психоаналитический метод символдрама

большое мурашкино
Православный христианин
Здравствуйте, помогите пожалуйста найти ответ на важный для меня вопрос: как православная церковь относится к использованию психоаналитического метода символдрама. Заранее спасибо за ответ.
P.S. http://symboldrama.ru/category/kip_symboldrama/ ссылка для ознакомления с методом.
 
Здравствуйте Татьяна!
Готовя ответ на Ваш вопрос, я внимательно прочитала статью по символдраме.
Давайте разбираться вместе.
Если говорить коротко, то мы можем определить невротическое расстройство как внешнее выражение внутриличностного конфликта. Внешним выражением этого конфликта может быть какой-либо невротический симптом. Или же этот внутренний конфликт выражается как нарушенные межличностные отношения (отношения с окружающими нас людьми).
Обычно, хорошо осознавая свои трудности, человек ни с тем, ни с другим самостоятельно не справляется. Прилагаемые усилия не приносят желаемого результата.
Причем, это никак не связано ни с уровнем интеллекта человека, ни с его желанием «перебороть» свой симптом. Иногда наоборот, чем больше усилий человек тратит на «борьбу с неврозом», тем он больше усиливается. Это говорит о том, что подход к преодолению невротического расстройства, возможно, лежит в другой области – в духовной.
Об особенностях своего невроза Вы ничего не пишете. Хотя в данном случае это не так важно. Иногда проявления невроза очень похожи, а истоки его возникновения различны.
Можно было бы согласиться с тем, что не все невротические проявления имеют корни в сфере духовной. Есть, вероятно, и такие, происхождение которых, связано с так называемыми детскими травмами, т.е. они лежат в сфере психологической. Однако, в этом случае одной из составляющих частей работы православного психолога будет работа по прощению родителей. Другая важная часть работы, как бы странным это не показалась, это «примирение» с Богом.
Православный психолог рассматривает человека, как существо трех составное: дух, душа, тело.
Таким образом, приходится признать, что даже, если проблема невроза, очевидно, лежит в сфере психологической (душевной) – она обязательно связана и с нарушениями в духовной сфере.
И для того, чтобы было истинное глубокое исцеление, а не просто произошла трансформация невроза из одной формы в другую, в своей работе в своей работе я всегда касаюсь духовных проблем.
Теперь вернемся с символдраме.
Вот цитата из статьи из статьи:
«В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, Эриксоновского гипноза и аутотренинга».
Из нее нам становится ясно, что:
символдрама опирается на глубинный анализ Юнга.
Да, в отличие от чисто фрейдисткого подхода, Юнгианский анализ касается духовной жизни человека. Но он не опирается строго на христианское мировоззрение, и зачастую тяготеет к оккультизму.
Что же касается внушения, и гипноза – все это может привести к искажению реального восприятия себя и смысла своего невроза. Может в сторону увести от решения проблемы. Хотя при этом невроз может ослабнуть.
Вот еще цитата:
«Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию».
Согласно святоотеческому представлению, мы должны быть очень аккуратны в своих фантазиях. Ведь не очищенная глубоким покаяниям и малоопытная в духовной жизни наша душа способна принимать помыслы из мира темных сил, сочетаться с ними. Тем самым искажается сознание человека. Это довольно опасно. Крайняя форма духовного искажения – состояние прелести.
Работа с символами, их интерпретация – вещь не такая простая, как может показаться на первый взгляд.
Человек, чья душа не очищена от страстей, несомненно, склонен искажать или наделять своими домыслами тот или иной символ.
Святые отцы придают большее значение развитию в человеке, так называемого, символического мышления.
Об этом мы можем узнать из проповедей Николая Сербского. Этому посвящены работы Тихона Задонского и других православных святых.
Из современных православных священников, я бы посоветовала поискать на эту тему у о. Владимира Цветкова (Кстати, он имеет классическое университетское психологическое образование).
Теперь ближе к ответу.
Если Вы решаетесь пойти на такой тренинг, надо быть готовой к тому, что
Вы почувствуете внутреннее сопротивление, несогласие с тем, что там происходит, что это уводит в сторону от Вашей веры, от укоренения в христианстве. Имеет смысл проанализировать свои чувства, понять их истоки. Это может быть хорошим опытом по «очищению зерен от плевел». И еще больше укрепит Вас в вере. Но в тоже время может служить и соблазном для души малоопытной.
Как я уже писала выше, невротическое состояние может облегчиться. Но оно может вернуться в другой неожиданной форме.
В любом случае, решение принимаете Вы сами.
Хочу добавить еще вот что:
В свое время, когда я начинала свою практику психолога, я посещала много семинаров по различным направлениям психотерапии.
Практически в каждом направлении есть какое-то рациональное зерно.
Цель психотерапии – привести невротически-расщепленную личность к ее целостности. Но она, эта цель, психотерапевтически не достижима, поскольку истинный глубинный корень нашей расщепленности лежит в сфере духовной. А именно в отпадении человека от Бога, в его зараженностью гордыней.
Полной исцеление личности касается и душевной и духовной сферы. И происходит оно в исцеление человека от страстей.
О работе с неврозами и об особенностях православного подхода рассказано в моей статье: «О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств».
С уважением, Легостаева Марина Вениаминовна (Общество православных психологов Санкт-Петербурга).
 
большое мурашкино
Православный христианин
Здравствуйте, Марина Вениаминовна! Спасибо большое за Ваш ответ. Я поняла, что мои сомнения были не напрасны и я не готова использовать этот метод. С уважением, Татьяна Митрофанова.
 
Сверху