Психоанализ

  • Автор темы Незарегистрированный
  • Дата начала
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Н

Незарегистрированный

Guest
Скажите, пожалуйста, может ли помочь православному человеку психоанализ? И может ли навредить, ещё больше разбаллансировав психику?
 
Психоанализ возник в 20-м веке. Само слово психоанализ подразумевает анализ психики. Кажется в этом нет ничего плохого. Ведь святые отцы призывая нас к самопознанию, говорят о том, что самопознание есть наука из наук.
Действительно, разобраться в себе, понять себя очень важно.
Однако, как показывает опыт, люди прошедшие психоанализ далеко не всегда "познав себя" приходят в состояние внутреннего мира и спокойствия. Известны случаи суицида после плохо проведенного психоанализа.
Тут дело в том, что познавать себя без помощи Бога довольно опасная вещь.
Классический психоанализ основан на том, чтобы анализировать мысли, образы, воспоминания.... Как мы знаем, духовная сфера человека наполнена и помыслами идущими от темных сил.
Как мне сейчас представляется, при психоанализе уделяется этим помыслам незаслуженно много времени и внимания, что может привести к сочетанию с ними. Человек не в состоянии с ними справиться своими силами. Психоаналитик теряется в этой ситуации. Психоанализ может прерваться на стадии, когда человек узнает о себе очень много негативного. Но что с этим дальше делать?
Знаю ряд случаев, когда после проведенного психоанализа у человека менялось отношение к собственным родителям в худшую сторону, вплоть до ненависти.
Психоаналитик смело брался анализировать так называемые детские травмы. (Понятно, что детские переживания часто связаны с родителями). Но его совершенно не интересовали вопросы примирения, прощения...
Анализ психики подразумевает, что после этого должен произойти процесс ее интеграции, то есть собирание в целостную структуру - процесс исцеления. Основоположник психоанализа был человеком далеким от Церкви. И ее таинства такие, как исповедь, причастие, покаяние были ему неизвестны и непонятны. А без этого истинного исцеления не происходит. Ведь исцеление нашей психики, которая нарушилась в своей целостности после акта грехопадения, совершается Духом Святым.
З.Фрейд видел многие проблемы человека в том, что блокируется сексуальная сфера. И выход из невротического состояния предполагался в раскрепощении сексуальности. При этом совсем не учитывалось, что человек - существо духовное. И гораздо больший вред человек получает, когда он "блокирует" свою духовность, не позволяет ей развиваться.
Психоанализ имеет много разных ответвлений. Ученики З.Фрейда со временем стали создавать свои школы. Из тех психоаналитиков, кто как мне кажется, больше всего заслуживает внимание, я бы посоветовала почитать Карен Хорни.
Не смотря на все то, что было написано выше, психоанализ дал нам много полезных понятий и "инструментов" для работы. Такие важные понятия как детские травмы, психологические защиты, подавление, вытеснение, понятие переноса.... Все это существует в процессе психотерапевтической практики. И мы должны уметь этим пользоваться. Но очень важно верно давать оценку происходящим внутри человека процессам, верно интерпретировать его состояния и переживания. Понятно, что человек стоящий на материалистической позиции и человек, имеющий христианское мировоззрение, будет относиться к своему клиенту по-разному. От этого зависит и решение проблемы.
Ниже я даю ссылку на статью, где говориться о важности выстраивания христианского мировоззрения при работе с клиентом.
В ней дается подробное описание случая из психотерапевтической практики. В том числе там есть и о том, как нам совместно с клиенткой приходилось преодолевать последствия психоаналитического подхода.
Кому интересно подробнее, можно почитать: http://azbyka.org/dictionary/15/psihologija-all.shtml
 
Марина, подскажите, как можно отойти от психоанализа? Я сам понял, что ничего хорошего в этом нет. Да, понятно, что в детстве что-то недодали, но это не означает, что нужно потерять любовь и прощение к своему ближнему...хоть и тяжело.
 
Олег, я не думаю, что от психоанализа, как от процесса самопознания, надо отходить. Нет, самопознанием необходимо заниматься. И если Вы будете это делать в рамках церкви, то это принесет определенные духовные плоды. Ведь когда вы готовитесь к исповеди, вы именно занимаетесь самопознанием. Вы анализируете себя, свои поступки, свои мысли и чувства. И вы несете все это открывшееся вам негативное знание о себе на исповедь Богу. Вы через священнослужителя получаете прощение, отпущение своих грехов.
Вы допускаетесь к причастию.
Постепенно ваша внутренняя жизнь налаживается. Уходят обиды, гнев, раздражение и многое другое...
В сердце начинает "возрастать благодать"...
 
Православный христианин
выстраивания христианского мировоззрения

Статья хорошая. Интересует этот процесс хождения человека по кругу.
Человек поглощен своими проблемами, мыслями, не видит выхода и прокручивает в себе одно и тоже, как заезженную кинопленку. В статье написано, что выходом из такой ситуации является покаяние. Только покаяяние разрывает кольцо однотипных суждений, освобождает ум от помраченного состояния. Тогда человек испытывает облегчение, освобождение.. вырывается из плена мыслей.
Вот вопрос - в Вашей работе бывали ли случаи, когда не происходило покаяния. То есть человек доходит до этой точки, и не делает этого шага к покаянию, как бы сворачивает в сторону. И снова и снова начинается то же самое, те же самые мысли, рассуждения, тот же самый бег по кругу?
 
оренбург
Православный христианин
Скажите, пожалуйста, может ли помочь православному человеку психоанализ? И может ли навредить, ещё больше разбаллансировав психику?
Может помочь, как всё в этом мире, но лишь на определённой ступени развития личности. Оставаться же, более потребного, в мире психоанализа непременно навредит. Нужно всегда помнить что ВСЁ, кроме самой истины, может иметь только временный положительный результат. А вот истина, при искреннем к ней обращении, всегда имеет положительный результат, она и спасает человека от всего(греха, страстей, прихотей... и даже от сего лукавого века).
 
Отвечаю Ирине: Вы спрашиваете, были ли случаи, когда не происходит покаяния?
Да, были. В этом случае, человек просто оставляет психотерапию. Она (терапия) как бы заставляет его глубже заглядывать в себя, соприкасаться с собой. И если не происходит покаяния, то этот процесс прерывается. Человек укрепляется в обидах, в обвинении окружающих людей и обстоятельств, в потакании своим страстям, в оправдании себя.
Это было в начале моей практики. Сейчас, когда я берусь за терапию человека, мы всегда оговариваем, что это довольно длительный процесс, иногда болезненный, что должна быть решимость со стороны клиента продолжать, даже если временами он будет испытывать негативные ощущения. Предупреждаю, что это процесс не ровный. Что обязательно будут возникать рецидивы (спады). Но все зависит от его мужественного намерения пройти этот путь. И всегда оговариваю, что этот путь мы проходим втроем: он, я и Господь. Иначе я просто не берусь работать. Ведь от человека требуется его стопроцентное участие в своем исцелении.
Что касается самого процесса покаяния, то он тоже совершается как бы по спирали. Мы можем к нему возвращаться через какое-то время в процессе работы. (А в некоторых случаях делаем это очень часто). И всегда это будет более глубокий уровень. (Когда я говорю о покаянии, я имею ввиду не только покаяние его в храме, но и сам процесс метанойи - изменения сознания). Ведь психотерапевтический процесс способствует развитию степени осознанности клиента, все большему принятию его ответственности за события своей жизни на себя. Но чтобы это произошло или начало происходить, необходимо чтобы внутри человека сформировались какие-то психические структуры, которые способствуют этом процессу. Здесь можно говорить и о доверии, о принятии.... Поскольку я психотерапевт православный в нашей психотерапевтической практике мы касаемся не только отношений с собой и с миром, с окружающими нас людьми, но и отношений с Богом. И именно это, как мне кажется помогает нам решать такие задачи, которые обычным психотерапевтам не по силам. Я глубоко уверена, что тот случай, который описан в этой статье, да и ряд случаев из другой статьи не были бы по силам терапевту другого направления. Человек просто бы стал пациентом психиатрической больницы. Ведь соблазн перейти на лекарства очень велик, когда испытываешь тяжелые внутренние состояния и нет никакой альтернативы.
У нас она есть. Это наша вера.
Могу согласиться и с Дмитрием в том, что есть в психоанализе положительное. Меня психоанализ обучал самонаблюдению, самопознанию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями своей жизни.
Когда позже, я стала интересоваться святоотеческой аскетикой, то поняла, что там это все есть. И в таком объеме, что никакой психоанализ близко рядом с этим не стоит.
Да,нам надо умело отделять "зерна от плевел", а неискушенному человеку в этом вопросе бывает очень трудно разобраться.
 
Православный христианин
Меня психоанализ обучал самонаблюдению, самопознанию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями своей жизни.
Причинно- следственные связи. Нам их трудно проследить, вопрос, всегда ли необходимо это делать? Например, у каждого человека бывают стрессы, неприятности, скорби, болезни.
Что обязательно будут возникать рецидивы (спады).
Что значит рецидивы? Это значит, что когда с нами случается беда, мы как-то не так реагируем? Мы не можем в своем мировоззрении найти ответов на вопросы, мы ищем причинноследственные связи, и если не находим, то не можем покаяться... не понимаем, и говорим: ЗА ЧТО?
Ведь психотерапевтический процесс способствует развитию степени осознанности клиента, все большему принятию его ответственности за события своей жизни на себя.
Марина, психотерапевтический процесс способствует развитию ответственности за события своей жизни на себя, но ведь не будет красной дорожки усеянной цветами. Надеяться, что вот ты болел и станешь здоров, и все в твоей жизни изменится к лучшему... Таким образом клиент, конечно, же хватается за спасительную православную психологию. Поначалу идут улучшения в здоровье, немного выравнивается мировоззрение, мы получаем некоторый мир в душе. Православие - это труд, труд души, большей частью на пути терния и вочцы. Когда надо взять крест свой и следовать, когда надо приготовиться терпеть, вместо оправдания обвинить себя, вместо ропота, сказать - благодарю Господи за те скорби, болезни, неприятности, которые посылаешь мне. А мы скорбей не хотим, мы не хотим новых болезней, не хотим несчастий, не хотим неприятностей с родными, близкими, не хотим проблем на работе, дома с родственниками.. Мы хотим тихой, мирной, безмятежной жизни здесь, сейчас, на земле... Не наступим ли мы снова на те же грабли? Если дом наш на песке, то первая же буря смоет его. Песком здесь можно назвать именно тот мотив, когда клиент обращается к психологу за помощью в решении своей проблемы. А чаще всего обращаются ведь для решения земных и только земных проблем. Понимаете, Марина, все таки психология призвана решать проблемы этой жизни. Вы как психолог можете решить эти проблемы, но .... строить на этом фундаменте православное мировоззрение? Да, несчастья, скорби, болезни, неприятности - это та причина, по которой мы ищем ответы на вопросы, по которой мы обращаемся к Богу. Действительно это может быть стартовой позицией.
И вот все думаю, если использовать православие как некую панацею от жизненных невзгод, болезней, стрессов.... то, что получим?
Возможно у Вас есть ответы на эти размышления?
От психологии остается совсем мало. Не случится ли так, что православная аскетика вытеснит психологию, а Вы из отношений психолог - клиент переквалифицируетесь в отношения "духовник" - "чадо"?
 
Ирина, добрый день!
Такие или похожие вопросы я задавала и продолжаю задавать себе. Для меня это тоже очень важно.
В свое время я пережила профессиональный кризис. Вплоть до того, что хотела уйти из профессии. И не только хотела, а я стала делать попытку заниматься другими вещами.
Но странным образом, "все двери" передо мной закрывались.
Думаю, что не случайно я осталась в профессии. Но для этого надо было много пережить и осмыслить. Об этом "осмыслении" написана статья "Очерки православной психотерапии" http://azbyka.org/tserkov/duhovnaya_zhizn/psihologiya/..
Осмысление своей деятельности продолжается. Продолжается поиск форм и методов работы, одновременно, как и укрепляется моя жизнь в Церкви.
Ведь кроме того, что я психолог, я еще и человек верующий, с вполне определенной осмысленной жизненной позицией, базирующейся на христианском мировоззрении. И этого у меня никто не отнимет и не запретит. И если, я как православный верующий человек вижу возникновение проблемы не так, как допустим видит психолог, стоящий на позиции фрейдизма, или не так как видит врач-психиатр, стоящий на позиции материализма, то я и работаю иначе.Своими вопросами я помогаю человеку взглянуть на него и происходящие с ним события в другом ракурсе. Это совсем не значит, что о своей позиции везде и постоянно заявляю вслух. Это скорее означает, что она во мне присутствует вполне осознанно, не случайно.
Понятно, что здесь, на форуме это не может называться ни психотерапией, ни психологическим консультированием. А именно как ответы на вопросы. И прежде, чем согласиться на такую форму работы, я сомневалась, а допустимо ли это вообще?
Но решение было принято. В начале всех вопросов стоит статья как раз о том, что не все проблемы решаются как вопрос-ответ. И что формат форума не подменяет собой живого общения со специалистом.
Я могу не говорить о своей вере, но я не могу отделить ни свою жизнь, ни свою работу от этого.
Да, для меня - православная вера - это самое главное приобретение в жизни. И в тоже время есть большой опыт психологической работы.
Напрасно, вы думаете, что в работе с клиентом, я занимаюсь катехизацией.
Однако, часто бывает, что человек называет себя верующим, годами ходит в храм, ставит свечи, но совершенно не имеет никакого представления о внутренней работе, о том, что необходимо узнать себя. Он не понимает своих внутренних состояний. Он обвиняет окружающих, обстоятельства ....(не понимая при этом, что источник проблемы в нем самом) События своей жизни он воспринимает фрагментарно, не видит что те проблемы, которые возникли с ним сейчас - это следствие. Вы спрашиваете: всегда ли это надо? Конечно, это надо не всегда. Но если есть глубокие проблемы и есть твердое желание разрешить их, то психотерапевтический процесс занимает довольно много времени.
Я уже говорила, что одним из условий ставлю - посещение храма: систематично исповедоваться и причащаться.
Что касается отношений духовник-чадо. Эти отношения подразумевают назидание, давание советов, указывание на ошибки. Требование послушания.
Психолог старается этого избегать. Это будет говорить о его непрофессионализме.
Возможно, в чем-то есть общее. Но это в принципе, свойственно психотерапии. (Психо-терапия - лечение души). Ведь она, по большому счету возникла, как некий суррогатный заменитель в то время, когда стала иссякать вера, когда человек своим разумом и рациональным мышление выстроил стену между собой и Богом.
Ну и сразу хочу вас успокоить, что я не беру того, что не по силам. В сложных случаях советуюсь со священником. Иногда отхожу в сторону, хотя каждый раз бывает ощущение, что можно было бы что-то сделать еще. (Признаюсь, что я должна избавляться от этого чувства).
Я действительно, как психолог не в состоянии решить многие проблемы клиента, но работая с ним, нам вместе удается найти способы принять то, что он не в состоянии изменить. И именно здесь, я возможно, иду дальше, чем просто психолог, а уже как православный психолог.
В той статье, которую Вы прочитали, описана такая работа. Пришло время, я отхожу в сторону, но человек остается не один. Он остается в Церкви.
Про рецидивы тоже в той статье подробно написано.
Удалось ли мне Вам ответить? Если нет, то можно еще прояснить.
Однако, психотерапия - это вещь конкретная. И лучше, если вы зададите вопрос, который касается лично вас.
 
Православный христианин
Спасибо Марина. Ответить удалось.
И лучше, если вы зададите вопрос, который касается лично вас.
Значит есть такой вопрос, только необходимо правильно его сформулировать.
Можно подумаю, и задам позже :)
 
Православный христианин
Такие «жертвоприношения» довольно часто вскрываются при работе с особенностями зависимых состояний, характерных именно для женщин.
Сразу оговорюсь, что таких отчаяных жертвоприношений как у Кати у меня не было. Однако присутствует в этом ее поступке некоторое сходство. Формулировать вопрос довольно сложно, но попробую.
1) Можно ли рассматривать качество "жертвенности" Кати (хотя и со знаком минус) как некоторое свойство души к самоотречению?
2) Помните юношу, который исполнил закон от юности и которому Иисус Христос сказал продать имение, раздать нищим и идти за ним. Юноша огорчился и отошел. То есть не смог принести в жертву свое благополучие.
3) Или вспомним рыбаков, которым Он сказал, следуйте за Мной, и они оставив отца своего тут же без сомнений последовали за ним. Была тут жертвенность, было тут жертвоприношение себя.
4) Можно так же сказать уверенно, что Иисус Христос принес добровольную жертву.
Вот Катерина сделала подобный безумный шаг жертвоприношения со знаком минус и сильно пострадало ее здоровье и психика, но.... теперь у нее есть возможность сделать этот шаг со знаком плюс, ради Христа!!! Отречься себя, продать имение, бросить все и последовать за Ним.
А я такая осторожная, "разумная", "правильная"....
и как сделать этот шаг: отвергнись себя, или кто свою душу сбережет погубит ю???
Марина, задаю Вам этот вопрос, так как Вы можете посмотреть с двух точек видения. 1) Жертвенность - только ли у женщин? Хотя не спорю, что у женщин это сильнее проявляется (влечение твое у к мужу твоему).
2) Жертвенность или отречение себя - безумие с точки зрения мира. Но Вы знаете, что хочешь быть мудрым пред Богом, то стань безумным в этом мире.
Простите, может вопрос задан сумбурно, остальное будем уточнять по ходу.
 
По-моему, есть очень большая разница в той жертве, о которой говориться в моей статье "О выстраивании христианского мировоззрения"... и жертвой ради Христа.
Катя стала наркоманкой влюбившись в наркомана. Она исходя из каких-то иррациональных рассуждений решила, что если она станет колоться, тогда Максим видя это, уже ради нее, откажется от героина. В этом есть какой-то тонкий расчет, если так можно выразиться, манипуляция, и за этим стоит прежде всего самолюбие Кати. Что это произойдет ради нее, ради ее любви.
Понятно, что Максим - не Христос. И любовь их - это любовь - плотская, душевная, страстная. И, если так можно выразиться, то такая жертва оказалась "не угодна Богу".
Она привела к тому, что к чему и должна привести. Разрушаться стали оба и Максим и она. Эта жертва - замешанная на гордыне (пусть тогда она ни за что бы с этим не могла согласиться), на своем тщеславном "образе спасительницы". Через какое-то время, она поняла это. Поняла разницу.
И такая жертвенность - связанная со страстями (тут ведь было желание привязать к себе человека, испытать некое чувство превосходства над ним, спасая его) она какая-то совсем не христианская. Вот только различить эти чувства и понять удается не сразу. Думаю, что многим женщинам свойственно путать отношения с Христом и страстную привязанность к мужчине. Это такое ветхозаветное в нас плохо осознанное влечение, которое приводит ко многим проблемам в отношениях. (Возможно, это как некий этап развития женской души).
И пока женщина не разберется в себе до конца именно в своих страстных влечениях (где основными мотивами будет: владеть, иметь, использовать, принадлежать, получать в замен), у нее будут трудности во взаимоотношениях и с мужем и с сыновьями.
Нельзя подменять отношения с Христом на отношения с мужчиной.
Как мне кажется, все начинает вставать на свои места ,если верно выстраивается иерархия. Без отношений с Богом, не может быть настоящих глубоких и близких отношений с мужем и не может быть правильных отношений с детьми. И те и другие отношения уже начинают наполняться другим содержанием. В них становиться все меньше эгоизма и желания привязать к себе. А все больше уважения к личности мужчины и ребенка, а значит, больше свободы и радости.
И суть, как мне кажется в том, что сердце, наполненное любовью к Богу, только тогда может любить человека, и только тогда в состоянии преодолеть все искушения, которыми сопровождается земная плотская любовь. (Иначе это будет всегда страстность, привязанность, эгоизм, ревность, манипуляции и так далее по списку страстей).
Для начала, важно хотя бы это понять. А процесс этой трансформации совершается постепенно.
Женщине дана эта удивительная возможность уметь любить, эта ее способность к жертвенности, думаю больше, чем мужчине. Просто в силу ее природы. Ей ведь предопределено стать матерью.
Но надо уметь верно расставлять акценты и вырастать из понятия ветхозаветной жертвы и приближаться к евангельскому. (Самым высоким в этом плане примером для нас может служить Богородица. Ее отношения с Сыном и к Сыну).
Думаю, не менее важно еще разобраться в проблеме самоуважения к себе. (Тут не надо путать с гордыней)
И никто за нас самих эту работу не проделает.
 
Православный христианин
Значит, мое сегодняшнее понимание Евангельского отречения себя, строится на основе собственного представления, которое замешано на гордыне и тщеславии. Другого пока не имею. И надо от этого представления отказаться, признать его ложным.
Подумаю...
 
Ирина, нам необходимо честно (с той степень честности, на которую мы способны в данный момент) исследовать внутренние мотивы своих поступков.
Мотив - это то, чем руководствуется наше сердце.
Трудность в том, что наша деятельность, наши поступки полимотивационны (за поступком стоит не один мотив, это смесь многих противоположных чувств, смесь намерений). И связано это с неочищенностью нашего сердца от страстей. И вот разобраться с этим бывает довольно трудно.
У меня был ответ на вопрос о психологических защитах. Это своего рода некие интеллектуальные увертки, которыми мы хотим сохранить свое представление о себе, как о хорошем человеке. У православных людей психологические защиты бывают еще более хитрыми и увертливыми. (При условии, что не ведется серьезной и систематичной внутренней работы по познанию себя и исцелению себя от страстей).
И тогда мы видим в церкви некий вариант "православного фарисея". Это тоже серьезная проблема, которая требует специального честного разговора.
Психологические защиты (некие шоры на сердце, или лукавство, если хотите) начинают постепенно спадать, но это происходит не сразу. Это возможно одновременно, когда внутри образовались "определенные психические возможности" для того, чтобы этот процесс произошел.
Поэтому работа по преодолению психологических защит иногда бывает довольно длительным процессом. И смысл ее - привести человека к "самому себе", к принятию себя реального, без какого-то ложного о себе мнения.
 
Православный христианин
Нужны еще уточнения

У меня был ответ на вопрос о психологических защитах. Это своего рода некие интеллектуальные увертки, которыми мы хотим сохранить свое представление о себе, как о хорошем человеке. У православных людей психологические защиты бывают еще более хитрыми и увертливыми.
Вот мы часто говорим слово -гордыня. Определение этому термину дать сложно. Говорим, что это корень всех страстей... Рассматривая гордыню как корень, потом из этого корня вырастают три ствола ССС (славолюбие, сребролюбие, сластолюбие) и по разнообразному заплетенная куча веточек и листочков - и все это составляет нашу личность ветхого человека. Если подрубить нас сразу под корень, то и от нашей личности ничего не останется. Поэтому наверно даже прежде покаяния (изменения ума) рядом встает Христос (Любовь). Таким образом когда происходит покаяние идет отказ от части себя ( отречься). Усыхают стволы, опадают листочки, потом и может и корень отгниет... то есть разрушается ветхий человек, а новый человек из семени растет...Интелектуальные увертки - это некое представление нас о самих себе. Мы сами себе воображаем нового человека, особенно, если хоть что-то делаем, внутреннюю работу подменяем внешней обрядовостью. И тогда на том же самом корне - гордыни, питаются еще большими соками наши толстенные стволы ССС, распускаются еще более хитроумные листочки и молодые пагоны. И такой православный, что не подкопаешься ни с какой стороны.
Теоретически -это понимаю. Вы пишите, что процесс этой трансформации совершается постепенно. То есть Евангельское отречение себя - это не некий одноразовый акт (продал имение и раздал нищим), а постепенный длительный процесс ( то есть распродажа каждый день по чуть чуть)?
 
Ирина, вы предлагаете уже философски осмыслить понятие личности в христинастве.
Это довольно сложный вопрос.
Этим вопросом занимались Георгий Васильевич Флоровский, греческие богословы Христос Яннарас, Иоанн Зизилуиус...
Сейчас тема личности часто поднимается на христианских психологических конференциях.
Отречение от себя, как акт воли или намерение, думаю может быть принят один и раз в жизни. Но сам процесс этот происходит постепенно. Ведь в Евангелие говориться и о домостроительстве. Вы сами упоминали, что оно должно совершаться на твердом фундаменте. Говориться и о заквашенном тесте, которое поднимается; о зерне, которое должно прорости, устоять и еще в свое время принести плод.
Личность при этом не разрушается, ни в коем случае не невилируется. Наоборот, только в христианстве человек может стать самим собой, развиться в полную свою меру, каким был задуман Богом. И это процесс динамический.
Вот если коротко.
Гордыня же, тормозит этот процесс, а иногда поворачивает его вспять. Гордыня - это не личность.
 
Православный христианин
Гордыня - это не личность.
Да, здесь моя ошибка. Гордыня не личность, а определить личность не удастся. Да будут домыслы, аналогии, споры на психологических и философских конференциях, но самое лучшее понимание в православии... Для понимания возможно подойдет аналогия, что гордыня паразитирует на нашей личности? Потерпите Марина, хочется разобраться в вопросе отречения, от чего именно мы отрекаемся. Человеческая природа повреждена, добро смешано со злом ( как вода с солью). Из своего нынешнего состояния мы сами отделить не можем. Поэтому отречение от себя - это не отказ только от плохого в себе (то что мы считаем плохим), но и как бы и от хорошего (опять же то что нам видится хорошим)... Вот и получается, что отречение от себя - это выбрасывать все, в надежде что Бог даст новое, чистое... Поэтому это шаг в неизвестность.
Отречение от себя, как акт воли или намерение, думаю может быть принят один и раз в жизни.
Этот волевой акт пытаюсь осмыслить ...
Мотивы разные, Вы правы, но если не принять осмысленного решения, то будут только разлагольствования, словоблудия и подобное, от которого итак страдаю
 
С тем, чтобы дать исчерпывающее определение личности - действительно очень сложно. Но думаю, для нас важно понять, что личность - это динамический процесс.
Теперь о том, от чего мы отказываемся...
Думаю, Вы верно сказали о том, что гордыня паразитирует на нашей личности.
И другие страсти тоже паразитируют. Вот, видимо, от всех этих вещей мы и отказываемся.
Душа очищается и это место заполняется благодатью. И личность в свете благодати преображается, хотя свою суть она не теряет.
Мы знаем, что все святые - они сохранили свою личность. Это совершенно разные люди, но при этом они все имеют общее: стяжали благодать Святого Духа.
Также думаю очень важно Ваше замечание, что необходимо принять осмысленное решение в плане своей веры. Вот это как раз очень четко прослеживается в процессе психотерапии. Если мы хотим исцеления, то нам надо начать отвечать на многие вопросы, связанные с мировоззрением, со смыслом жизни.
Без этого процесса - метанойи (перемены ума, изменения сознания) не произойдет покаяния, и сам процесс исцеления обязательно где-то застопориться.
Вот почему я написала эту статью о необходимости выстраивания христианского мировоззрения.
Ведь если мы живем интуицией, сердцем, то мы рискуем запутаться в наших чувствах. Кто даст гарантию, что наше, неочищенное от страстей сердце может быть критерием истины.
Также опасно жить чистым разумом. Тут я имею ввиду то, что все только рационально взвешивать и оценивать. Ум наш тоже лукав и изворотлив.
Еще важно не бояться опыта, то есть не избегать его. К любому своему жизненному опыту учиться относиться с уважением, ни в коем случае не отвергать его, а проживать осмысленно...
Возможно, я уже лишнее что-то пишу.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху