Смысл искушений Христа в пустыне

Православный христианин
Святое Писание рассказало нам о том, как был искушаем Иисус, живя в теле. Искушаем теми же искушениями, что и обычный человек.
Вот нам и пример. Кому ещё пример? Учитель наш не соблазнился богатством и славой, и вы не соблазняйтесь.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Да почитал форум и каша в голове. Три мнения продвинутых форумцев, которые ссылаясь на святых отцов отложились у меня в голове:
1. Сатана не знал, что и Иисус - Бог и поэтому просто искушал его как простого человека.
2.Сатана зная, что Он Бог очень "удивился" тому, что Иисус голоден и просто стал проверять Его человеческую сторону на "вшивость", поскольку сущность сатаны - провокации всего и вся...
3. Христос сам ждал покаяния от сатаны...
Причем все логично и я со всеми тремя "идеями" согласен...
 
Крещён в Православии
Сатана не знал, что и Иисус - Бог и поэтому просто искушал его как простого человека.
Мир Вам! Я далеко не богослов, но также неоднократно задумывался над тем, почему Христос подвергся искушениям от сатаны. Мне кажется, - сатана не то, что не знал того, что Иисус есть Бог, Вторая Ипостась Троицы, но диавол просто не верил в это, как в это не верили и не верят до сих пор сатанинские приспешники. Хотя духи злобы, очевидно хорошо знакомы с учением о Божьем Триединстве. Арианская ересь, скорее всего, имеет тот же источник - неверие в Триединство.
Именно об этом говорит М. Исповедник в своем труде "Вопросоответы к Фалассию", вопрос 21.
"А поскольку, как я сказал, лукавые силы оказывали, по причине греха, на страстность Адамову [различные] воздействия, невидимо сокрытые в принудительном законе естества, то они, разумеется, созерцая по причине плоти в Спасителе Боге естественную страстность Адама и полагая, будто и Господь, как простой человек, с принудительной необходимостью навлек на Себя закон естества, а не движется самоопределением воли, напали на Него, надеясь убедить и внедрить в Его воображение посредством страстей естественных страсти неестественные, а тем самым сделать что-либо угодное им", (см. https://azbyka.org/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#0_23 ). Поэтому я соглашаюсь с первой версией из Вашего поста. Храни Вас Господь!
 
Крещён в Православии
Да почитал форум и каша в голове. Три мнения продвинутых форумцев, которые ссылаясь на святых отцов отложились у меня в голове:
1. Сатана не знал, что и Иисус - Бог и поэтому просто искушал его как простого человека.
2.Сатана зная, что Он Бог очень "удивился" тому, что Иисус голоден и просто стал проверять Его человеческую сторону на "вшивость", поскольку сущность сатаны - провокации всего и вся...
3. Христос сам ждал покаяния от сатаны...
Причем все логично и я со всеми тремя "идеями" согласен...
Здравствуйте. Возможно всё проще, и все Ваши выводы правильные. Что-то знал сатана, что-то не знал. Скорее всего знал только то, что ему дозволено было знать, для исполнения Божьего замысла. Голос с неба и другое соответствующее, вряд ли для сатаны было неопровержимым доказательством. Участвуя в неверии других, он и сам никому не верил. Да и до Христа некоторые люди назывались сынами - Божьими. Но несомненно сатана знал что перед ним необычайная и не понятная для него до конца личность. Вот и " тестировал" Иисуса пытаясь понять Кто перед ним и что с этим делать. Но видимо так и не понял,( если подбил Иуду на предательство) самонадеянно запутался. Лживая его природа сработала не на пользу господину.
 
Крещён в Православии
Прошу ознакомиться по ссылке с вопросом 21

Появятся вопросы, готов их обсудить.
Здравствуйте Вячеслав! Непонятно следующее; Какого качества была борьба? Боролось ли человечество Иисуса с искушением? По текстам можно сделать вывод, что борьба больше походила на борьбу, мышеловки с мышью или рыбы с червяком. А была ли внутренняя борьба по человечеству? Боролась ли человеческая воля? Ведь только такую борьбу можно назвать победой. Та борьба о которой говорится ниже текстах, скорее уничтожение противника. Но если это просто уничтожение, то как это можно назвать борьбой?

Далее получается сатана так и не понял своего поражения? Если всё-же подвинул Иуду к предательству, а Иисуса к Кресту? Получается он глупец? Но это невозможно в силу его происхождения и хитрости.

И ещё вопрос из другой немного темы, но всё пересекается. Господь допускает до Себя сатану. Не гнушается разговаривать с ним. Но сатана это олицетворение зла. Господь общается со злом. Господь уготовал им ад, а пока общается. Почему только " уготовал" почему не сразу отправил туда в ад? Для нашего домостроительства? Разве этим не оправдывается существование зла? Разе необходимость зла не оправдывается его существованием?

Стало быть, Единородный Сын Божий и Слово, став по человеколюбию [Своему] совершенным Человеком, чтобы избавить естество человеческое от этой лукавой безысходности, воспринял безгрешность по происхождению от первого устроения Адама и имел ее без нетления; а от рождения, введенного впоследствии грехом в естество, воспринял одну только страстность, без греха. А поскольку, как я сказал, лукавые силы оказывали, по причине греха, на страстность Адамову [различные] воздействия, невидимо сокрытые в принудительном законе естества, то они, разумеется, созерцая по причине плоти в Спасителе Боге естественную страстность Адама и полагая, будто и Господь, как простой человек, с принудительной необходимостью навлек на Себя закон естества, а не движется самоопределением воли, напали на Него, надеясь убедить и внедрить в Его воображение посредством страстей естественных страсти неестественные, а тем самым сделать что-либо угодное им. Он же при первом испытании [путем] искушений наслаждениями, позволив им поиграть своими кознями, совлек их с Себя и изверг из естества, [Сам] оставшись недоступным и недосягаемым для них, конечно, нам, а не Себе, приписывая победу и преподнося, как Благий, всё достигнутое Им тем, ради кого Он стал Человеком. Ибо Сам Он, будучи Богом, Владыкой и свободным по естеству от всякой страсти, не нуждался в искушении, но [допустил] его для того, чтобы, приманив [к Себе] нашими искушениями лукавую силу, поразить ее [одним] соприкосновением [с Собою], умерщвляя ту, которая рассчитывала погубить Его, как в начале [погубила] Адама.

Иисус Христос всеведущий Бог, ипостасно соединивший в Себе Свое Божество с человеческим естсвом, которому дал Свое Божественное бытие. Ему, как Богу воплощенному ведомы все мысли диавола и его демонов. Иисус Христос намеренно позволяет диаволу нападать на Себя, зная как он будет Его искушать. Цель искушений - справедливым способом, а именно победой над искушениями диавола, изгнать из человеческого естества (души и тела) страстность - желание чувственного наслаждения (удобопреклонностьс ко греху), а также страх смерти.

"Но для чего соделался таковым Христос? Для того, чтобы соблюсти закон Божий и заповеди Его и чтобы вступить в борьбу и победить диавола. То и другое совершилось в Нем само собою. Ибо если Христос есть тот самый Бог, Который дал заповеди и закон, то как можно было не соблюсти Ему того закона и тех заповедей, которые Сам дал? И если Он Бог, как и есть воистину, то как возможно было Ему быть обольщену или обмануту какою-либо хитростию диавола? Диавол, правда, как слепой и бессмысленный, восстал против Него бранию, но это попущено было для того, чтобы совершилось некое великое и страшное таинство, именно, чтобы пострадал Христос безгрешный и чрез то получил прощение Адам согрешивший.".
 
Крещён в Православии
Здравствуйте Вячеслав! Непонятно следующее; Какого качества была борьба? Боролось ли человечество Иисуса с искушением? По текстам можно сделать вывод, что борьба больше походила на борьбу, мышеловки с мышью или рыбы с червяком. А была ли внутренняя борьба по человечеству? Боролась ли человеческая воля? Ведь только такую борьбу можно назвать победой. Та борьба о которой говорится ниже текстах, скорее уничтожение противника. Но если это просто уничтожение, то как это можно назвать борьбой?
Здравствуйте, Алексей! Вопросы очень объемные. Постараюсь ответить кратко, но емко.
Во Христе Боге не могло быть борений с искушением. Борение при искушении происходит в силу неведения.
Однако как может всеведущий Бог Слово, ставший человеком, быть искушен тварным умом? Никак.
Кроме того, во Христе Боге не было гноми (составление мнений для выбора) - Его человеческий разум, достигнув Божества в Божественной Ипостаси Слово при воплощении и будучи обожествленным перебывал в покое.
Далее получается сатана так и не понял своего поражения? Если всё-же подвинул Иуду к предательству, а Иисуса к Кресту? Получается он глупец? Но это невозможно в силу его происхождения и хитрости.
Диавол понял кто перед ним после третьего искушения. Это свидетельствуется тем, что демоны - подчиненые дьявола называли Иисуса Христа Святый Боже (Марк 1:24)
И ещё вопрос из другой немного темы, но всё пересекается. Господь допускает до Себя сатану. Не гнушается разговаривать с ним. Но сатана это олицетворение зла. Господь общается со злом. Господь уготовал им ад, а пока общается. Почему только " уготовал" почему не сразу отправил туда в ад? Для нашего домостроительства? Разве этим не оправдывается существование зла? Разе необходимость зла не оправдывается его существованием?
Бог допускает до Себя диавола по Домостроительству.
Вы подменяете понятия. Олицетворение зла - это аллегория. Вы же аллегорией заменяете лицо дьявола и выстраиваете свои рассуждение, которые не могут быть верными, ибо в своей основе имеют неверный посыл.
 
Крещён в Православии
Здравствуйте, Алексей! Вопросы очень объемные. Постараюсь ответить кратко, но емко.
Во Христе Боге не могло быть борений с искушением. Борение при искушении происходит в силу неведения.
Однако как может всеведущий Бог Слово, ставший человеком, быть искушен тварным умом? Никак.
Кроме того, во Христе Боге не было гноми (составление мнений для выбора) - Его человеческий разум, достигнув Божества в Божественной Ипостаси Слово при воплощении и будучи обожествленным перебывал в покое.
Да, Вячеслав, согласен, искушен не может быть. Но, если не было искушения, то о каком искушении в пустыне говорится? И о какой победе, если комар, просто попищал у уха слона?

Итак, Он имел волю естественно – и как Бог, и как человек; но человеческая следовала и подчинялась [Божественной] Его воле, не будучи возбуждаема собственной мыслью, но желая того, что желала Божеская Его воля. Ибо, когда позволяла Божеская воля, Он терпел то, что было свойственно, согласно с законами естества. Ибо, когда Он уклонялся от смерти, то, в то время как пожелала и позволила Божественная Его воля, Он уклонялся от смерти, и томился, и устрашался естественно. И когда Божественная Его воля желала, чтобы человеческая Его воля избрала себе смерть, то страдание для нее сделалось добровольным; ибо не как Бог только Он добровольно предал Себя на смерть, но и как человек. Почему Он и даровал нам дерзновение против смерти. Действительно, Он так говорит перед Своим спасительным страданием: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Мф. 26, 39). Ясно, что Он должен был пить чашу как человек, а не как Бог. Поэтому, как человек, Он желает, чтобы чаша прошла мимо. Это – слова естественной робости. Обаче не Моя воля да будет

Все-же должна быть борьба, если была победа. Нет, не утверждаю, пытаюсь размышлять. Возможно и эту чашу, искушения в пустыне Он должен был испытать как человек, а не как Бог. Иначе какая борьба? Какое домостроительство? Может и сатана впал в ещё большее недоумение, сбит с толку Человеком. Что и побудило его довести дело до казни.
 
Крещён в Православии
Здравствуйте, Алексей! Вопросы очень объемные. Постараюсь ответить кратко, но емко.
Во Христе Боге не могло быть борений с искушением. Борение при искушении происходит в силу неведения.
Однако как может всеведущий Бог Слово, ставший человеком, быть искушен тварным умом? Никак.
Кроме того, во Христе Боге не было гноми (составление мнений для выбора) - Его человеческий разум, достигнув Божества в Божественной Ипостаси Слово при воплощении и будучи обожествленным перебывал в покое.
Да, согласен, не было никакой борьбы связанной с выбором. Иисусу Христу не нужно было выбирать. Значит Господь по существу не искушался. Искушал сатана. Отсюда и искушения. Господь " играл" с ним следуя Своему замыслу. Получается сатана знал что Он Сын Божий, но всё-же искушал. Искушал, зная своё бессилие. Но зачем? Знал, но верил этому? И видимо не верил до конца, до самого Воскресения? Что-же так обмануло его, человечество Бога или попущение Божие для сатаны " не верить"?
 
Крещён в Православии
Да, Вячеслав, согласен, искушен не может быть. Но, если не было искушения, то о каком искушении в пустыне говорится? И о какой победе, если комар, просто попищал у уха слона?
Итак, Он имел волю естественно – и как Бог, и как человек; но человеческая следовала и подчинялась [Божественной] Его воле, не будучи возбуждаема собственной мыслью, но желая того, что желала Божеская Его воля. Ибо, когда позволяла Божеская воля, Он терпел то, что было свойственно, согласно с законами естества. Ибо, когда Он уклонялся от смерти, то, в то время как пожелала и позволила Божественная Его воля, Он уклонялся от смерти, и томился, и устрашался естественно. И когда Божественная Его воля желала, чтобы человеческая Его воля избрала себе смерть, то страдание для нее сделалось добровольным; ибо не как Бог только Он добровольно предал Себя на смерть, но и как человек. Почему Он и даровал нам дерзновение против смерти. Действительно, Он так говорит перед Своим спасительным страданием: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Мф. 26, 39). Ясно, что Он должен был пить чашу как человек, а не как Бог. Поэтому, как человек, Он желает, чтобы чаша прошла мимо. Это – слова естественной робости. Обаче не Моя воля да будет

Все-же должна быть борьба, если была победа. Нет, не утверждаю, пытаюсь размышлять. Возможно и эту чашу, искушения в пустыне Он должен был испытать как человек, а не как Бог. Иначе какая борьба? Какое домостроительство? Может и сатана впал в ещё большее недоумение, сбит с толку Человеком. Что и побудило его довести дело до казни.
Адам был искушаем, но не обязательно должен быть искушен. Победа не только в уничтожении врага, но и в отражении его нападения без ущерба для себя. Диавол напал на Адама и Адам не смог устоять против нападения, хотя мог бы это сделать легко и без ущерба для себя, как это сделал вместо него Господь Иисус Христос.

И еще
 
Крещён в Православии
Да, согласен, не было никакой борьбы связанной с выбором. Иисусу Христу не нужно было выбирать. Значит Господь по существу не искушался. Искушал сатана. Отсюда и искушения. Господь " играл" с ним следуя Своему замыслу. Получается сатана знал что Он Сын Божий, но всё-же искушал. Искушал, зная своё бессилие. Но зачем? Знал, но верил этому? И видимо не верил до конца, до самого Воскресения? Что-же так обмануло его, человечество Бога или попущение Божие для сатаны " не верить"?
Господь в себе не искушался. Об этом уже писал. Господь скрыл Себя под человеческой природой, чтобы посредством ее победить диавола (отразить его нападение без ущерба для Себя и для унижения диавола возомнившего себя равным Богу). Еще раз. После искушения диавол и его демоны узнали, что Иисус Христос есть Святой Бог во плоти человека.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Адам был искушаем, но не обязательно должен быть искушен. Победа не только в уничтожении врага, но и в отражении его нападения без ущерба для себя. Диавол напал на Адама и Адам не смог устоять против нападения, хотя мог бы это сделать легко и без ущерба для себя, как это сделал вместо него Господь Иисус Христос.
Здравствуйте Вячеслав. Адама можно сравнивать с Иисусом только по действию, как таковому, но не по условиям этого действия. У Адама была возможность "не послушания". Проявив добровольное послушание , такое действие можно назвать победой. У Христа не было возможности не послушания. Господь не мог ослушаться Самого Себя.
Итак, Он имел волю естественно – и как Бог, и как человек; но человеческая следовала и подчинялась [Божественной] Его воле, не будучи возбуждаема собственной мыслью, но желая того, что желала Божеская Его воля.
Поэтому воля Иисуса Христа только " следовала" не знаю для чего здесь " подчинялась". Так как ей, воле Христа, не нужно было " подчинятся", а лишь следовать Своему замыслу. Подчинение есть только там, где есть возможность не подчинения. Для нас подчинение, без возможности не подчинения - рабство. Такая возможность, производная от свободы. Поэтому борьбы у Христа, не было. Победа эта, только победа для нас. Для нашего домостроительства возможно.
Тогда всё-же получается, добро и зло не могут существовать отдельно.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Господь в себе не искушался. Об этом уже писал. Господь скрыл Себя под человеческой природой, чтобы посредством ее победить диавола (отразить его нападение без ущерба для Себя и для унижения диавола возомнившего себя равным Богу). Еще раз. После искушения диавол и его демоны узнали, что Иисус Христос есть Святой Бог во плоти человека.
Не знаю Вячеслав, возможно несовершенство нашего языка (моего). Но говорить о победе Бога над дьяволом, наверное слишком престижно для сатаны, сатана лишь одно из действующих лиц, играющий определённую ему Богом роль, в деле спасения человека.
После искушения диавол и его демоны узнали, что Иисус Христос есть Святой Бог во плоти человека.
И зная это, для чего позволили Святому Богу взойти на Крест? Какие цели ими преследовались? Они сами хотели что-бы Иисус Христос проявил Себя как Бог? зачем дьяволу это? Видимо просто тупо выполняли указания Свыше.
 
Крещён в Православии
Здравствуйте Вячеслав. Адама можно сравнивать с Иисусом только по действию, как таковому, но не по условиям этого действия. У Адама была возможность "не послушания". Проявив добровольное послушание , такое действие можно назвать победой. У Христа не было возможности не послушания. Господь не мог ослушаться Самого Себя.
Алексей, Адам был создан в любви, а любовь всегда основана на доброй и свободной воле, а не на послушании. Послушание всегда ограничивает свободу воли установленными правилами.
Бог предузнал, что Адам согрешит. Бог дает Адаму соответствующую заповедь, чтобы оградить Адама не от непослушания Богу, а от гордыни и недоверия Богу. Заповедь дается не потому, что послушание есть основа любви, а чтобы Адам смог в процессе искушения ее использовать для полного доверия Богу.
Заповедь дана была бесстрастному Адаму, а Господь вочеловечившийся имел страстность по телу, поэтому Ему в большей мере подходит слово победа, ибо он воспринял тленное и смертное тело, бесстрастие которого в Адаме было побеждено диаволом и смертью. Господь одному из победителей Адама - диаволу, дает еще раз возможность напасть на Себя как на человека и отражает его нападение, лишая диавола победы над человеком. Господь как человек есть истинный победитель того, кто через обман стал победителем Адама.
Поэтому воля Иисуса Христа только " следовала" не знаю для чего здесь " подчинялась". Так как ей, воле Христа, не нужно было " подчинятся", а лишь следовать Своему замыслу. Подчинение есть только там, где есть возможность не подчинения. Для нас подчинение, без возможности не подчинения - рабство. Такая возможность, производная от свободы. Поэтому борьбы у Христа, не было. Победа эта, только победа для нас. Для нашего домостроительства возможно.
Слово "подчинение" написано для нас непослушных и неподчиняющихся Богу, чтобы правильно понимали, что наша воля во Христе Боге была подчинена Божественной воле.
Тогда всё-же получается, добро и зло не могут существовать отдельно.
Зло не существует.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Не знаю Вячеслав, возможно несовершенство нашего языка (моего). Но говорить о победе Бога над дьяволом, наверное слишком престижно для сатаны, сатана лишь одно из действующих лиц, играющий определённую ему Богом роль, в деле спасения человека.
Дьявола победил Человек Иисус Христос, будучи Богом.
И зная это, для чего позволили Святому Богу взойти на Крест? Какие цели ими преследовались? Они сами хотели что-бы Иисус Христос проявил Себя как Бог? зачем дьяволу это? Видимо просто тупо выполняли указания Свыше.
На Крест Господь Иисус Христос взошел, чтобы победить смерть.
 
Крещён в Православии
Алексей, Адам был создан в любви, а любовь всегда основана на доброй и свободной воле, а не на послушании. Послушание всегда ограничивает свободу воли установленными правилами
Любовь основана на свободной воле. Как это понять? На свободной воле Того Кто создавал? Или сам Адам пребывал в любви к Создателю? основанием которой была свободная воля Адама? Наверное второе. Значит заповедь ограничила свободную волю Адама? Так - как выполнение заповеди требовало послушания от Адама. Получается и проявление любви к Богу, имеющей своим основанием свободную волю, тоже была ограничена? То-есть послушание Адама необходимо должно быть проявлением воли, волевым решением. Человечество Христа ничем не было ограничено. Человеческая воля Иисуса не нуждалась в волевом усилии.

https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_25

Итак, потому что Христос един и Ипостась Его также едина, един и тот же самый есть и Желающий как Божеским образом, так и человеческим. А так как Он имеет два естества, одаренные способностью желания, потому что они разумны, ибо все разумное способно к желанию и свободно, то мы скажем, что в Нем две воли или два естественных хотения. Ибо Один и Тот же Он обладает способностью желания сообразно с обоими Его естествами. Ибо Он восприял ту желательную способность, которая в нас находится от природы. И так как один Христос и один и тот же Желающий сообразно с каждым из двух естеств, то мы скажем, что предмет желания в Нем – один и тот же, не потому, что Он желал одного только того, чего желал по естеству как Бог, ибо не свойственно Божеству желание есть, пить и подобное, но потому что Он желал и того, что составляет человеческую природу, не вследствие противоположности мнения, но вследствие свойства естеств; ибо тогда Он естественно желал этого, когда желала и Божественная Его воля, и позволяла плоти страдать и делать то, что ей было свойственно.

Господь одному из победителей Адама - диаволу, дает еще раз возможность напасть на Себя как на человека и отражает его нападение, лиша я диавола победы над человеком. Господь как человек есть истинный победитель того, кто через обман стал победителем Адама.
Иисус Христос это Бог в человеческой плоти, второе лицо Пр. Троицы, ипостась Бога - Слово. Так как-же тогда дьявол лишился своей победы над человеком, если победил, или отразил его нападки Бог? Что и сам дьявол понял когда был отражён?
Господь как человек есть истинный победитель того, кто через обман стал победителем Адама.
Слово "подчинение" написано для нас непослушных и неподчиняющихся Богу, чтобы правильно понимали, что наша воля во Христе Боге была подчинена Божественной воле.
Вячеслав, но подчинение, это действие воли. Какое может быть "подчинение" если предмет желания у обеих воль и Божьей и Человеческой один и тот-же?


Зло не существует.

Не знаю Вячеслав. Как-бы философия не пряталась за щитом онтологических определений, зло существует в нашем мире, в нашем бытии. Зло есть и каждый испытывает это на себе каждый день. Если философия не хочет замечать зло в бытии, приводя онтологические доказательства, значит такая философия оторвана от бытия. Всё-же философия наверно только попытка показать истину в общих чертах.
 
Крещён в Православии
Любовь основана на свободной воле. Как это понять? На свободной воле Того Кто создавал? Или сам Адам пребывал в любви к Создателю? основанием которой была свободная воля Адама? Наверное второе. Значит заповедь ограничила свободную волю Адама?
Речь шла об Адаме. Естественно Адам был создан в любви и имел любовь к Богу согласно своей природной воле, которая управлялась благодатью, а не природным разумом Адама (гноми).
Так - как выполнение заповеди требовало послушания от Адама. Получается и проявление любви к Богу, имеющей своим основанием свободную волю, тоже была ограничена? То-есть послушание Адама необходимо должно быть проявлением воли, волевым решением. Человечество Христа ничем не было ограничено. Человеческая воля Иисуса не нуждалась в волевом усилии.
Послушание имеет тот, кто имеет и непослушание. Послушание и непослушание - это свойства страстности, а Адам был создан бесстрастным, поэтому в отношении Адама, в моем понимании, некорректно писать о послушании или непослушании. В мою пользу говорит ТИПВ, утверждая, что дерево познания добра и зла есть дерево послушания и непослушания. Только после вкушения плода с этого дерева Адам приобрел качества послушания и непослушание.
Иисус Христос это Бог в человеческой плоти, второе лицо Пр. Троицы, ипостась Бога - Слово. Так как-же тогда дьявол лишился своей победы над человеком, если победил, или отразил его нападки Бог? Что и сам дьявол понял когда был отражён?
Кого искушал диавол в пустыне Бога или человека? Надо писать Ипостась Бога Слово, а не как у Вас. Ваше написание имеет смысловую ошибочность. Бог Слово воплощенный искушался по человечеству.
Не знаю Вячеслав. Как-бы философия не пряталась за щитом онтологических определений, зло существует в нашем мире, в нашем бытии. Зло есть и каждый испытывает это на себе каждый день. Если философия не хочет замечать зло в бытии, приводя онтологические доказательства, значит такая философия оторвана от бытия. Всё-же философия наверно только попытка показать истину в общих чертах.
Зло в нашем мире существует как нравственная категория, которая есть акциденциальная категория, не существующая сама по себе.
.
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
Послушание и непослушание - это свойства страстности ...
Я бы сказал по другому.
Послушание и непослушание - это выбор воли.
Заповедь, данная Богом Адаму в раю: «... от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2: 16, 17), — являлась первым повелением, первым законом для Адама, которую он нарушил ослушавшись Отца.
«Гномическая воля не является свойством природы, а составляет принадлежность личности. Именно она, поскольку мы живем в падшем мире, заставляет нас страдать и колебаться в выборе между добром и злом, а потом мучиться в сомнениях, по поводу правильности сделанного выбора. Адам в раю обладал естественной волей и ел от древа жизни. Гномическая воля была в нем лишь потенцией. Когда он отведал от древа познания добра и зла, его естественная воля стала гномической».протоиерей Иоанн Мейендорф.
 
Крещён в Православии
Послушание и непослушание - это свойства страстности ...
Я бы сказал по другому.
Послушание и непослушание - это выбор воли.
Выбор делает не воля, а разум. Разум сам в себе совещается, рассматривает и принимает решение о лучшем. Для достижения этого лучшего (предмета или вещи) разум направляет волевое действие к обладанию этим лучшим. Если разум начал обсуждать, что лучше быть с Богом или быть богом без Бога, это говорит о том, что разум уже грешит.
Заповедь, данная Богом Адаму в раю: «... от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2: 16, 17), — являлась первым повелением, первым законом для Адама, которую он нарушил ослушавшись Отца.
В раю закон не нужен был Адаму. Нужно ли было выбирать Адаму между Деревом Жизни или Деревом познания добра и зла?
«Гномическая воля не является свойством природы, а составляет принадлежность личности. Именно она, поскольку мы живем в падшем мире, заставляет нас страдать и колебаться в выборе между добром и злом, а потом мучиться в сомнениях, по поводу правильности сделанного выбора. Адам в раю обладал естественной волей и ел от древа жизни. Гномическая воля была в нем лишь потенцией. Когда он отведал от древа познания добра и зла, его естественная воля стала гномической».протоиерей Иоанн Мейендорф.
Личность есть инковость и общение. Личность - это способ реализации ипостасью своей природы, поэтому гномическая воля есть тропос (способ) реализации природной воли, а не иной отличной воли от природной воли.
 
Крещён в Православии
Подчинение есть только там, где есть возможность не подчинения.
Послушание имеет тот, кто имеет и непослушание.
Здесь у меня согласие с Вами. Хорошо, спасибо за Ваши ответы Вячеслав. Нужно поразмышлять над всем этим.
 
Россия
Православный христианин
Сверху