Современный культ романтической любви с точки зрения Православия

Православный христианин
Мир Вам, отец Сергий!
Роберт Джонсон ссылаясь на Юнга в цикле книг Он, Она, Мы глубинные аспекты мужской, женской психологии и романтической любви видит корни современного культа романтической любви вокруг женщины в альбигойской ереси (катары) 12 века.
Наблюдает ли Церковь такой культ в современном мире и согласна ли с Юнгом?
Можно ли назвать то как Бог соединяет мужчину и женщину в одну плоть в Православии романтической любовью?
То как соединяет это вроде как дает понять что этот человек свой, а если нет то как соединяет? Тайна наверное?
 
Последнее редактирование модератором:
как понять что этот человек свой, а если нет то как соединяет? Тайна наверное?
Да, дорогой Алексий, так и есть – сказал же апостол Павел «Тайна (любви) сия велика есть». (Еф. 5:32). По большому счёту, любовь не имеет никаких внешних причин для своего существования, но присутствует в жизни человека с самого момента его рождения – скорее у неё есть метафизические основания, то есть ощущение чего-то необъяснимого, мистического и неуловимого и, тем не менее, каким-то образом существующего. Также любовь — одна из основных тем в мировой культуре. Человек любит потому, что не может не любить. Любовь – это то Божественное, что затрагивает практически каждого человека на земле, но, тем не менее – исток, сущность её до сих пор неясны, как непостижим Сам Творец. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (1 Иоан. 4:16)
На протяжении всей жизни человечества высказывались различные мнения относительно того, что же такое любовь и зачем она нужна. Так вСвященном Писании любовь занимает главенствующее место, причём истинная любовь всегда реалистична - она жертвенна, и даже в безответном виде не причиняет мук, потому что «не эгоистична, не стремится обладать, долготерпит, милосердствует, не раздражается, не ищет своего … все переносит» (1 Кор. 13:4-7) и потому может существовать и на расстоянии, и в безвременьи, и даже в полной безвестности. От такой любви всегда исходит светлая радость, пускай иногда с ароматом печали и грусти, как в других прекрасных строчках : «Я вас любил, Так искренно, так нежно, Как, дай вам Бог, Любимой быть другим...» Всё христианское учение пронизано мыслью о важности любви - Христос учит нас, что именно в любви есть спасение и процветание души человека. А апостол Павел христианский брак считает венцом и критерием любви. Подавляющее большинство текстов Нового завета восхваляют, воспевают любовь, причем обязательное условие любви к Богу – любовь к ближнему.
Впрочем, в библейский канон включена романтическая «Песнь Песней», балансирующая на грани эротики. Однако в ней нет ничего подобного, типа пушкинского: «Лобзай Меня, твои лобзанья, Мне слаще мирра и вина...» А ведь романтическая любовь — это, когда оба пола заняты лишь поиском смысла, восторга и целостности. Сегодня она стала определенного рода религией западного социума, массовым явлением, когда её считают единственной любовной формой, являющейся основой брака и интимных отношений в принципе. Лишь такая любовь для современного человека «истинна», и евангельская любовь уже не выглядит романтической, потому что в христианской традиции супруги искренне любят друг друга и не предъявляют невыполнимых требований. Романтическая любовь — это состояние влюбленности, она не означает «любить» кого-то. Иногда кажется, что наилучшие отношения между мужчиной и женщиной — это соответствие отношениям романтической любви. Но это обманчиво - в реальности такая любовь протекает совсем не так хорошо, как нам хотелось бы. Сегодня «возвышенная любовь» включает и сексуальные отношения, и брак, но где-то всё равно теплится вера в истинную любовь, олицетворяющую его или её, как воплощение Божьего совершенства.
Романтизм от природы не может назвать любовью то, что направлено на другого, потому что он нацелен на проекции и ожидания, на любовь к себе. Роберт Джонсон в своей книге даёт честный взгляд на романтическую любовь, что это неслабое испытание: в ней есть и прелесть, и иллюзии, и противоречия, существующие на бессознательном уровне: когда мы говорим «люблю», это не означает, что любим именно мы, ибо любовь — это не то, что мы делаем, а скорее мифология того, что мы представляем. Тем не менее романтика обычной человеческой любви может дать опыт и начало Любви Божией - большой, светлой и духовной. А для этого надо любить, не думая о том, любят ли Вас, и даже не требуя, чтобы Вас любили. Отдавать свою любовь, не прося за нее воздаяния! Так, например, Данте в любви к Беатриче своим поэтическим гением это тонко чувствовал, понимая, что чувство, ставшее плотской страстью это уже и болезнь, и беда. Страсть терзает сердце человека, лишая душу покоя, отнимая мир у души, расстраивая его отношения с близкими и Богом.
Интересна мысль другого психолога Роберта Стернберга, что любовь включает в себя три составляющие: близость, страсть и обязательство. Под близостью подразумевается тёплое чувство взаимной привязанности, тесные узы, возникающее между влюблёнными. Близкие люди вместе переживают свои успехи и неудачи, поддерживают друг друга, дорожат партнёром, уважают его. Страсть понимается, как сексуальная привлекательность, половое возбуждение и стремление к физическому соединению. Страсть имеет как позитивный, так и негативный характер. Обязательство в коротких пределах – решение остановиться в выборе партнёра, в долгосрочных – решение развиваться вместе с одним человеком, планирование жизни и совместных достижений. В начале отношений они не предполагают наличия обязательств, но чем ближе становятся партнёры, тем более важное место приобретает эта составляющая. Залог длительных и счастливых отношений – это результат сочетания трех составляющих:
1. Отсутствие любви – отсутствие всех трёх компонентов.
2. Симпатия – наличие близости и отсутствие страсти и каких-либо долгосрочных обязательств.
3. Влюблённость – наличие страсти и отсутствие обязательств и близости. Без дальнейшего появления двух других составляющих, исчезает быстро.
4. Пустая любовь – наличие обязательств.
5. Романтическая любовь – близость плюс страсть. Духовная и физическая страсть без обязательств.
6. Дружеская любовь – более крепкий вариант симпатии, включающий в себя обязательства.
7. Роковая любовь – страсть и обязательство, не подкреплённые близостью. Одна из наиболее шатких форм, т.к. страсть возникает и потухает мгновенно, но для возникновения близости нужно время, что и приводит в большом кол-ве случаев к расставанию.
8. Совершенная любовь – включает в себя все три составляющие. Однако и она со временем, может быть утрачена, переходя в другие формы любви.
Надо понимать, что искушение романтической любовью тоже может быть попущено Богом. Но не всегда полезно идти ей навстречу - если она становится неконтролируемой страстью.. Но в то же время нельзя и лицедействовать, чтобы волеустремлением изображать такую страстную любовь – подмена рано или поздно откроется, однако даже поверхностное чувство возможно претворить в акт дружбы с человеком, и оттуда черпать все свое поведение: терплю - значит люблю... И хотя возможность выбора спутника или спутницы жизни часто затмевается страстным экстатическим инстинктом и поэтому часто лежит за гранью человеческого разумения, любовь должна гармонично соединяться с разумом. Всякая истинная любовь есть по самому ее существу религиозное чувство – святое и непорочное.
Романтическая любовь, при всей ее силе и значительности в человеческой жизни, есть лишь зачаточная и преходящая составляющая истинной Любви в высшем Божественном смысле. И для того, чтобы могло произойти то неизреченное чудо встречи двух людей, не просто объединенных экстатическим половым влечением, а вкусивших сопричастности одного и того же Бытия, существует долгий и нелегкий путь религиозного преобразования эротической любви в ее высшие формы. В этом таинственном богочеловеческом процессе преображения любви и состоит то, что называется в христианстве «таинством брака»…
 
Сверху