"Свинский" вопрос

Новосибирск
Православный христианин
Нередко в современных сочинениях авторы, полемизируя со священниками различных христианских конфессий, упрекают их устами своих героев в том, что Библия, которая является для них Священной книгой, полна противоречий. И указывают на эти самые противоречия.
Некоторые из них несерьёзные – взгляд на религию стороннего человека, который даже и не пытается разобраться в поднимаемой им теме. На некоторые – давно уже нашёл ответы сам. Продумал, перепроверил, принял. А вот некоторые попадаются «интересные» и поначалу ставят в тупик. Но…. Я давно уже понял, что если у тебя нет ответа на тот или иной вопрос, это не значит, что его (ответа) не существует в принципе. Просто ты его ещё не знаешь.

Вот пример (орфография автора, уж извините):
«- Или ещё: «Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде…». Свинья для иудея табу. С фига ли посреди ортодоксальной страны вот так, запросто, пасётся две тысячи рыл?
- Там жили и другие народы.
- Но столицей-то был Иерусалим, в котором правили первосвященники-иудеи.
- Ну, мало ли…. Провиант для римских солдат.
- А мяса и так навалом – тысячу лет в тех краях овец разводили, сам Моисей пастухом был. Кстати о пастухах… «Пастухи же побежали и, пришедши в город, рассказали обо всём, и о том, что было с бесноватыми». Кто пас этих свиней – евреи? Ха!
- Рабы пасли. А свиней римляне могли с собой привести.
- Ага, пешком! Через всю Малую Азию….
…- Далее: свиньи, как лемминги тонут в море. Морем в данном случае, судя по тексту, называют Кинеретское озеро – главный источник воды в стране. Попади в него хоть одна свинья, и оно автоматом считается осквернённым. Правоверные иудеи, а других тогда не было, сдохнут, но пить из него не станут, а виновника забьют камнями…» («Записки на кардиограммах» Михаил Сидоров).

Заинтересовавшись, я провёл небольшое, можно сказать даже крохотное, исследование этого вопроса и вот что выяснил:
«…Эти события (служение Иисуса Хритса) отмечены на берегах Тивериадского моря (Кинеретское, Галилейское озеро) многочисленными церквями и религиозными святынями.
В эпоху Христа западный берег моря был густо усеян еврейскими городами и посёлками, в то время как его восточный берег оставался малозаселённым, в основном греками и другими иностранцами.
По этой причине Христос выбрал западный берег и, в особенности, еврейский город Капернаум в качестве Своего местожительства и мессианской деятельности» («Путеводитель по Израилю»).

А Евангелие от Матфея, после того как «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и увидев Его, просили, чтобы Он отошёл от приделов их» (Мф. 8-34), сказано «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф.9-1).
В «Толковой Библии Лопухина» читаем: «Город, куда Спаситель прибыл, Матфей называет Его «собственным». По словам Иеронима, это был Назарет. Но другие думают, что это был Капернаум. Последнее мнение имеет для себя очень веские основания. У Матфея сказано, что Христос оставил Назарет и «поселился в Капернауме приморском» (Мф.4:13).

То есть, Спаситель изгонял бесов из бесноватых явно на восточном берегу, населённом в основном «греками и другими иностранцами». Снова у Лопухина читаем:
«…При таком предположении не будет противоречия между Матфеем, с одной стороны, и Марком и Лукою – с другой, которые говорят, что свиньи паслись «там», т. е. где находились бесноватые. Если последние были иудеи, то владельцы свиней, жители Гадаринской страны, вероятнее всего, были язычниками. Держать свиней было запрещено иудейским законом. И среди других народов свинья также считалась животным нечистым и скверным, например, у египтян. Но у последних были свиные стада и пастухи. Геродот сообщает об египтянах, что они «считают свинью нечистым животным, и это до такой степени, что, во-первых, если кто-нибудь, проходя, случайно прикоснется к свинье даже своей одеждой, то сейчас же идет к реке и купается в ней, и, во-вторых, пастухи свиней, хотя и природные египтяне, суть единственные жители Египта, которые не могут входить в храм. И никто не выдает за них в замужество своих дочерей и не берет себе их дочерей в жены, так что у пастухов свиней браки совершаются исключительно в их собственном сосло¬вии» («История», XI, 47). У иудеев свиноводством занимались только «низшие классы», и особенно те, которые были в более или менее близком общении с язычниками. Путешественники сообщают, что свиней много в указанной местности и в настоящее время, они пасутся там на воле и едят то, что придется, находясь в «диком состоянии». Свиньи были предметом и иудейской торговли».

Вывод: свиньи в той местности, в которой Иисус изгонял бесов из бесноватых, вполне могли себе пастись. Причём стадами.

А вот с осквернённой водой, всё-таки, непонятно. Даже сейчас Кинеретское озеро – основной «поставщик» питьевой воды для израильтян, что уж говорить про времена Иисуса Христа. И надеяться, что на западном берегу моря не узнали, что произошло на восточном, стоит едва ли. Думаю, что узнали и очень скоро.
Отсюда и вопрос – была ли на самом деле осквернена вода в Кинеретском озере, и если да, то как вышли из этого положения?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здраваствуйте, Игорь! Вы задали интересный вопрос! Однако, полагаю, что Вы - слишком "строги". Если смотреть на вопрос так широко, можно заметить, что питьевая вода, прежде, нежели попадает на стол к иудею (хочет он того или не хочет), так или иначе соприкасается с целым множеством не только «не чистых», но и даже мёртвых представителей фауны. Подумайте, разве мало «нечистых» созданий живет в водоёмах Земли? Разве «чистая» дождевая вода, прежде попадания в источники, никогда не омывает «нечистых» птиц? Разве во вместилищах вод не тонут животные (или даже люди)? (Ср.: «Видение Григория, ученика святого и богоносного Отца нашего Василия Нового Цареградского»: «...вся земля представляла из себя одно целое кладбище» [1, с. 11]). Что ж из того? Вовсе не пить?

Я напомню Вам, что однажды Сам Яхве превратил воды Египта в кровь: «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: возьми жезл твой [в руку твою] и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, – и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах» (Исх. 7:19); а пророк Елисей порекомендовал прокаженному Нееману омыться в Иордане: «И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист» (4 Цар. 5:10). Неужели О(о)ни — осквернители? Конечно же, нет. Стало быть, и Спаситель, попустивший бесам вселиться в свиней (которые впоследствии прыгнули в воду), — не осквернитель...

Спаси Господи!

1.Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного Отца неашего Василия Нового Цареградского. М, 2002.
 
Новосибирск
Православный христианин
Спасибо, дорогой Алексей Михайлович, за ответ.
Мой вопрос не случаен. Для людей, ищущих веру, очень важно знать, что Священное Писание каждой своей строчкой «дышит» истиной. Ведь если это не так, если можно усомниться в «мелочах», то значит можно поставить под сомнение и само Учение. Этим и пользуются оппоненты христианства, в том числе и литераторы различных направлений, чтобы тиражировать своё видение мира попытками «доказательств» несоответствия Библии исторической правде. И, надо сказать, что в некоторых случаях это им удаётся.
Ваш ответ, Алексей Михайлович, натолкнул меня вот на какую мысль: с едой древним иудеям разобраться было проще. Эта кошерная – значит кушать можно, эта нет – соответственно нельзя. В крайнем случае, можно несколько дней и попоститься. А вот без воды долго не протянешь. И если даже не обращать внимания на стадо свиней, потонувших в Кинеретском озере, всё равно ведь не вся вода была годна к повседневному употреблению. Должен был существовать чин освящения воды и в праздники и для повседневных нужд, тем более, что омовение в воде, как избавление от грехов, было прекрасно известно Ветхому Израилю, именно поэтому крещение водой Иоанна Предтечи не вызывало у евреев удивления или отторжения.
 
Сверху