои выводы с высказыванием святого: «Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу - есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель» (Св. Филарет Московский).
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Не все бояре-олигархи времени Никона, хотели участвовать в этой симфонии
Сам царь Алексей Михайлович не хотел этой симфонии. За это
О теократии говорил и писал близкий Вам патриарх Никон...
он,лично,а не какие-то бояре, и убрал патриарха Никона.
 
Сверху