Снова согрешить

Благословите, батюшка! Если можно, помогите советом! Есть у меня грех, к которому возвращаюсь раз за разом. Исповедую его, причащусь, держусь-держусь, и все же срываюсь. Все ведь понимаю, чья это работа, перекрещусь, встану на молитву, и все же не выдерживаю эту брань до конца. После так плохо, хоть ночью в храм беги. А стыдно! Весь пост тихо радовалась - ни помыслов, ни "нападений" ( иначе и не скажешь). На Праздник исповедовалась, причастилась. А после так сорвалась! Упала, поплакала и еще вернулась, "доваляться". Да сколько ж можно! Чувствую себя хуже предателя. Молитву Господню читаю, и своими словами, и все равно... Как же трудно с собой бороться. Война настоящая! Ведь иные ограничения даются мне куда легче. Пожалуйста, посоветуйте, как укрепиться, чтобы больше "не сдувало" порывами. Хочу хотя бы раз одолеть, не поддаться.
 
Дорогая Дина. Я понял, о чем Вы говорите. Это и в самом деле для иных людей сверхсильные испытания. Но что же делать? Бороться.
В этом отношении я приведу письмо одного моего любимого афонского подвижника, старца Иосифа Исихаста (1898-1959). Существует книга потрясающих его писем. Советую найти и приобрести и питаться этим медом истины, этой манной любви к Господу.
Так вот, отец Иосиф был страшно искушаем блудной бранью. Еще днем он как-то отвлекался, а ночью его обступали бесы и враждовали так, как мало кто из живых испытал.
Отец Иосиф от природы был страстный человек, и сатана задумал этого гиганта веры, этого колосса духа свалить.
Причем бесы настолько обнаглели, что уже не скрывались, а являлись подвижнику наяву. Однажды, рассказывал старец, он молился, бесконечно призывая на помощь Сладчайшего Иисуса, а бесы все увеличивали и увеличивали «энергию воздействия» на него. «И вот, когда он [сатана] произвел три или четыре искушения и увидел тщетность своих нападений, внезапно врывается сквозь дверь ветер, настолько сильный, что срывает крышу со всеми опорами, кровлю с тысячами ок [ока – греческая мера веса, равная 1280 грамм] камней наверху – она пронеслась по воздуху, как самолет, - и бросает ее напротив на скалы, в снег. И мы остались в тишине под снегом» (письмо 7).

А вот письмо 24, письмо к монаху, сильно искушаемому блудной бранью:

Не удивляйся, чадо мое. Так бывает с монахом. Жизнь монаха — постоянное мученичество. Сладкий Иисус познается в скорбях. И как только взыщешь Его, Он предложит тебе скорби. Его любовь — в страданиях. Он показывает тебе немного меда, а под ним спрятал целую кладовую горечи. Предшествует мед благодати, а за ним следует горечь искушений.
Когда Он захочет послать тебе страдания, предупреждает тебя и как вестника посылает тебе соответствующую благодать. Он как бы говорит тебе: «Будь готов!» Чтобы ты ждал, откуда на тебя нападет и ударит враг. И так начинаются твои подвиг и брань.
Смотри не робей. Не удивляйся, когда «палят пушки», а стань мужественно, как воин Христов, как испытанный борец, как доблестный боец. Ибо эта жизнь — поприще борьбы. Упокоение будет там. Здесь — изгнание, там — наша истинная родина.
Я тебе еще не говорил? Вначале у меня восемь лет была страшная борьба с бесами. Каждую ночь — неис*товая битва, а днем — помыслы и страсти. Они приходили с саблями, мотыгами, топорами и лопатами.
— Все на него! — кричали они. Я претерпевал мучения.
— Предвари, Матерь Божия! — взывал я, и хватал одного, и давай бить им других... разбивал себе руки о стены.
И по случаю пришел один знакомый из мира нас посетить. И ночью я положил его спать в свою маленькую келлийку. И приходят бесы, как приходили обычно ко мне, и начинают его бить, а он как закричит! Человек пришел в ужас. Чуть не сошел с ума. Я сразу прибегаю.
Что с тобой? — говорю ему.
Бесы, — говорит он, — чуть не задушили меня!
Избили меня до полусмерти!
Не бойся, — говорю я ему. — Должен был получить я, а этой ночью по ошибке досталось тебе. Но ты не беспокойся. Я говорил ему и другие веселые слова, чтоб его успокоить. Но это оказалось невозможным. Он не мог больше оставаться на том месте мученичества.
Испуганный, он озирался по сторонам и просился уйти.
Ночь-заполночь отвел я его в Святую Анну и возвратился.
Жили мы тогда у Святого Василия [имеется в виду скит св. Василия – свящ. К.П.].
Итак, после таких восьми лет от палки, которой я каждый день бил свое тело из-за плотской брани, от поста, который я соблюдал, от бдения и других подвигов я дошел до полного изнеможения. И слег. И уже отчаялся, что нет надежды победить бесов и страсти.
И однажды ночью, когда я сидел, открылась дверь. Я, склонившись, творил умную молитву и не посмотрел. Сказал про себя, что открыл отец Арсений. Потом чувствую, что чья-то рука возбуждает у меня снизу сладострастие. Смотрю и вижу беса блуда, плешивого. Я бросился на него, как собака, — такая была у меня против него ярость, — и схватил его. И наощупь почувствовал что на нем была щетина, как у свиньи. И он исчез. Все вокруг наполнилось зловонием. И с этого мгновения ушла вместе с ним и плотская брань. И я пришел после этого в великое бесстрастие, как младенец.

В тот вечер Бог показал мне злобу сатаны.
Я был очень высоко, в каком-то прекрасном месте, а внизу была большая равнина и рядом море. И бесы поставили тысячи сетей. И проходили монахи; и когда они падали, сети опутывали одного за голову, другого — за ногу, третьего — за руку, за одежду, кого за что можно было. А глубоководный змей высунул голову из воды и, испуская пламя из своей пасти, глаз и носа, радовался и веселился из-за падения монахов. Я же, видя это, поносил его. «О глубоководный змей! — говорил я. — Ради этого ты нас обманываешь и нас уловляешь!»
И я пришел в себя, ощущая и радость, и скорбь. Радость — ибо увидел сети диавола. Скорбь — из-за нашего падения и из-за опасности, которой мы подвергаемся до конца дней.
После этого я обрел великий мир и молитву. Но он не успокаивается. Обратил против меня людей. Для того я тебе это пишу, чтобы проявлял терпение ты и остальные братья.
В этой жизни — борьба, если хочешь победить; это не шутки! Ты воюешь с нечистыми духами, которые пускают в нас не пирожные и мармелад, а острые пули, убивающие не тело, а душу.
Только не печалься. Не робей. У тебя есть помощь. Я тебя поддерживаю. Видел тебя вчера поистине во сне, мы восходили вместе ко Христу. Итак, встань и беги вслед за мной.

Только будь внимателен, поскольку видел сети лукавых, и горе тому, кого они поймают: нелегко ему будет вырваться из их когтей.
Конечно, диавол, как бы он этого ни желал, не сможет сам нас погубить, если мы не будем содействовать его злобе; но и Бог тоже не спасет нас Сам, если мы не будем содействовать Его благодати в нашем спасении. Бог всегда помогает, всегда предваряет, но хочет, чтобы и мы потрудились, сделали то, что можем.
Поэтому не говори, что не преуспел и почему не преуспел и т. п. Ибо преуспеяние не зависит только от человека, даже если он захочет, даже если много потрудится. Сила Божия, Его благословенная благодать — она делает все, когда примет наше. Она поднимает падшего, она исправляет низверженного.
Самого Бога и Спасителя нашего будем просить и мы от всего сердца, чтобы пришел: укрепил расслабленного, восставил четверодневного Лазаря, дал очи слепому, напитал алчущего.

…Вот такое, Дина, письмо старца. Мы, грешные, куда как меньше испытываемся, и, думаю, можем, если приложим силы, выстоять.
Не отлучайте себя от причастия. Причащайтесь регулярно, если Вы не замужем, молитесь о том, чтобы Господь послал мужа, и боритесь денно и нощно с лукавым. Как начнете побеждать, увидите, будет легче бороться. А если падать и падать, то воля совсем станет параличной и пассивной.
И помните, искушения сверх сил Бог нам не дает.
Ваш свящ. К.

L

iosif.jpg
старец Иосиф Исихаст
 
Сверху