Псевдоправославная литература

администратор

Команда форума
Православный христианин
На полках книжных магазинов, а часто и церковных лавок, можно встретить книги и брошюрки, вызывающие лишь иронию у большинства церковных людей:

"Как молодой девушке спастись от телегонии?";
"9286 грехов современного человека";
"Антихрист уже пришёл!";
"ИНН как печать Зверя"
"Откровения ангелов-хранителей";
"Записки неизвестного старца о современной России" и т.п.

Наименование "православный" не означает автоматической святости, не слишком грамотные прихожане активно клюют на подобные подделки и пугают ими окружающих.
Как не споткнуться об этот мусор, как объяснить людям, что книгоиздательство для многих просто бизнес, что посоветовать человеку, стоящему у полки с надписью РЕЛИГИЯ?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я бы посоветовал пользоваться следующими критериями:

1) Благословение. Указывается на всех церковных изданиях. Хотя, могут быть и подделки.

2) Место приобретения. Всё-таки в церковных лавках меньше оккультизма, чем в обычных книжных магазинах.

3) Самое главное – это здравый смысл. Для примера приведу цитату из книжки про «ангелов-хранителей»:

"15 ангелов имеет Валерий Леонтьев (наибольшее число ангелов из наших современников)
по 14 ангелов охраняют Пьера Ришара, Бриджит Бардо и Арнольда Шварценеггера
13 ангелов опекают Аллу Пугачеву
12 ангелов-хранителей имела Ванга
по 11 ангелов берегут Александра Абдулова и Билла Клинтона ...
-ангелы обладают далеко не ангельским характером: могут не пожелать разговаривать, шутят, ругают, хвалят."

Комментарии излишни…
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ещё один пережиток язычества:

"Нередко в церковных лавках продаются брошюры, в которых подробно объясняется, какому святому и при каких жизненных ситуациях или болезнях нужно молиться. Как будто существует некая канцелярия, в которой распределяются между святыми обязанности помогать верующим в тех или иных случаях. Скажем, почему, когда болят зубы, молиться нужно непременно священномученику Антипе? А разве нельзя попросить молитвенной помощи у целителя Пантелеймона?..
И ведь что поразительно - всё это воспринимается простыми верующими, как нечто православное, церковное, догматически и вероучительно верное!"

Председатель Миссионерского отдела СПб Епархии
протоиерей Александр Будников.

Это называется «переносом технократического мышления в духовную сферу». Хочется иметь чёткую инструкцию для решения проблем.
Подобно языческому пантеону мы пытаемся создать «пантеон святых», как отметил протоиерей Александр Степанов.
Слава Богу, что в обществе идёт процесс и избавления от языческого мировоззрения. Издательство САТИСЪ отказалось от выпуска подобных молитвословов, несмотря на их популярность.
 
Сначала, я читала из этой литературы всё, что попадалось под руку. Но возникало много вопросов. Чаще всего это случалось от того, что в одной книге я читала одно, а в другой прямо противоположное. Особенно это связано с ИНН. Но потом я решила больше не читать никаких брошюрок или сомнительных книг, а обратилась к творениям Св. отцов. Не скажу, что я очень много прочитала из них, но то что я прочитала, оставило яркий след. Особенно творения Феофана Затворника.
Я думаю, что серьёзно ищущий человек, сам сможет определиться, что ему следует читать, а на что не обращать внимания.
 
Москва
Крещён в Православии
Ещё один пережиток язычества:"Нередко в церковных лавках продаются брошюры, в которых подробно объясняется, какому святому и при каких жизненных ситуациях или болезнях нужно молиться. Как будто существует некая канцелярия, в которой распределяются между святыми обязанности помогать верующим в тех или иных случаях. Скажем, почему, когда болят зубы, молиться нужно непременно священномученику Антипе? А разве нельзя попросить молитвенной помощи у целителя Пантелеймона?..
И ведь что поразительно - всё это воспринимается простыми верующими, как нечто православное, церковное, догматически и вероучительно верное!"
Председатель Миссионерского отдела СПб Епархии
протоиерей Александр Будников.
Всегда в Православной Церкви молились святым о помощи в той или иной нужде. Это известно было еще с Древней Церкви. Почитайте внимательно ЖИТИЯ СВЯТЫХ и вы сами там увидите, что многим своим святым Бог дарует благодать помогать в той или нужде, тем верующим, которые этого святого будут почитать.
Другой вопрос, а можно ли относитесь к этой благодати, как к некой магической силе? Что значит магическое отношение? Это когда человек исполнил ряд религиозных действий и считает, что он исполнил свой долг и теперь Бог (или святой ) обязан исполнить его прошение. Таким лукавым людям, как сказано в СЕ никаких знамений не дастся, кроме знамения Ионы. Верующему же в духе и истине, всё возможно, не только вымолить исцеление ближнему, но и горы переставлять. И мы такие случаи в Патерике можем найти.
smiley.gif
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте Уважаемая Любовь!
Низкий поклон Вам из нестольного :) града Санкт- Петербурга.
Вы очень верно написали, что святым молились в Древней Церкви, да и всегда в Православии. Святые-люди стяжавшие благодать Святого Духа и их почитание, несомненно, дает нам возможность стать причастниками благодати. Но весь вопрос в том КАК почитать святых? Ведь все святые суть подвижники по образу самого Подвигоположника Иисуса Христа. В таком случае почитая святого мы хоть в малой степени должны быть СОПРИЧАСТНЫ его подвигу, чтобы стать действительно СОПРИЧАСТНЫМИ и его благодати. Почитание есть Любовь, а любовь к святому немыслима без Любви к его Любви. Любовь святого – Христос, как говорил один подвижник… святой – икона Христа.
И здесь возникают вопросы:
1.Человек, который молится святому должен ли читать и знать его житие (жизненный путь, часто увенчивавшийся Крестом, или проходивший в сложной духовной брани)?
2. Человек, который молится святому должен ли разделять христианское мировоззрение святого (точнее Боговоззрение, для чего уже необходим подвиг чтения христианской литературы)?
3. Человек, который молится святому должен ли стремиться подражать ему в жизни?
Если человек действительно любит святого, то он ответит на эти темы утвердительно. А если нет?... будет ли это ПОЧИТАНИЕМ святого? Интересно как бы Вы ответили на этот вопрос?
С уважением,
Сергей
 
Москва
Крещён в Православии
Уважаемый Сергей Владимирович, спорить с вами не стану, вы бесспорно правы по всем 3 позициям, но если позволите добавлю к ним четвертую. Вера в простоте и чистоте сердца многое может. Здесь икономия Божественной любви, которая способна упразднить первые три пункта.
Был у меня такой случай. Многие годы я мучилась с засорами в своей квартире и заливала соседей. И вот снова засор, ночь, я плачу, но ничего не могу поделать, засор глухой, кран подтекает, я не могу лечь спать, аварийка не едет. И тут я вспоминаю, что кто-то из верующих говорил мне, что москвичи во всех нуждах должны молиться св. Даниилу Московскому. А я к своему стыду почти ничего о нем не знала и молитвы к нему тоже не знала, но просто своими слова стала его умолять о помощи. Не успела я домолиться, как вода в ванне заурчала и быстро побежала по трубам. Я не могла поверить в это чудо, включила кран и верно - нет засора. Я просто расплакалась уже от благодатной радости.
После происшедшего со мною, я полюбила этого святого, нашла его житие, молитвы, съедила в Свято-Даниловский монастырь, заказала молебен и прочее. Каждому святому дана благодать от Бога помогать в нуждах живущим на земле и они помогают, не занимаясь бухгалтерией, кто сколько чего им сделал. Так же и Отец наш Небесный всем изливает свою благодать и добрым, и злым людям.
Сыне, дай мне твое сердце! Бог не говорит дай мне твои труды: чтение, пение, поклоны, воззрение и прочее. Он говорит - сердце!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Уважаемая Любовь! Спасибо за ответ. Ваш ответ совсем не отменяет и не упраздняет три пункта… «Вера в простоте и чистоте сердца» это уже часть Богопознания (Боговоззрения) человека (пусть и предварительная, малая часть, а может быть и не такая малая!!!). А уж икономия Божественной любви и благодатная радость тем более … , так что Вы очень серьезно закрепили второй пункт – ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОГО БОГОПОЗНАНИЯ, которое не отвлеченно интеллектуальное, а УМНО-СЕРДЕЧНОЕ, где Бог познается всем целостным человеческим существом.
Кстати, само слово «воззрение» неразрывно связано с душевной сердечной деятельностью, ведь воззрение- живой взгляд души и Вы уже описали свое ВОЗЗРЕНИЕ на святого… И когда мы говорим о сердце, надеюсь, что мы все же имеем в виду не физический орган, а, по апостолу, сокровенного внутреннего человека….Так и Отец Небесный хочет не труды, пение, поклоны, а правильного воззрения на Себя (по крайней мере, чтобы на Него взирали как на Бога –«ОТЦА НЕБЕСНОГО», Создателя мира, Творца Вселенной, премирную Живую Личность - "Я есмь Сущий" (Исх. 3, 14), а не на заурядного языческое божка).
Опираясь на Вашу историю, скажем, что почитание православного святого возможно в неотрывной связи с домостроительством Божественной Любви или, еще точнее, почитание православного святого возможно через РАСКРЫТИЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ, которую святой дает познать людям!
 
Москва
Крещён в Православии
почитание православного святого возможно в неотрывной связи с домостроительством Божественной Любви или, еще точнее, почитание православного святого возможно через РАСКРЫТИЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ, которую святой дает познать людям!
На основе этих ваших замечательных слов, Сергей Владимирович, хочется вернуться в начало темы, то есть к вопросу Кирилла о брошюрах, в которых написано когда и какому святому следует молиться. Я остаюсь при мнении, что такие книги нужны, но необходимо прививать верующим любовь к чтению Жития Святых. Такая прекрасная традиция была раньше на Руси, но в 20 веке в годину почти векового безбожия, мы ее утратили и теперь брошюры с именами святых к коим мы можем обращаться в нуждах, воспринимаются нами с некоторым испорченным помыслом. Молиться тому, кого мы совершенно не знаем по крайней мере странно. Так же странно, как на улице подойти к незнакомому человеку и просить его: "Помоги мне работу найти, я слышал, ты можешь" или "Помоги мне зуб вылечить, мне говорили, что ты хороший стоматолог". Сперва, конечно же, надо познакомиться с человеком, а потом уже просить. А Жития Святых (весь многотомник) весьма дорог по деньгам и собрать его не так-то просто, а начинать все же надо с него , а потом уже и брошюра будет нам кстати.
Моя же история о Св. бл. кн. Даниле Московском есть то прекрасное исключение, которое не отменяет, а утверждает правило.
 
С

сорокина татьяна николаевна

Guest
Книжки про порчу и сглаз самые популярные.Ведь так легко собственные неудачи свалить на сглаз.Почему такие книги предлагают продавать в церкви?Многие люди видят в церкви средство для избавления от своих проблем.И если они увидят подобные книги они сделают вывод:раз такие книги продаются в церкви-значит им можно верить.Вообще на тему псевдоправославной лит-ры очень много говорит А.Кураев в книге "Церковь в мире людей"
 
Киев
Православный христианин
Хорошо все подметили... правильно... однако скажу следующее: "Лествица" Иоана Лествичника, "Душеполезные поучения преподобного Аввы Дорофея", Феофан Затворник, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и иже с ними - гораздо точнее ответят на любой вопрос.
И о числе зверя и о грехе все есть описано у святых отцов и никаие брошюрки не могут сравниться с душеполезными книгами. Они писались под влиянием Святаго Духа и реально отвечают на вопросы, а новомодное писалово (даже не знаю как это можно иначе охарактеризовать) говорит о родовой порче, привороте, сглазе... где об этом написано в Евангелии? И если прокаженные очищались лишь словами из Евангелия то как можно верить в весь тот мусор???

По поводу списка грехов есть великолепная книга иерея А.Морозова "Исповедую грех батюшка" и никакие надцать тысяч 482 греха не могут ответить на вопросы. По крайней ере, если мы знаем о том что сия литература есть плод нечистого, то мы обязаны предупредить тех кто собирается это купить... посоветоваться с нашим духовником и действовать по его слову.

И кроме того - у нас есть Евангелие! Вот истиный источник мудрости!


Спаси Господи
 
книжки про порчу и сглаз самые популярные. Ведь так легко собственные неудачи свалить на сглаз. Почему такие книги предлагают продавать в церкви? Многие люди видят в церкви средство для избавления от своих проблем. И если они увидят подобные книги они сделают вывод: раз такие книги продаются в церкви - значит им можно верить. Вообще то, на тему псевдо православной лит - ры, очень много говорит А.Кураев в книге "Церковь в мире людей"
Если разобраться, то "порча и сглаз и приворот", в действительности существуют. Ведь, большинство людей не защищены, молитвами, и таким образом, очень уязвимы. В Мире, очень много информации, а о силе слова и мысли, знают не многие. Святые предупреждают: будьте аккуратнее с мыслями и словами, ними можно навредить и себе и другим. Не зря в вечерних молитвах, есть слова покаяния: может нечаянно обидел кого взглядом, словом, мыслью. Можно таких дел, натворить, что "мало не покажется". Вот церковь, как может, так и защищает людей. Полагаю, это лучше, чем ничего. Все же молитву, человек читает, а не "абы - что". Бытие определит сознание. Сознание повысится, и человек, сам определится. Сам потянется к познанию.
 
Москва
Крещён в Православии
Если разобраться, то "порча и сглаз и приворот", в действительности существуют. Ведь, большинство людей не защищены, молитвами, и таким образом, очень уязвимы. В Мире, очень много информации, а о силе слова и мысли, знают не многие.
Я знала одного человека, который далек был от Бога, хотя и не отрицал Его бытие, но Бог хранил его на всех путях. Сколько спасительного чуда было в его военной жизни. А в молодости, в студенческие годы, у них в институте проводилось какое-то шоу с гипнотизером и он вызвался на сцену, любопытно ему было. Но гипнотизер оказался бессилен ввести его в состояние гипноза и, наконец разозлившись, выгнал его со сцены. После чего ретировался - есть, мол, люди, их мало правда, которые гипнозу не поддаются.
Возможно мать о нем молилась, она была по-моему верующей.

Я знала одного человека, который далек был от Бога, хотя и не отрицал Его бытие, но Бог хранил его на всех путях. Сколько спасительного чуда было в его военной жизни. А в молодости, в студенческие годы, у них в институте проводилось какое-то шоу с гипнотизером и он вызвался на сцену, любопытно ему было. Но гипнотизер оказался бессилен ввести его в состояние гипноза и, наконец разозлившись, выгнал его со сцены. После чего ретировался - есть, мол, люди, их мало правда, которые гипнозу не поддаются.
Возможно мать о нем молилась, она была по-моему верующей.
Я хотела сказать, что у Бога иногда есть промысл хранить человека, несмотря на то, что он как бы неверующий. Конечно молитва дело великое, но без воли Божий ни один волос не упадет с главы человека, даже неверующего. Даже птичка масенькая не погибнет сама по себе без воли Божией. Именно потому то и надо молиться, чтобы волю Божию склонять к милосердию, в отличие от невинной птички мы достойны скорбей и наказаний.
 
А мне св. Афанасий Афонский помог (ему молятся о том, чтобы смертельно больной человек долго не мучался) У меня мама от рака умирала..Я в воскресенье заказал молебен этому святому,а в понедельник матушка спокойно отошла к Богу.Про этого святого прочитал именно в такой брошюрке.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
На сайте Православная книга есть форум на котором аналогичная тема:
Псевдоправославные книги.
Вот небольшой отрывочек из псевдоправославной книги "В помощь каящемуся".
"Православная исповедь. Перечень грехов. В помощь кающемуся» - содержит такие грехи: Использование духов (стр.10); недальновидность (стр. 10) ; когда муж и жена окрестят единому человеку дитя, то они, как кум и кума, должны разлучаться от брака (стр. 11) ; совокуплением с бесами (стр. 12); ношение спортивной одежды (стр. 17) ; ношением перстней, колец, серег, бус, ожерелий, галстуков, погонов и прочих украшений (стр. 18) ; слушанием радио (стр. 18); участие в викторинах (стр. 18) ; слушание музыки (стр. 18) ; ношение спортивной обуви (стр. 19) ; неношение платка (стр. 19) ; лечение у безбожников (стр. 21) ; ядение в корчме (стр. 22) ; жестикулирование (стр. 22) ; вкушение неосвященной пищи (стр. 22) ; держание в доме собаки (стр. 23) ; употребление гематогена (стр. 23) ; пересадка органов (стр. 24) ; обнажение тела у врача (стр. 24) ; покоелюбие (стр. 24) ; езда на велосипеде или на мотоцикле (стр. 25) ; присутствие на свадьбах без венчания (стр. 27) ; питье чая, читая духовную книгу (стр. 27) ; неприличное сморкание, плевание, недержание внутренних воздухов (стр. 28);

«Лекарство от греха». Фонд «Благовест», М., 1999.
«грехи»: «Молилась с непокрытой головой» (с. 10), «на кладбище рвала цветы и приносила домой» (с. 12), «Говорила: “Это случайно…ну и день плохой сегодня, бестолковый какой-то”» (с. 15), «Печалилась, когда разбивалась или терялась вещь...» (с. 15) , «В церкви ставила и клала вещи на подоконник» (с. 19), «Нарушала чужой сон…по неосторожности» (с. 24), «Портила воду, когда купалась в реке» (с. - 24) , «Гнала самогон» (с. 24) , «Грозила кулаком» (с. 25) , «Читала детям нотации: не запачкай, не потеряй и т.п.» (с. 28) , «Обгоняла людей старше себя и не поджидала отставших. Не ожидала их, если они встречали знакомых» (с. 29) , «Когда шла в гости, не брала с собой гостинцы» (с. 32) , «Садилась на чужую кровать без разрешения» (с. 33), «Ела мацу и гематоген, рыбу без чешуи» (с. 41)
 
Московская область
Православный христианин
Думаю, не помешало бы привести список и псевдоправославных переодических изданий. Например, издаётся такой странный журнал под названием "Первый и последний" со страшной чёрной обложкой, посвящённый концу света.
 
Издательский совет РПЦ назвал первые восемь книг, не рекомендованных к распространению через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книжной сети.
Под запрет попали книги "Ах, мама, маменька..."("Приход", 2006), "Целомудрие и телегония. Православная церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий" (Псалтирь", 2004), "Чудеса последнего времени" (Арзамас, 2003), "Дорога к старцу" (СПб., 2004), "По вере вашей да будет вам..." (СПб 2006), "Приидите ко Мне все труждающиеся..."(СПб.,2006), "Бог творит избранникм своим..." (СПб., 2006), сборник статей и проповедей "Блюдите убо, како опасно ходите" (Боголюбово, 2006). Последнее произведение принадлежит перу архимандрита Петра (Кучера).
Сообщается, что на ближайших заседаниях экспертной коллегии Издательского совета этот список будет пополнен.



Наконец-то правильное решение. Давно уже пора запретить выход духовных книг без должной их оценки. Иначе сами себя зальем помоями.
 
Москва
Православный христианин
Издательский совет Русской Православной Церкви
http://izdatsovet.ru/catalog/stamps/
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет будет использовать новый гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви».
Этот гриф будет присваиваться изданиям, в которых не содержатся мнения и оценки, противоречащие православному вероучению или официальной позиции Русской Православной Церкви, но при этом, например, присутствуют частные, не лишенные элементов традиционности богословские мнения; дискуссионные суждения по важным церковным вопросам; частные научно-богословские интерпретации событий церковной и гражданской истории.
Также этот гриф может быть присвоен: произведениям художественной литературы, которые ведут читателя к истинам христианской нравственности, но не несут в себе собственно религиозную тематику; изданиям, освещающим православные обычаи и обрядовые традиции; сборникам кулинарных рецептов для постов и праздников.
Новый гриф будет использоваться наряду с грифами «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» и «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви».
http://www.patriarchia.ru/db/text/1950692.html

Наименование изданий, не рекомендованных к распространению через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книжной сети
http://izdatsovet.ru/not_past_catalog/

Русская Православная Церковь, Издательство Московской Патриархии, Московский Патриархат. Новости,каталоги,новинки,общецерковные периодические издания, книгоиздательская деятельность... http://rop.ru/
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Сверху