СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Как в настоящее время складываются отношения со старообрядцами.
Читала, что некоторые считают их еретиками и не только раскольниками.
Насколько справедливо такое обвинение? Или, имеются в виду только представители беспоповщины?
 
Москва
Православный христианин
1445677632.8801dialog_prodoljen.jpeg


Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с главой старообрядцев Белокриницкого согласия митрополитом Корнилием.

Никакого обвинения в ереси по отношению к старообрядцам не существует. Потому что, когда мы говорим о чинах присоединения, то в господствующей Церкви РПЦ МП есть такое представление, как присоединение от ереси и присоединение от раскола, от разделения. А это принципиально разные вещи. Начнем с того, что внутри самого старообрядчества есть целый ряд недопониманий, которые вызваны теми историческими трудностями с которыми столкнулись люди, глаголемые старообрядцами. Разобщения между поповцами, безпоповцами, между безпоповцами, поморцами и федосеевцами, между поповцами, белокриницкими и новозыбковскими. Это же тоже не на голом месте возникло. Это внутренняя полемика, которая обусловлена тем, что эти люди понимают, что канонические проблемы существуют, и надо находить им какое-то решение. Дискуссия продолжается. Если бы старообрядчество выступало единым согласием, тогда эта позиция была бы более понятна для других людей. Действительно очень важно то, что вы вспомнили - Поместный собор Русской православной Церкви Московского патриархата в 1971 году признал обряды равноблагодатными и снял те клятвы, которые были наложены на старые обряды. Но это было совершено де-юре, а де-факто с самого начала нашей господствующей Церкви она признавала святость древних обрядов. Эти мысли высказывали патриархи, которые были вслед за Никоном. А в 1800 году государем Павлом I был подписан Указ о единоверии, которое существовало де-факто ещё до этого Указа.

29458.jpg


Митрополит Крутитский и Коломенский Ювеналий РПЦ МП, старым чином, совершает благословение верующих, за Единоверческим богослужением.

В этом Указе было прописано черным по белому, что даже те обряды, которые совершались над старообрядцами в период их отделения от господствующей Церкви, признаны действительными, но, исходя из принципа икономии. Великая заслуга старообрядцев заключается в том, что они сохраняли бережно старый обряд, старую книгу, старое чтение, старые песнопения. Когда митрополит Иларион посещал Роговскую слободу, он с печалью сказал, что разделение, которое произошло в XVII веке, было нарушением религиозного дресс - кода, т.е. этим трагическим разделением была нарушена идентичность русских православных людей. Если мы вспомним причину разделения, то мы должны осознать, что инициаторами этого разделения были два человека: патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В некотором смысле наши церковные историки указывают на них, как на главных раскольников. У них былая идея создать единый обряд, который устроил бы все Поместные Церкви. Потому что когда приезжали греки из Иерусалима, с Афона и других мест, они говорили: у вас служат не так, как у нас. Но Царю и Патриарху почему-то не в догадку было, что в Иерусалиме служат не так, как в Антиохии. В Антиохии есть отличие от Афонского обряда. Они верили в какой-то универсальный обряд, который можно воссоздать в абсолютно чистом виде и который будет устраивать всех. Такое у них бывает, даже в рамках нашего Патриархата. Мне приходится бывать в белорусских, в украинских землях, в других местах. Я вижу местные традиции, какие-то обрядовые особенности, которые дороги людям, но которые являются отличительными. Я помню, когда покойный патриарх Алексей II приезжал в храм «Всех скорбящих Радость» - как раз поздравляю всех с этим праздником иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Так вот, Патриарх Алексий спрашивал у покойного настоятеля отца Бориса Гузнякова: я знаю, у вас тут особенный чин молебна, вы мне подскажите, если что не так. Действительно в алтаре тогда сохранялась книга молитвенного чина для службы перед иконой «Всех скорбящих Радость». И там были свои отличия от стандартных молебнов, которые совершаются перед другими образами. И очень важно то, что наши святители бережно относились к таким вопросам. Мне кажется, все мы должны очень осторожно рассуждать по поводу трагического разделения Русской Церкви, о котором Александр Исаевич Солженицын сказал, что если бы не было раскола XVII века - не было бы революции 17-го года. Потому что вначале большая часть населения осталась в старом обряде, а бояре, дворяне, князья, архиереи приняли новый. До времен Екатерины II можно прямо говорить, что в подавляющем большинстве как раз были люди, которые держались старого обряда. А новый обряд принимали представители светской и религиозной номенклатуры, но не простые миряне и священники. Не так уж легко тогда распространялась информация. Это сейчас можно в интернете посмотреть, сбросить факс, уточнение. Тогда все это было сложнее. Но сам факт то, что русский народ разделился, и одна часть считала другую еретической, раскольничей, как угодно - это факт удручающий. Как сказано: если царство разделится в самом себе, оно не устоит. Вот почему Александр Исаевич, духовно чуткий человек, сказал: если бы не было раскола в XVII веке, то не было бы революции 17 года. Потому что царство, которое делится само в себе, действительно, как оно может устоять? Поэтому нам надо молиться, чтобы найти понимание друг с другом. Надо нам, господствующей Церкви, принести покаяние за те гонения, которые были против ревнителей старого обряда. За те преследования, которые были. Конечно, сами священнослужители не участвовали во всем этом, но они всегда выступали экспертами. Они определяли для светской власти, кто является раскольником, кто не является. И с самого начала этого трагического для нашей страны разделения духовно богатые люди нашей господствующей Церкви, её иерархи очень болезненно это переживали и сами настаивали на единоверческом движении как о некоем мостике, который можно перебросить, чтобы сблизить две части одного нашего народа. Поэтому мы должны переживать эту трагедию. Мы знаем, что в 2000 году, когда был юбилейный Собор Русской православной Зарубежной Церкви - её возглавлял митрополит Виталий Устинов - было принято решение Собора Русской православной Зарубежной Церкви за подписью всех архиереев. И в этом решении они просили прощения у старообрядцев за те преследования, которые были против них, потому что когда речь идет о примирении - какая-то из сторон должна это примирение начать. А когда у нас произошло соединение с Зарубежной Церковью - в духовном смысле мы стали причастными к решению, принятому в 2000 году за подписью иерархов Зарубежной Церкви, входящей сейчас в юрисдикцию Московской патриархии. Кто-то может сказать, что это невероятно - объединение со старообрядцами, а, тем более, что они с трудом договариваются между собой, с трудом даже понимают друг друга. Но давайте вспомним: несколько лет назад казалось невозможным соединение с Русской православной Зарубежной Церковью. Просто казалось, что это две разные вселенные, и они никогда не могут быть вместе, но это чудо произошло. Может, мы доживем до такого времени, когда через сокрушения о своих кривизнах поймем, что мы неправильно сделали? Всегда надо начинать с себя, а не требовать от других что-то. Может быть, действительно мы придем к согласию?

mitr_Korniliy_92.jpg


Как я уже сказал, историческая наука нашей господствующей Церкви негативно оценивает сами процессы, которые привели к разделению. Вы не найдете ни одного церковного историка господствующей Церкви, которые положительно отзывались бы о реформах Никона - никто, особенно знаменитые историки митрополит Макарий, Голубинский, Знаменский. Единственный автор, который пытался защищать действия Никона, которые привели к расколу - это Субботин, но Субботин был миссионером. Он не был историком в полном понимании этого слова. Значит, мы видим, кто начал всё это дело.

Но тогда почему же в расколе оказались люди, которые сохранили верность старому обряду?

Потому что нет Церкви без епископа. А они остались без епископата.

Мы верим в трехчинное священство: диаконат, пресвитериат, епископат. Во вдовствующем состоянии оказались те кафедры, которые сохранили верность старому обряду. Эту проблему тоже решали, и неоднократно ставился вопрос о том, что нужен архиерей для единоверцев. Особенно на миссионерских съездах конца XIX - начала XX века, когда ставили вопрос о необходимости развивать единоверие. Что интересно, когда произошла революция – имели место потрясения, связанные с Первой, Второй мировыми войнами, и многие храмы были разрушены или уничтожены. А потом, когда стали их восстанавливать - то уже не восстанавливали такими, какими они были до революции. Потому что до революции в храмах в основном была итальянская мазня образца XVIII века. Когда старинные древнерусские фрески темперой замазывали масляными красками наподобие католических Мадонн, румяных пухлых херувимчиков, и т.д. Но когда уже в близкое к нам время эти храмы восстанавливали, то вдруг неожиданно обнаружилась другая роспись - XVII, XV, XIV века, и иконы сейчас уже никто не пишет в стиле века XIX. Это считается дурновкусием. А пишут, действительно исходя из канона древней Церкви. Так, как, в том числе, сохранялось и в старообрядческом мире.

473505e9eb924191edcba81554489a84_big.jpg


Поэтому мы хотя и говорим: это трагическое разделение, раскол - но взаимное благостное влияние - оно сохраняется. Я сам вырос в городе Орехово-Зуево и в детстве, когда я шел в храм Рождества Божией Матери - проходил мимо старообрядческой молельни, которая была рядом с кладбищем. Иногда, будучи подростком, я туда заходил, особенно когда была пасхальная служба. Я зайду туда, посмотрю, как у них поют, служат - и потом в наш храм бегом. Меня всегда поражало, что лица людей очень сходные. Но в отличие от нашей господствующей общины, у старообрядцев не было посторонних. У нас же очень много посторонних собиралось на большие праздники. А там все посторонние были дружинники, которые стояли вокруг молельни, вокруг храма.

0_115963_405c9c57_orig.jpg


Старообрядческая семья.

Надо сказать прямо, что старообрядцы - это люди духовно, нравственно красивые. Считаю, надо употреблять максимум усилий, чтобы единство Русской Церкви было восстановлено в полном объеме. Мы должны благодарить Бога за то, что наша Русская Церковь не разделилась так, как это произошло на той же Украине. Мы видим, к каким последствиям это приводит страну, потому что любое разделение чревато и опасно для всего народа, для целой державы. Ибо царство, которое разделит само себя - не устоит, и дом, который разделит сам себя - не устоит. Поэтому вместо взаимных обвинений нам надо находить такие решения, которые бы устраивали и тех, и других. Потому что раскол - это всё-таки обоюдный процесс. Искать, безусловно, одну виновную сторону здесь не надо. Это будет неправильно. Если какие-то мы действия предпринимали, которые не соответствуют Евангельским принципам - нам надо действительно попросить прощения и сказать: да, здесь мы действительно неправы. Я думаю, что между господствующей Церковью и старообрядческой Церковью диалог возможен. Рано или поздно сближение, может произойти, особенно, когда силы мирового зла будут обрушивать всё новые удары по России, по нашей духовности, потому что мир провозгласил идею дехристианизации. Вот это может способствовать тому, что здоровое начало возобладает, и мы будем искать единства на основе верности традиции, а не на размывании границ на древе благочестия.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
13-IMG_6254.jpg


12 января 2012 года впервые за три с половиной века, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в стенах Патриаршего Успенского собора Московского Кремля состоялась архиерейская Божественная Литургия древним дораскольным чином, которую возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

%28600x401x123%2907-IMG_6237.jpg


%28600x401x123%2909-IMG_6244.jpg


%28600x404x123%2999-IMG_6798.jpg
 
Сверху