Работа над собой

Святая Русь
Православный христианин
Читая книжку светского психотерапевта Владимира Леви, нашел вот что:
он рекомендует ставить перед собой задачу, а потом достигать ее с мпомощью аутотренинга. Цитата:
«Мои внутренние враги – это:
1. Вялость, лень, инерция, трудность включения и переключения; постоянное сопротивление необходимому; всегда ищу и нахожу поводы для откладывания.
2. Неуверенность в общении, боязнь неловкости, нелепости, насмешек, осуждения, отсюда – и недостаток решительности, и чрезмерная резкость.
3. Постоянное внутреннее «пережевывание» всего плохого, тревожность, какая-то беспредметная озабоченность, из-за этого бывает трудно уснуть.
Это еще не все, но, пожалуй, главное на данный момент. А вот «я-проект», который я хотел бы осуществить как можно быстрее с помощью аутотренинга:
1. В работе рефлексы: «надо-делаю», «кончил-выключился», бодрость, легкость, четкость.
2. В общении – непринужденная уверенность, спокойная доброжелательность.
3. Наедине с собой: оптимизм, собранность.

Что предлагает православная психотерапия вместо аутотренинга, чтобы достичь поставленные задачи? Я тоже хотел бы быстро переключаться, быть спокойным в общении, а также обладать оптимизмом и собранностью.
 
Добрый день Валерий! В свое время я тоже читала книги Леви. Все это довольно привлекательно.
"Читая книжку светского психотерапевта Владимира Леви, нашел вот что:
он рекомендует ставить перед собой задачу, а потом достигать ее с мпомощью аутотренинга. Цитата:
«Мои внутренние враги – это:
1. Вялость, лень, инерция, трудность включения и переключения; постоянное сопротивление необходимому; всегда ищу и нахожу поводы для откладывания.
2. Неуверенность в общении, боязнь неловкости, нелепости, насмешек, осуждения, отсюда – и недостаток решительности, и чрезмерная резкость.
3. Постоянное внутреннее «пережевывание» всего плохого, тревожность, какая-то беспредметная озабоченность, из-за этого бывает трудно уснуть".[/I]
То что Леви перечисляет, как внутренних врагов - все это так и есть. Все это нам мешает жить. И лень, и отсутствие внимания, и погруженность в себя, в свое эго - это все состояния ветхого человека. Мысленное "пережевывание" всего плохого - это наше стрстное состояние. Но мы так к этому привыкли, так сжились с этим, что это уже считается норма. В принципе, это обычное невротическое состояние человека. В нем пребывет большая часть людей.
"А вот «я-проект», который я хотел бы осуществить как можно быстрее с помощью аутотренинга:
1. В работе рефлексы: «надо-делаю», «кончил-выключился», бодрость, легкость, четкость.
2. В общении – непринужденная уверенность, спокойная доброжелательность.
3. Наедине с собой: оптимизм, собранность".
Все это тоже достойные цели. Многие бы хотели получать такие результаты. Но тут начинается принципиальное различие православного подхода и аутотренинга.
Аутотрениг в своем названии уже содержит понятие, что усилия в этом процессе мы прилагаем сами. И на себя опираемся. Результаты будут. Но только в той мере, в какой Господь это попустит. Человек страстный и гордый может этим заниматься годами и с очень незначительными результатами.
В христианстве же, работу над собой мы осуществляем не сами. С нами Бог.
Мы прекрасно осознаем свою немощь. Процесс духовного исцеления идет постепенно совместно с процессом покаяния, с процессом самопознания.
При этом мы постепенно освобождаемся от своего прошлого. Оно перестает нас беспокоить. Мы знаем, что сейчас бы мы не совершили тех грехов. Перестает нас тревожить и неопределенность нашего будущего. Ведь совместно с процессом покаяния растет доверие Богу. Таким образом приходит момент, когда наше эго перестает занимать так много пространства в нашей жизни. Мы становимся более открытыми, внутренне свободными, радостными. Приобретаем способность жить в настоящем моменте - здесь и сейчас.
Если нет покаяния - не будет сердце очищаться пространства для благодати. А ведь именно Господь нас делает спокойными в общении, радостными, собранными. Сейчас я говорю о глубинных изменениях, о таком состоянии к которому приходят люди реально освобождаясь от своих страстей. Тогда и в неожиданной ситуации и в ситуации стресса, и в тяжелых жизненных ситуациях можно сохранять покой, потому что и тогда ощущения Бога внутри себя остается.
Самая наша большая беда - это наше гипертрофированное эго.
Самая основная страсть - гордыня.
Если начнете в себе это замечать, исповедовать - вот начало изменений.
 
Святая Русь
Православный христианин
Добрый день, Марина!
Спасибо за ответ.
Значит, главное в борьбе с недостатками - это их замечать и говорить на исповеди. А добрые качества просить у Бога. Я правильно понял?
 
Процесс покаяния на самом деле - это Путь. Это процесс глубокой трансформации сознания в сторону большей осознанности, собранности, концентрации мышления, ощущения внутри себя присутствия благодати, тишины, мира, любви.
"Говорить на исповеди" свои грехи - это может быть лишь частью этого процесса.
Дело в том, что мы просто так усилием нашей личной воли не освободимся от своих страстей, от своего "ветхого человека". Он должен умереть. Эго наше, если так можно выразиться, "умирает очень болезненно". Это связано часто с сильной внутренней болью, с душевными страданиями.
Наша задача дать свое согласие на это страдание, на эту боль. Не прятаться от нее, пройти сквозь эти переживания. Это своего рода некая ломка, на которую мы должны согласиться. Как соглашается наркоман, который хочет освободиться от наркотиков, так мы, обычные люди, желающие обрести в сердце Бога, должны пройти осознанно и мужественно через процесс умирания своего эго.
В реальности, человек редко на это решается. Он прибегает к различным стимулятором, чтобы избежать этой боли и процесс пробуждения нового человека все время тормозиться.
Человек как бы застревает в своем невротическом состоянии.
Иногда приспосабливается к этому, особенно если оно не очень беспокоит. Он даже может в церкви "укрыться", спрятаться за обряды.
Но без глубокого истинного покаяния ничего не получится. Ничего не получится, если не будет идти процесс во выстраиванию личных отношений с Богом. Это я о состоянии молитвы, внутренней тишины, покоя.
Без этого, все будет очень походить на процесс ремонта старого дома, когда мы просто время от времени переклеиваем новые обои на ветхие стены. Дом-то все равно гнилой, и на гнилом фундаменте стоит. Может быть стоит начать с того, что разобрать этот дом. Вывезти из него весь мусор без сожаления. И уже выстраивать здание на новом крепком фундаменте. А фундамент этот - Христос.
 
Святая Русь
Православный христианин
Марина, я сейчас чувствую себя как Никодим, говоривший: "Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?"
Так и я не понимаю как это покаяние должно выглядеть на практике.
С аутотренингом понятнее: надо расслабиться хорошо и в таком полусонном состоянии говорить себе правильные вещи, стараясь это прочувствовать.
А тут что-то неудобовразумительное для меня... :( Что конкретно надо делать, чтобы покаяться? Делать противоположное тому, что требуют недостатки (страсти)?
 
Думаю, что и покаяние, от нас тоже не зависит. В какой-то момент Господь создаст или внешние условия жизни, или внутренние состояния, которые пробудят в нас покаяние.
На самом деле, мы говорим уже о духовных вещах. Я всего лишь психолог....
По поводу покаяния очень много достойной литературы. Ищите. Спрашивайте своего священника на исповеди.
Есть вещи, которые не вмещают в себя слова. Это по-настоящему дается только в опыте проживания.
И вопрос может звучать не так: "что конкретно надо делать, чтобы покаяться?"
А, к примеру, так:"Каким я должен стать, чтобы Господь даровал мне возможность покаяния?". Я не знаю, я всего лишь предполагаю...
Может быть, стоит читать еждневно? Может быть пожить неделю в монастыре, потрудиться...
А может быть начинать делать "противоположное" тому, что вы до сих пор делали...
Учитесь слышать голос своего пробуждающегося духа. Понятно, что в состоянии суеты и страстности его различить непросто.
Но, если задача поставлена, и вы серьезно намерены ее достичь, то Господь откликнется. Кстати, Леви тоже рекомендует ставить задачи.
 
Валерий, хочу добавить, что работа над собой начинается с честного взгляда внутрь себя. Сейчас я о том, что мы на самом деле себя очень плохо знаем. Мы как бы живем на поверхности своей личности. В глубине много подавленных чувств, которые страшно выносить на "свет Божий". Мы привыкаем думать о себе именно исходя из нашего социального статуса, профессии, материального положения, пола, возраста, семейного положения....
Но этот никакого отношения не имеет к нашей духовной составляющей. Мы не знаем себя.
И вот с глубокого исследования себя может начаться процесс покаяния. И более того, познание себя, без покаяния - вещь очень опасная. Это может привести к тяжелым состояниям депрессии, суицидальным тенденциям.
Само по себе покаяние - это не только освобождение от прошлого. Это не только печаль о своих грехах, но это и всегда радость от того, что впереди открываются новые возможности для качественно другой жизни.
Церковная Литургия дает нам эту возможность. Каждая наша исповедь и причастие продвигают нас на этом пути. И чем мы честнее и внимательнее бываем на исповеди, тем больше мы продвигаемся по пути покаяния.
 
Святая Русь
Православный христианин
Спасибо, Марина, за ответ. Но ведь покаяние - это дело всей жизни. А тут, например, для выполнения своих професстональных задач надо стать собранней, внимательней, энергичнее, бодрее, избавится от инерции и т.п. Никто же на работе не будет терпеть человека, который из-за душевных переживаний валит общее дело (даже если он объяснит, что это он так кается и у него "ломка", только православие опозорит ИМХО).

"Само по себе покаяние - это не только освобождение от прошлого. Это не только печаль о своих грехах, но это и всегда радость от того, что впереди открываются новые возможности для качественно другой жизни." - пишете Вы, согласен, что такой способ покаяния будет для других более приемлемым. Во всяком случае радующегося человека лучше воспримут окружающие, чем того, у кого такая ломка, что общее дело валит.

Т.е. я так понял, что надо просить у Бога покаяния, а потом благодушно терпеть все, что Бог пошлет? Но на это снова таки могут уйти долгие годы. А измениться надо побыстрее в "производственных целях".
 
Православный христианин
А тут, например, для выполнения своих професстональных задач надо стать собранней, внимательней, энергичнее, бодрее, избавится от инерции и т.п. Никто же на работе не будет терпеть человека, который из-за душевных переживаний валит общее дело (даже если он объяснит, что это он так кается и у него "ломка", только православие опозорит ИМХО).
Производственные задачи - это хлеб наш насущный, то есть кесарево... кесарю отдадим кесарево, то есть приходим на работу и отрабатываем по совести в ту силу какая у нас имеется рабочий день. Мы устроившись на работу подписавши трудовой договор -тем самым дали слово (обет) и обязаны его качественно исполнять. Можно так сказать, что мы продали свое время, свои способности, свой талант и другие качества, которые необходимы работодателю за заработную плату. Кесарево - кесарю. Аутотреннинг??? Что он дает? Не лучше ли воспользоваться советом св. Отцев и перед каждым делом призвать помощь Божью, то есть помолиться???
 
Молитва действительно нас внутренне собирает. И есть специальные молитвы, которыми принято начинать каждое дело.
Самая распространенная из них - это молитва Святому Духу, которая начинается словами: "Царю Небесный Утешителю"...
 
Сверху