Простите, а кто-то считает, что вопрос Гамлета "быть или не быть" относится к суициду? Я, виноват, давно читал, но "Быть или не быть - вот в чем вопрос, достойны ли смиряться под ударами судьбы иль оказать сопротивление..."- по-моему это несколько о другом...
Читали действительно давно ))) Поскольку и монолог этот, и вопрос в нем
именно о суициде:
".....
Кто снес бы плети и глумленье века,
Гнет сильного, насмешку гордеца,
Боль презренной любви, судей неправду,
Заносчивость властей и оскорбленья,
Чинимые безропотной заслуге,
Когда б он сам мог дать себе расчет
Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей,
Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
Когда бы страх чего-то после смерти,-
Безвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам,- волю не смущал,
Внушая нам терпеть невзгоды наши
И не спешить к другим, от нас сокрытым?
..............................................................."
Но суть не в этом.
Недавно попыталась проанализировать нр. фабулу фр. фильмов - и просто ужаснулась : через один-два - обязательно или самоубийство, или попытка самоубийства. (Ну, к примеру - кто знает этот фильм : "Девушка на мосту" - по ходу действия только в нем одном (!) - 5 попыток самоубийства ! ).
Конечно, фильмы - на то и фильмы, что их создателям надо привлечь зрителя каким-нибудь необычным событием (иначе - зачем и смотреть ?). Но всё же (мне думается) - реальность неосознанно, подспудно отображается в них.
Есть у О.Уайльда такое произведение: "Портрет Дориана Грея". Так вот, думается мне, что предисловие к этому произведению как нельзя лучше отражает практически всю суть состоявшейся выше дискуссии и дает ответы на все прозвучавшие в ней спорные тезисы:
"Художник - тот, кто создает прекрасное.
Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство.
Критик - это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного.
Высшая, как и низшая, форма критики - один из видов автобиографии.
Те, кто в прекрасном находят дурное, - люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.
Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны.
Но избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.
Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.
Ненависть девятнадцатого века к Реализму - это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале.
Ненависть девятнадцатого века к Романтизму - это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения.
Для художника нравственная жизнь человека - лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств.
Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины.
Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля.
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Мысль и Слово для художника - средства Искусства.
Порок и Добродетель - материал для его творчества.
Если говорить о форме, - прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве - искусство актера.
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
Пусть критики расходятся во мнениях, - художник остается верен себе.
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.
Всякое искусство совершенно бесполезно."