Размышления о водах над твердью и под твердью.

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Доброго дня, батюшка.

При чтении Писания то и дело натыкаешься на некоторые неясности, недоумения, или даже загадки. Одна из таких загадок проявляется сразу же, как открываем Библию. Самую первую книгу. Самую первую главу.
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» /Бытие 1:2/​
Далее,
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.» /Бытие 1:6/​
Из этих двух стихов следует, что изначально Дух Божий носился над некоей "совокупностью" воды, которая потом была разделена.
«И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.» /Бытие 1:7/
«И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.» /Бытие 1:8/
«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.» /Бытие 1:9/
«И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что <i>это</i> хорошо.» /Бытие 1:10/​
Насчет воды под твердью - полная ясность. Это моря под небом голубым. Их можно увидеть, потрогать, попробовать. В общем , как то ощутить.
С другой стороны, условно говоря, улетают в какие то далекие галактики непонятные другие воды НАД небом. Ибо за пределами атмосферы - вакуум. В этом, ваккууме, по Писанию, как на некоей тверди размещены светила:
И речé Бóгъ: да бýдутъ свѣти́ла на твéрди небéснѣй, освѣщáти зéмлю и разлучáти междý днéмъ и междý нóщiю: и да бýдутъ въ знáменiя и во временá, и во дни́ и въ лѣ́та,/Быт.1:14/​
По логике сказанного следует, что там где Солнце и Луна, там еще твердь небесная, более того твердь, там где и звезды:
И сотвори́ Бóгъ двá свѣти́ла вели́кая: свѣти́ло вели́кое въ начáла днé, и свѣти́ло мéншее въ начáла нóщи, и звѣ́зды:
и положи́ я́ Бóгъ на твéрди небéснѣй, я́ко свѣти́ти на зéмлю,/Быт.1:16-17/​

Возникает закономерный вопрос: если космос - это всё твердь небесная, где же вода, которая над твердью?
Получается, что воды потопа находились вне космоса?
 
Москва
Православный христианин
Блаженный Августин: "Не захотел ли [здесь] писатель назвать еще и водою ту самую материю, которую он раньше называл то небом и землею, то невидимою и неустроенною землею, то бездною? В самом деле, почему бы не назваться ей и водою, если она могла быть названа землею, когда [в сущности] она не была еще не разграниченной и сформированной водою, ни землею, ни чем-либо другим? И, может быть, сперва она названа небом и землею, затем невидимою и неустроенною землею и лишенною света бездною, а, наконец, и водою с тою целью, чтобы сначала именем неба и земли обозначить материю всей вселенной, для которой она создана совершенно из ничего; затем, именем невидимой и неустроенной земли и бездны дать понятие о бесформенности, потому что в ряду всех элементов земля наиболее бесформенна и наименее светла, чем остальные; наконец, именем воды обозначить материю, подлежащую действию Творца, ибо вода подвижнее земли, и потому подлежащая действию Творца материя, в виду легкости обработки и большей подвижности, должна быть названа скорее водою, чем землею... Такие же ли это воды над твердью, как и наши настоящие воды под твердью, или же, так как [писатель], по-видимому, разумеет здесь ту самую воду, над которою носился Дух Святый (а эту воду выше мы признали самою мировою материею), то не эта ли вода разумеется и в настоящем месте, разделенная сотворенною твердью так, что низшая предоставляет собою телесную материю, а верхняя — материю одушевленную?" (О Книге Бытия буквально).
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Речь идет у Августина не о воде, но об неупорядоченной материи.
Понятие (эвфемизм): "воды", в данном случае, означает неопределенность и текучесть еще бесформенной материи, при ее сотворении.

Иначе! Как понимать (?) "…В начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою…" (2Пет.3,5).
И о первичной неупорядоченной материи: "…Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной" (Прит.8,26).
То есть, премудрый Соломон, задолго до греческих философов, ведал о «начальных пылинках вселенной» (об элементарных частицах и атомах).
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Блаженный Августин: "С другой стороны, не следует думать, что Дух Божий носился над материей как бы в пределах пространства; но [носился Он] некоею действующею и образующею силою, чтобы то, над чем Он носился, получало жизнь и образование, подобно тому, как носятся воля художника над деревом, или над всяким другим предметом, подлежащим обработке, или даже над телесными его органами, которые он направляет к работе. И это подобие, хотя оно возвышеннее всякого тела, однако не достаточно и почти ничтожно для понимания ношения Духа Божия над подлежавшею Его действию мировою материею; но в ряду предметов, которые доступны пониманию людей, мы не находим более ясного и близкого подобия тому, о чем говорим" (О Книге Бытия буквально).

Впрочем! Есть масса и других истолкований и объяснений у Отцов Церкви. И они отнюдь не противоречат, друг другу, но дополняют одно другое.
Главное видеть в Боге Создателя всех видов материи и духовных начал!

Мне представляется что тема исчерпана.
Жду новых вопросов...
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху