Стала крёстной у собственного сына

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Здравствуйте! Вот у меня ещё одна история.
В 1992 году,2 августа,я скорей по настоянию своей матери покрестила сына. В нашем городе церкви не было,надо было идти в ближайщее село,за 7 км ( транспорта тоже не было). Но лето,воскресенье,погожий денёк и куча попутчиков ( которые "вдруг вспомнили",что не крещёные) ,сделали своё дело. За отведённые мне 2 часа на сборы,я не успела найти крёстных. Всё как всегда(((.
Мы шли дружною толпой,слушая рассказы о том,как в советские годы было трудно покреститься. Рассуждали о коммунистах ,которые утверждали,что " Религия -оппиум для народа",а сами на Пасху красили яйца.А так же о том,что " веришь в Бога или нет,а покреститься надо,хотя бы на всякий случай".Понятно,что о Библии все наслышаны,а открыть её никто не потрудился.Но раз так поступали наши деды и отцы и тд.)
В церкви собралось много народа. В этот день крестилось не менее 50 человек. Мы купили сыну крестик,нас записали ( или наши данные),никто не спросил,кем я прихожусь малышу.Меня никто не предупредил,что нельзя мне быть крёстной собственного сына,а спросить я не догадалась.Записали меня как крёстную,а моего младшего брата крёстным.
В 2002 году,к крещению своей дочки я отнеслась более серьёзно.Уже не было проблем с поиском крёстных. О том,что сына моего я покрестила не правильно,я узнала совершенно случайно. А дело было так.
Во время крестин дочери,нас матерей,попросили выйти на улицу,пообещав,что пригласят позднее.Мы уселись на лавочку в тенёчке и стали терпеливо ждать.Через какое-то время из церкви вышла прислужница. Из раскрытых дверей донёсся плач наших малышей. Прислужница прошла мимо нас и говорит:
-"Вон как кричат,это их бесы не отпускают,ну вот сейчас батюшка их покрестит и детки сразу спокойнее станут...."
Я возразила:
-"Я знаю почему плачет моя дочь.Крёстные для неё - совершенно незнакомые люди,а к незнакомым у неё всегда одна реакция - плачь.А малыши ещё очень солидарны,если одному обидно,то другим обидно за компанию.Вот сидела бы у меня на руках,Вы бы её и не услышали".
-"Так нельзя матерям во время крестин в храме находиться "- сказала прислужница.
Это для меня стало новостью номер один!!!!!
-" Как это нельзя? Почему? А почему тогда мне позволили стать крёстной у собственного сына?"
-" Это большой грех,не знаю как такое допустили".
Это правда большой грех?
А могу ли я теперь стать крёстной,если меня крестили на дому?
 
Последнее редактирование:
Баку
Православный христианин
Здравствуйте, Оксана!
Вы стали жертвой своей духовной неграмотности и невнимательности церковных работников. Назвать это большим грехом я никак не могу. Если это и грех, то он совершен Вами по незнанию. Ради крайней нужны иногда благословляется матерям быть крестным своим детям. Но это единичные случаи. У Вас же такой острой нужды не стояло и такое благословение Вы вряд ли получили бы.
Я рад, что к крещению дочери Вы отнеслись более ответственно. Но меня несколько смутила фраза "крестные - люди незнакомые". Возможно, они незнакомые для ребенка? Или Вам они тоже не приходятся близкими людьми? Ведь обязанность крестных - это воспитание своих крестников в православной вере. А как же это могут сделать чужие люди? Понятно, что никак не могут.
Касательно того вопроса, можно ли быть Вам теперь крестной стоит поразмыслить. Вы пишите, что крещены на дому. Кто Вас крестил? Священник или какая-нибудь бабушка, как это практиковалось в советское время?
 
Здравствуйте отец Дионисий,спасибо,что находите для меня время.
Крёстные - люди незнакомые,конечно же были для дочери.А я знакома,это родственники мужа, младшая сестра и двоюродный брат.Теперь и они знакомы,дочка их любит.Касательно воспитания в православной вере,большая часть ответственности лежит всё-таки на мне. Наш крёстный папа тоже не плохо справляется со своими обязанностями,часто приезжает к нам в гости,рассказывает дочке истории из Ветхого Завета,посещают храмы и причащаются.Как он говорит,став крёстным,почувствовал в себе большую ответственность,стал больше интересоваться христианством,старается не пропускать службы и соблюдает посты.
А вот крёстная мама.....тут знаете ли ошибочка вышла.Люди со временем меняются и к сожалению не всегда в лучшую сторону. Наша крёстная мама это та самая родственница,которая подалась модному ( по её мнению) течению,и стала посещать гадалок - ясновидящих,показывать им наши фотографии,узнавать их планы на наши судьбы.Начала читать Вангу,Степанову,Панову.....В общем я всячески мешаю их общению. Даже когда в мае 2008 года наша крёстная вдруг решила повести мою дочь к Матроне,я не разрешила.Ведь цель визита к Матроне была не помолиться - поклониться,а удостовериться : правда ли ,что к Ней всегда большая очередь стоит. Самой мне очень трудно убедить родственницу,чтобы она не не ходила по гадалкам.Сейчас сама вижу,как далеко она отошла от христианства.Однажды я ей сказала :
- Я мать по природе,а ты мать от Бога.Я ответственна за дочь перед людьми,ты перед Богом....
Я надеялась,хоть так её вразумить,думала она изменит своё отношение к своему положению крёстной.Но пока увы,я проигрываю.
Поэтому я и переняла всю ответственность крёстной на свои плечи. Ни чуть не жалею об этом.Ведь по сути,лишь благодаря вот такому настроению нашей крёстной,я стала искать правильную информацию о Ванге,Степановой,Пановой и др.,чтобы мне было что поставить в противовес,чтобы было чем возразить,чтобы правильно объяснить ,почему не позволяю крёстной заняться воспитанием своей подопечной.Так набрела на этот сайт,из него я много интересного и полезного узнала для себя.
Теперь расскажу как меня покрестили.
Я уже рассказывала,что в нашем городке церкви не было,как таковой не было,а само здание было,только там столярная мастерская располагалась. Кто-то пригласил священника к себе домой с целью покрестить своего ребёнка.А священник сказал,что ради одного ребёнка он не поедет,соберите хотя бы десять человек. Город маленький,сарафанное радио работает отлично,к нам пришла соседка и предложила покрестить меня.Так она и стала моей крёстной мамой.Мои родители не были партийными людьми,поэтому когда со временем наши крестины раскрылись им это никак не повредило.А я хорошо помню своё крещение,мне 5 лет было.Были иконы,кадило,даже певчии были ( 2 бабки),а вот купель нам заменяла детская цинковая ванночка.
 
Баку
Православный христианин
Рад констатировать тот факт, что крестили Вас как положено, по полному чину. Поэтому можете смело становиться крестной.
А вот за крестную Вашей дочери молитесь, для Бога нет ничего невозможного.
 
Петрель
Православный христианин
Дорогой о. Дионисий !

у меня была подобная ситуация , я решила принять Святое Крещение уже взрослой , в 33 года , пришла в храм , женщина у свечного ящика спросила , кто будут мои крестные , у меня их не было , поэтому записали крестной матерью мою маму , а крестным отцом - батюшку , который должен был меня крестить.

Потом , спустя время я вышла замуж , мой муж католик , у нас родилась дочь , я знала , что младенца надо крестить на 8-й день . Там , где я жила , не было тогда православного прихода , вообще никого не знала из православных . Но боялась , что моя новорожденная дочь будет некрещенной , поэтому окрестили ее в католической церкви. Крестными родителями ее стали наши родственники - католики. Прошло время , и в соседнем городе открылась православная церковь от Московского Патриархата , прихожанкой которой я стала . Попросила батюшку , чтобы перевели мою дочь в Православие . На эту Пасху , 19 апреля , она перешла в православную веру . Батюшка меня спросил , кто будет ее крестными родителями , я сказала , они уже есть - католики , он ответил , что надо православных . Ну я и стала ее "второй "крестной матерью , а наш батюшка - ее крестным отцом.

Вот теперь после этой темы недоумеваю , оказывается , нельзя , чтобы матери были крестными своих детей...

Хотя... честно говоря , не очень волнует этот факт...
 
Дорогой о. Дионисий !

у меня была подобная ситуация , я решила принять Святое Крещение уже взрослой , в 33 года , пришла в храм , женщина у свечного ящика спросила , кто будут мои крестные , у меня их не было , поэтому записали крестной матерью мою маму , а крестным отцом - батюшку , который должен был меня крестить.

Потом , спустя время я вышла замуж , мой муж католик , у нас родилась дочь , я знала , что младенца надо крестить на 8-й день . Там , где я жила , не было тогда православного прихода , вообще никого не знала из православных . Но боялась , что моя новорожденная дочь будет некрещенной , поэтому окрестили ее в католической церкви. Крестными родителями ее стали наши родственники - католики. Прошло время , и в соседнем городе открылась православная церковь от Московского Патриархата , прихожанкой которой я стала . Попросила батюшку , чтобы перевели мою дочь в Православие . На эту Пасху , 19 апреля , она перешла в православную веру . Батюшка меня спросил , кто будет ее крестными родителями , я сказала , они уже есть - католики , он ответил , что надо православных . Ну я и стала ее "второй "крестной матерью , а наш батюшка - ее крестным отцом.

Вот теперь после этой темы недоумеваю , оказывается , нельзя , чтобы матери были крестными своих детей...

Хотя... честно говоря , не очень волнует этот факт...
Дорогая Мария,по правилам православной церкви если родители-нехристиане обращаются в христианскую веру, то с ними крестятся и дети их (VIIВсел. соб. пр. 8. С. 3. т. XIVУст. о пред. и прес. прест. ст. 97).
Восприемников обыкновенно бывает два: мужщина и женщина. (Синод, ук. 1834 г., 18 Июн.) Но, допускается и один .Иноверные (католики, армяно-грегориане,протестанты и прочии) не должны быть восприемниками. В " Книге о должностях пресвитеров приходских" говориться о том , что инославные могут быть восприемниками , но при крещении они должны читать Никеоцареградский символ веры без добавления изменений. ( Цыпин .В.А. с.133).Отец и мать не могут быть восприемниками сво*его дитяти, в противном случае супружество их должно быть расторгнуто (Номок. пр. 209).
Восприемниками могут быть только лица православнаго исповедания и «знающие нужные члены веры ко спасению; понеже восприемник зде держит лице крещаемаго и обеты за него Богу творит» (О долж. пресв. приходск. §80).
 
Уважаемая Оксана Александровна, простите, что подымаю данный вопрос, спустя значительный отрезок времени, после того как он был задан, но если Вы, и не ознакомитесь с моим ответом, надеюсь, что, он поможет тем кто, будет посещать данный форум.

Дело в том, что, во время моей учебы в Духовной академии, данная тема, была любимейшим каверзным вопросом, задаваемым на экзаменах нашим преподавателем по Церковному праву, о который разбилось не мало студентов.

Ничего страшного в том, что, вы стали восприемницей т.е. крестной, Вашего сына нет! Хуже обстояло бы дело, если б, Вы, восприняли от крещальной купели собственную дочь! Несмотря на данный выше ответ, скажу так, дело в том что, в Православной Церковью, в качестве восприемника (крестного), признается всего лишь одно лицо, это лицо того же пола, что и воспринятый (крещаемый), то есть у лиц, мужского пола, это будет мужчина, у лиц женского пола, это будет женщина, восприемник противоположного пола, признается церковью, всего лишь как лицо церемониальное, и никаких духовных последствий от его восприемничества не возникнет (Синодальный, указ от 31 декабря 1837 г.). Под духовными последствиями, я подразумеваю Духовное родство, которое возникает при крещении между воспринятым и восприемником, и которое признается Церковью выше, чем кровное. Так в журнале «Православный собеседник» за 1859 г. часть 3. очень хорошо расписаны степени духовного родства: 1)степень родства воспринятого и восприемника приравнивается, к родственной связи возникающей между отцом и сыном , и соответственно в случае с женщинами, между матерью и дочерью; 2) по отношению к плотским родителям воспринятого, восприемник, будет считаться им братом или соответственно сестрой; 3) для родных братьев и сестер воспринятого, восприемник(ца) будут считаться им дядей или тетей; 4) дети восприемника и воспринятый, будут считаться, братьями и сестрами; 5) а братья или сестры воспринятого, и дети восприемника будут считаться двоюродными братьями и сестрами.

В случае если, к примеру, отец, стал при крещении восприемником, собственного сына, то тогда межу ними, возникает духовное родство, и соответственно Церковью в данном случае он, и его супруга, мать воспринятого, считаются братом и сестрой, и дальней шее супружеское сожитие, должно им быть воспрещено (Номоканон ст.209). Однако следует учесть, что в примере, крещаемый и крестный одного пола, и данная норма Номоканона на Вас, и Вашего супруга не распространяется, поскольку Вы, с Вашим сыном разных полов и духовного родства не возникло! Так же, недопустимо восприемничество старшими детьми, младших, поскольку в данном случае дети по отношению к родителям могут приниматься как братья и сестры, а по отношению к младшим братьям или сестрам, как родители.

В свою очередь вышеприведенный в предыдущем ответе, Синодальный указ то 18 Июня 1834 г., говорит лишь о том, что б к обрядовому действию, при крещении была допускаема лишь одна пара восприемников. Данная норма была направлена на пресечение, такого народного обычая как приглашение, в кумовство, нескольких пар крестных, на пример, подобный обычай до сих пор сохраняется у молдаван, у них на одного крещаемого младенца, может быть приглашено до 9 пар крестных. Соответственно, Синодальный указ от 31 декабря 1837 г. дает четкое разъяснение о том, что, духовного родства между восприемниками и воспринятыми противоположных полов, быть не может, и восприемники противоположного от воспринятого пола, считаются лишь церемониальными лицами. Эта же нома, только менее четко, отражена в Синодальном, указе от 19 января 1810 г.


В случае же, если супруги стали восприемниками одного и того же лица, несмотря на распространенную в литературе ошибку, ничего страшного нет, поскольку духовное родство возникает между одним из них, и воспринятым. А, Статья 211 Номоканона, прямо запрещающая это, на которую обычно ссылаются в литературе, была изъята из употребления как не имеющая канонического основания, после издания Синодального указа от 31 декабря 1837 г. Однако данное восприемничество, нежелательно, поскольку у подобных супругов в последующем, могут возникнуть проблемы с лицами не осведомленными в данном вопросе, и в большинстве случаев Церковью пресекается!

В случае с Марией Эрреро могу сказать то, что, заочное восприемничество, т.е. когда человека просто записывают крестным без его присутствия, не имеет под собой канонического обоснования, и не действительно, поскольку положено непосредственное присутствие при крещени, восприемника (крестного), и при её крещении, поскольку её мать на крещении не присутствовала, ей крестной не является. Также могу сказать, что взрослому человеку, крестные не нужны, поскольку он дает обеты и читает символ веры сам!
В случае с ее дочерью, если при чине присоединения к православию, который совершается над крещенными в католичестве, она не давала обетов и не читала символа веры вместо своей дочери, то она, не является ее восприемницей (крестной). Однако она, должна поставить в известность о случившимся факте, правящего в той местности, где она проживает, православного епископа, и предоставить данный случай на его рассмотрение.
 
Есть и такая точка зрения. Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения и отсюда следует:

Муж и жена не могут быть восприемниками одоного младенца, но у одних родителей могут воспринимать разных детей разновременно (Номоканон при большом требнике. Указ. св. Син. 17 Окт. 1884 г.).

Отец и мать не могут быть восприемниками своего дитяти, в противном случае супружество их должно быть расторгнуто (Номок. пр. 209).

Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.

Иноверные (католики, армяно-грегориане, протестанты и проч.) не должны быть восприемниками( «...В «Книге о должностях пресвитеров приходских» говорится о том, что инославные могут быть восприемниками православных, но при крещении они должны читать Никеоцареградский символ веры без добавления «filioque» (Цыпин В.А. С. 133).

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении по своему нравственному поведению.

Не должны быть восприемниками малолетние (т.е. не достигшие гражданского совершеннолетия), как еще не способные к делу учительства и не твердые в разумении веры и силы таинства, кроме случаев крайней необходимости и совершенной невозможности иметь восприемника совершеннолетнего; но и в этом последнем случае восприемники должны иметь,
по крайней мере, церковное совершеннолетне, т.е. 14 лет (Указ. Св.Синода,1836 г V 23 ;1837 г V111,27).

Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини (Номоканон прав.84;Указ.Св.Синода,1844 г, X. 17)

Ни в каком случае родитель или родительница не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей; иначе супружество их должно быть расторгнуто (VI Всел. соб., прав. 53).

Святым Синодом об этом не раз было высказываемо в такой форме: „Как по древнему церковному узаконению, в Требнике Большом изображенному, при крещении младенцев положено быть у мужеска пола одному восприемнику, а женска—одной восприемнице; то посему и должно почитать восприемником мужа—только бывшее при его крещении лице мужеска пола, а восприемницею жены—только лице женска пола (Опр. 1779 г., III, 11, и др. см. въ Номок. при Бол. Требн. А. Павлова, 405—406 стр.; см. также Ук. Св. Син. 1810 г., I, 19, 1837 г., XII, 31; сн. ниже, о браке).

Что же касается Церкви греческой и русской, то хотя некоторые стараются доказать распространенность в этих Церквах обычая быть при крещении двум воспримникам (см. статьи проф. А. Павлова въ Чт. Общ. Люб. Дух. Просв. 1891, 5—6, 1893, 3, 4, и его же Номок, при Бол. Требн., 211 ст.).

Однако, как утверждают другие, в греческой Церкви только иногда допускалось обычаем при крещении младенцев иметь более одного восприемника, во всех же памятниках, где выражается официальный взгляд греческой церковной власти, говорится об одном восприемнике, а в иных даже прямо предписывается употреблять только одного Bocnpиемника; Равнымъ образомъ и русская Церковь, за небольшими исключениями, всегда признавала необходимым при крещении одного восприемника (см. подр. Ист. чинопосл. крещ. и миропом. А. Алмазова, 628—638 стр., а также статьи проф. И. Бердникова въ Прав. Собес. 1891, 2-3; 1892, 3—4, 5, 10—11; 1893, 9).

Многие, указывая на то, что допущение при крещении двух восприемников, помимо недоразумений относительного порядка участия их при совершении таинства, возбуждаетъ затруднения въ действующей практике и относительно духовнаго родства, как препятствия к браку.

Имея это в виду, а также и принимая во внимание отсутствие этого обычая в древней церковной практике,—высказывают желание, чтобы в современной церковной практике допускалось к восприемничеству при крещении только одно лицо (см. Прав. Собес. 1892, 3—4, 1899, 9).

Решающее значение в этомъ случае могло бы иметь 63 пр. YI Всел. Собора.Также многие утверждают, что в 53 пр. VI Всел. Собора говорится только об одном восприемннке (см., напр., Прав. Собес. 1891, 2—3).

Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV в. Из постановления Свят. Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и именно женщина - для женского пола).

Что касается второго восприемника, то если он не не поручается и недает обеты, то он и не создает никакого духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между первым восприемником и своей женой, одного крещаемого с богословской точки зрения считается возможным.

В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и, соответственно, между восприемницей и ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, что является препятствием к их браку.
К сожалению, многие этого не знают. И из этого незнания иногда вытекают совершенно нежелательные последствия, такие, как брак восприемников. Итак:

Что делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились?

Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это - полбеды. Хуже, если, зная о невозможности их брака, они все же решились пожениться, и на венчании ничего не сказали священнику о своем духовном родстве. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении.

Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги. Возникает вопрос:
Что делать, если по неведению восприемниками стали супруги?

Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками, т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху