Символ Веры из сборника ХIІ или нач. ХІIІ века

Православный христианин
Здравствуйте.
1) Почему отличается Символ Веры из этого сборника от современного?
Сам сборник
http://old.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=012
Страница с Символом Веры(181):
http://old.stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=012&pagefile=012-0188

Гезен А. М. Очерки и заметки из области филологии, истории и философии. Вып. 1: История славянского перевода Символов Веры
https://www.sedmitza.ru/lib/text/5072557/
В этой книге сказано стр. №31, что Константинопольский Символ Веры известен в славянских рукописях только в XIII веке.

Вопрос!
2) Каким собором он принят?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
А это Символ Веры?
Тогоже написание О ВЕРЕ..

Написание - перепись, ревизия, надпись
Полный церковнославянский словарь (Протоиерей Г.Дьяченко)

Кстати, в рукописи слово ПОДОБОСУЩЕН, а не ЕДИНОСУЩЕН.

Гезен А. М. Очерки и заметки из области филологии, истории и философии. Вып. 1: История славянского перевода Символов Веры
https://www.sedmitza.ru/lib/text/5072557/
Вы эту книгу тоже посмотрите.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Лаврентьевская летопись
http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php л.38 об.
...
Крещену же Володимеру, пре
даша ему веру крестьяньску, рекуще сице: «Да не пре
льстять тебе неции от еретикъ, но веруй, сице глаголя:
“Верую во единого Бога Отца, вседержителя, творца
небу и земли”, - и до конца веру сию. И паки: “Верую въ
единого Бога-Отца нерожена, и въ единого Сына рожена,
въ единъ Святый Духъ исходяще: три собьства сверше
на, мыслена, разделяема числомъ, събестве
нымь, а не съ божествен[ы]мь, [разделяет бр ся не]разделно,
и совкупля ется неразмесно. Отець, Богъ-Отець, присно сый пребы
ваеть во отчьстве, нероженъ, безначаленъ, нача
ло и вина всемъ, единемъ неронымь старе
й сый Сыну и Духови. От негоже рожается Сынъ преже
всех векъ, исходить же Духъ Святый безъ времене и
бес тела; вкупе Отець, вкупе Сынъ, вкупе Духъ Святый
есть. Сынъ подобенъ сущенъ Отцю роженьемь то
чью разньствуя Отцю и Духу. Духъ есть пресвятый, Отцю
и Сыну подобносвершено и присносущно. Отцю бо отець
ство, Сыну же сыновьство, Святомуму же Духу исхоженье.
И Отець бо въ Сынъ, ли въ Духъ преступае, ни Сынъ во Отца
и в Духа, и Духъ ли въ Сынъ ли во Отець, неподвижена бо
свойствия. Не трее Бози - единъ Богъ, по немуже
едино Божество въ трехъ лицах.
Хотеньемь же Отца и Духа свою спасти тварь, отеческихъ ядръ, и
хъже не оступи, съшедъ и въ человеческое ложе пречистое,
аки Божье семя вшедъ, плоть съдушну, словесну
же, и умну, не преже бывшю, приимъ, изиде Богъ
воплощенъ, родися неизречьньне и девство мати схрани
нетленьно, не смятенье, ни размешенье, ни и
змененья пострадавъ, но преже бывъ еже бе, бысть,
еже не бе, приимъ рабий зракъ истиною, а не ме
чтаньемь, всячьски, разве греха, намъ подобны
бывъ. Волею бо родися, волею взалка, волею вжада,
волею трудися, волею устрашися, волею умре, истино
ю, а не мечтаньемь, вся ественая, не оклевета
ны страсть человечества. Распятъ же ся, смерти вкуси безъ
грешный, въскресъ въ своей плоти, не видевши
истленья, на небеса взиде и седе одесную Отца. При
деть же паки съ славою судити живымъ и мертвымъ,
якоже взиде съ славою и плотью, тако сниде. К си
мъ едино крещенье исповедаю водою и Духомъ, при
ступаю къ пречистымъ тайнамъ, верою во истину те
ло и кровь, приемлю церковная преданья, и кла
няюся честнымъ иконамъ, кланяюся древу честному
и всякому кресту, святымъ мощемь и святымъ судомъ.
Веруй же и сему сборъ святыхъ отець, иже есть первый
въ Никии 300 и 18, иже прокляша Арья [и] пропове
даша веру непорочну и праву. Вторый сборъ
ньдрея Офонаси, от Царягорода Митрофанъ посла епископы
от себе, тако исправляху веру. На второмь же зборе
от Рима Да[ма]съ, а от Олексанъдрия Тимофей, от Анти
[о]хия Мелетий, Курилъ Ярусалимский, Григорий Богослове
ць. На третьем же сборе Колестинъ Римьский,
Курилъ Олександрьский, Увеналий Ерусалимский.
На четвертомь же сборе Левонтий Рамьскый,
Анаталий Царягорода, Увеналий Ерусалимский.
На пятомь сборе Римьский Валиги, Евтухи
Царягорода, Аполинарий Олександрьский, Домн
инь Антиахъскый. На 6-мъ сборе от Рима Агафо
нъ, Гооргий Царягорода, Фофанъ Антиохьский, от О
лексанъдра Петръ мнихъ. На 7-мь сборе Оньдре
янъ от Рима, Тарасий Царяграда, Политианъ Оле
ксаньдрьский, Федоритъ Антиохьский, Илья
Ерусалимский. И си вси [со] своими епископы, сходящеся, и про
славляху. По семь же сборе Петръ Гугнивый со и
неми шедъ в Римъ и престолъ въсхвативъ, и разъвра
ти веру, отвергься престола Ярусалимска и Олексань
дрьскаго, Царяграда и Онтиахийскаго. Възму
тиша Италию всю, сеюще ученье свое разно. О
ви бо попове, одиною женою оженевся, служать,
а друзии до семые жены поимаючи служать,
их же блюстися ученья. Пращають же грехи н
а дару, еже есть злее всего. Богъ да схранить тя от се
го».
 
Православный христианин
Православный христианин
1) Почему отличается Символ Веры из этого сборника от современного?

«…В ІХ -Х вв. славянский был еще единым языком, и разные его диалекты, из которых потом развились известные нам славянские языки (русский, украинский, болгарский, сербский, чешский, польский и др.), различались между собою не больше, чем говоры, скажем, современной вологодской и современной курской деревни. Именно поэтому Кирилл и Мефодий создают церковнославянский на основе знакомого им южнославянского диалекта Солуни, а отправляются со своими книгами в Моравию, к западным славянам.

Это не значит, конечно, что церковнославянский, где бы он ни употреблялся, оставался совершенно одинаковым. Отдельные местные черты он приобретал: в Моравии — моравские, в Болгарии — болгарские, в Киевской Руси — восточнославянские. Так возникали отдельные изводы (или редакции) церковнославянского. Они отличались прежде всего чертами фонетики и морфологии, приспособленными к особенностям данного славянского диалекта. Так, в древней Болгарии говорили и писали рождьство, в древней Чехии — розьство, а на Руси —рожьство. Имелись различия и в словаре, среди тех слов, которые были не специальными книжными образованиями, а заимствовались из местной бытовой лексики. Различия, однако, не были слишком большими, так что произведения, возникшие в одной области, читались и переписывались в другой. Поэтому разные изводы церковнославянского влияли друг на друга,и сегодняшняя русская редакция церковнославянского вобрала в себя результаты многих веков этого развития.

Церковнославянскому языку в Древней Руси учились не так, как мы учимся ему сегодня. Учебники, грамматики и словари появляются только в XVII в…».

Подробнее:

https://azbyka.org/wp-content/uploads/2015/09/posobie.pdf

Вот поэтому и получились разногласия.

НО разве Символ Веры и сама вера поменялась от этого???
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Православный христианин
Они отличались прежде всего чертами фонетики и морфологии, приспособленными к особенностям данного славянского диалекта. Так, в древней Болгарии говорили и писали рождьство, в древней Чехии — розьство, а на Руси —рожьство.
Там отличия не в написании, а более заметные.

НО разве Символ Веры и сама вера поменялась от этого???
Прочитайте эту книгу, там всё чётко:
Гезен А. М. Очерки и заметки из области филологии, истории и философии. Вып. 1: История славянского перевода Символов Веры
https://www.sedmitza.ru/lib/text/5072557/
 
Православный христианин
Это не Символ Веры,а научение,объяснения,разъяснение и т.п. веры.
М.б. какое-то дополнение к Символу Веры.
...
«Да не прельстять тебе неции от еретикъ, но веруй, сице глаголя:
“Верую во единого Бога Отца, вседержителя, творца
небу и земли”, - и до конца веру сию.
...
Почему в летописи нет разделение на Символ Веры и на дополнение?
 
Православный христианин
Там отличия не в написании, а более заметные.


Прочитайте эту книгу, там всё чётко:
Гезен А. М. Очерки и заметки из области филологии, истории и философии. Вып. 1: История славянского перевода Символов Веры
https://www.sedmitza.ru/lib/text/5072557/

По-церковно-славянски
По-русски


1. Верую во единаго Бога Отца,
Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.

1. Верую в единого Бога Отца,
Вседержителя, Творца неба и земли,
всего видимого и невидимого.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца
рожденнаго прежде всех век; Света от
Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна
Отцу, Имже вся быша.

2. И в единого Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единородного, Рожденного
от Отца прежде всех веков: Света от
Света, Бога истинного от Бога истинного,
рожденного, не сотворенного, одного
существа с Отцом, Им же все сотворено.

3. Нас ради человек и нашего ради
спасения сшедшаго с небес и
воплотившагося от Духа Свята и Марии
Девы, и вочеловечшася.

3. Ради нас людей и ради нашего
спасения сшедшего с небес и
принявшего плоть от Духа Святого и
Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем
Пилате, и страдавша, и погребенна.

4. Распятого же за нас при Понтийском
Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшаго в третий день по
Писанием.

5. И воскресшего в третий день,
согласно Писаниям.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца.

6. И восшедшего на небеса, и сидящего
по правую сторону Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити
живым и мертвым, Егоже Царствию не
будет конца.

7. И снова грядущего со славою, чтобы
судить живых и мертвых. Его же царству
не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа,
животворящего, Иже от Отца
исходящаго, Иже со Отцем и Сыном
спокланяема и сславима, глаголавшаго
пророки.

8. И в Духа Святого, Господа, дающего
жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и
Сыном сопоклоняемого и
сопрославляемого, говорившего через
пророков.

9. Во едину Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь.

9. В едину Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во
оставление грехов.

10. Признаю одно крещение для прощения
грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

11. Ожидаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущаго века. Аминь.

Так чем же по вашему он отличается???
 
Иркутская обл.
Православный христианин
...
«Да не прельстять тебе неции от еретикъ, но веруй, сице глаголя:
“Верую во единого Бога Отца, вседержителя, творца
небу и земли”, - и до конца веру сию.
...
Почему в летописи нет разделение на Символ Веры и на дополнение?

...
«Да не прельстять тебе неции от еретикъ, но веруй, сице глаголя:
“Верую во единого Бога Отца, вседержителя, творца
небу и земли”, - и до конца веру сию.

и до конца веру(Н-Ц СВ) сию.
-Те. до конца глаголь Н-Ц Символ Веры,до "..и жизни будущаго века. Аминь."
Далее по тексту:
И паки: “Верую......
...въ единъ Святый Духъ исходяще

И паки- и ещё,опять ...Здесь,по мсыслу "паки" как раз "ещё" - плюс к СВ,после него.
После Н-Ц СВ ещё глаголят "“Верую въ
единого Бога-Отца нерожена, и въ единого Сына рожена..."
Но это уже не Символ Веры пошел далее. Хоть и начинается с "Верую",но,по мне очевидно,что это пошло именно разъяснение..дополнение..написание о вере.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Веруй же и сему сборъ святыхъ отець, иже есть первый
въ Никии 300 и 18, иже прокляша Арья [и] пропове
даша веру непорочну и праву. Вторый сборъ
ньдрея Офонаси, от Царягорода Митрофанъ посла епископы
от себе, тако исправляху веру.
На каком основании появляется Н-Ц Символ Веры? Почему он появляется только в 13 веке(в книге Газена)?
 
Иркутская обл.
Православный христианин
На каком основании появляется Н-Ц Символ Веры? Почему он появляется только в 13 веке(в книге Газена)?
Почему в 13?
Вы же сами привели пример с Н-Ц СВ.
Лаврентьевская летопись
http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php л.38 об.
...
Крещену же Володимеру, пре
даша ему веру крестьяньску, рекуще сице: «Да не пре
льстять тебе неции от еретикъ, но веруй, сице глаголя:
“Верую во единого Бога Отца, вседержителя, творца
небу и земли”, - и до конца веру сию.
Что пишет Гезен А. М.,стр.31 не могу прочитать,не открывается.
И почему ему надо верить,что Русь до 13 века не знала Никейско-Цареградского СВ?
 
Православный христианин
Что пишет Гезен А. М.,стр.31 не могу прочитать,не открывается.
WinDjView
Бесплатный ридер
для чтения книг
и журналов в формате DjVu

http://ru.windjvu.com/

И почему ему надо верить,что Русь до 13 века не знала Никейско-Цареградского СВ?
Он даёт ссылки на кормчие, первоисточники.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Гезен так и пишет,что Русь в 10 в. приняла от греков другой СВ,не Никео-Цареградский?
Или у греков в 10 в.был Н-Ц СВ, а у нас до 13 в.какой-то другой?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
И почему ему надо верить,что Русь до 13 века не знала Никейско-Цареградского СВ?
Вот ещё сканы латынских рукописей, один человек утверждает, что там Никейский Символ Веры. Я не знаю не латыни, не греческого, поэтому ничего не могу сказать.
https://azbyka.org/forum/threads/simvol-very-iz-sbornika-xii-ili-nach-xiii-veka.20035/#post-306565
 
Православный христианин
Гезен так и пишет,что Русь в 10 в. приняла от греков другой СВ,не Никео-Цареградский?
Или у греков в 10 в.был Н-Ц СВ, а у нас до 13 в.какой-то другой?
Заметьте, в начале книги указано, что она прошла цензуру и в какой типографии отпечатана, самые первые страницы.
 
Сверху