Православие не отрицает бытовые потребности человека - оно только говорит, что
не следует всем сердцем прилепляться к вещам, забывая про безсмертную душу. Аскетический дух всегда сопутствовал историческому Православию - по словам прп. Иоанна Лествичника:
"вкусивший вышних благ легко презирает земные". Как нам вырваться из завораживающей потребительской гонки, как отойти от ведьмовского культа сытости, денег, удовольствий и развлечений? Только
христианское самограничение способно отвести безумный мир от глобальной экологической катастрофы, от последней смертельной схватки за мировые ресурсы! Вспомним наставление Христа Своим ученикам:
"Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды. ... Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь". (Лк.12,22-29). А теперь откроем нашу неотъемлимую "говорящую антиикону" и услышим прямо противоположное - беспокойтесь только о том, что пить, есть и во что одеться!
Не будем же невернее птиц, которые не пекутся и не собирают! (прп.
Иоанн Лествичник)
Учиться самоограничению надо с малого - Пост и есть упражнение для развития в себе такой способности. Но нестяжательство
не должно становиться безрассудным - иной легко возгордится свой "святостью", иной будет третировать родоственников "скупостью", иной просто станет неряхой. Конечно следует всчески избегать безумной роскоши, но и покупка самых дешевых вещей часто становится "роскошью". Вот, например, всячески экономя, я много лет покупал на зиму китайскую дешевку, которую едва донашивал до конца сезона, но пять лет назад решился выложить 1/3 жалованья (!!!) за крепчайшие "саламандровские" ботинки на рифленой подошве. Теперь думаю, что и пять лет вперед еще они прослужат - вот это экономия!
Поэтому будем скромными и благоразумными, избегая крайностей!