Я так думаю, что поскольку "свято место пусто не бывает", то если это "место" не используется для добра, то эта пустота, не-делание добра приносит НЕдобрый результат. Голодная смерть сама по себе не зло, как и всякая смерть, это часть нашего биологического существования. Но именно голодная смерть (а не естественная от старости или болезней) является результатом поступков людей, например - равнодушия. Вот он в темнице, а рядом ходит надзиратель. Если начальнику тюрьмы или надзирателю всё равно, что с этим человеком будет, они равнодушны к нему, то он может умереть от голода, холода, болезней (если и врач не приходит). Чтобы он не умер от этого всего надо помнить, что он тоже человек и стараться обеспечить ему нормальное существование - с кормёжкой и мед. помощью, а может и беседами, пусканием священника/раввина/муллы, свидания с родственниками, возможно, какие-то поручения, работы внутри тюрьмы (например, мой знакомый, сейчас сидящий в тюрьме, работает там библиотекарем). Если смотрели "Побег из Шоушенка", то там тоже есть библиотекарь, очень хорошая должность. А если кинуть в яму и наплевать на человека, конечно он умрёт.
Поэтому или добро - или отсутствие его.
Кроме того, думаю, что (возможно я об этом уже писала) если человек упорно выбирает либо не-делание добра (например, соглашается на сомнительные предложения), то со временем это может его поработить и он уже станет реальным источником зла. Такого, сконцентрированного. То есть равнодушие или эгоизм или ещё что-то подобное со временем превращается в зло, которое владеет человеком.
В общем, если человек выбирает солнечную сторону дороги и шагает по сухой дороге, он не попадёт в грязную лужу. Но существование Солнца не зависит от наличия на этой дороге луж. А вот лужи зависят - например, асфальт может провалиться, и всем на это будет наплевать, и возникнет лужа, в которой можно и ботинок намочить, и ногу сломать. Или солнечный свет туда не проникает и всё гниёт - и опять же никто не предпринимает никаких шагов для изменения ситуации. Но Солнце от этих луж и грязи не зависят. А вот лужи зависят от существования или не существования Солнца.
Есть религии и философские взгляды, в которых одно без другого не может, мир представляется как вечная битва добра и зла. Они очень логичны. Как, собственно, я и написала в той школьной работе. Но с тех пор я узнала о христианском взгляде на это, и он мне показался ещё более разумным.
Естественно, в христианстве есть представление о бесах, которые пытаются внедриться в человека, управлять его поведением, мыслями и причинить вред и ему и другим людям через него. И бесы существуют, я с ними встречалась до своего крещения, и не только я. Но дело в том, что они не могут влиять на человека, если он им этого не позволит. Сфера христианского учения о том, как не допускать этого, а наоборот - идти к Богу, - называется аскетика (в переводе - "упражнение"). Такая гигиена - отслеживание своих мыслей и чувств, анализ их и работа с ними.
Если Вас интересует, не являются ли бесы и сатана "злым началом" во Вселенной - нет, они не являются никаким "началом", они были сотворены Богом и вначале были ангелами - но затем отпали от Него по своей воле. А после этого они уже не могут вернуться к Нему, так как сами изменились. помните Горлума во "Властелине колец"? Его страсть к обладанию Кольцом власти привела его к безумию, и он уже не мог стать прежним нормальным хоббитом. Так и тут.
Так что они - никакое не "изначальное зло", сражающееся с добром. Если (предположим непредположимое) исчезнет Любовь и Добро (которое и есть Бог), то исчезнут и бесы, и лужи и вообще весь мир с его и добром, и злом.
К другим участникам: если я что не так написала, поправьте, потому что я пишу почти целиком из своих размышлений и немногого опыта взаимодействия с тем самым концентрированным злом.