Профессиональное выгорание и душевный / духовный кризис

Н

Незарегистрированный

Guest
Доброе время дня! Помогите,пожалуйста,разобраться с вопросом душевно-духовного свойства. Речь идет о работе с людьми и так называемом профессиональном выгорании. Я работаю с людьми (менеджер по персоналу). В профессии уже около 10 лет. Первые лет 6 работы была совсем далека от веры и церкви. Жизнь была соответствующей: масса юношеской энергии, растрачиваемой без рассуждения и в личном и в работе, много грехов, амбиции, гордого самонадеяния - скрытых за идеалистическими мечтаниями и планами. Тот период моей жизни закончился довольно трудным кризисом - после длительных колебаний я уволилась (симптомы выгорания, психосоматика, депрессия) и более года не работала (спасибо моему тогда еще "не мужу" и Слава Богу за такую возможность). Одновременно с кризисом в работе был кризис в личной жизни (о нем мне сложно писать на форуме, скажу , что он был связан с багажом ошибок в блудных, по сути, отношениях, сложными расставаниями, предательством (с моей стороны)). Кризис привел сперва на дно (оч. Тяжелые состояния), потом в Церковь. Слава Богу! Около года я посвятила себя целиком узнаванию православной веры (крещена еще в 7лет). Стала активно воцерковляться (не без крайностей, как и во всем). Обрела силы, веру (надеюсь я могу так сказать). Поменялись приоритеты. Вышла замуж (до этого т.н. Незарегистрированный брак). Встал вопрос о необходимости работать - у супруга возникли сложности с работой. Сперва я подрабатывала на тихой работе типа "не бей лежачего" - сиди, читай книги, молись ( как я рассуждала), никакой суеты. Но и доход соответствующий (ниже прож. Минимума) и скучно стало нестерпимо. Как только внутри созрела готовность что-то менять - пошли предложения из старой сферы. Приняла одно. Работаю уже 2 года. из них 1,5 - борьба самой собой, доходящая до отчаяния и помрачения ума, воли. Нет интереса. Люди часто раздражают ( поток очень большой , т.к рекрутинг интенсивный, работы много, часто напряженные ситуации в коллективе, жалобы сотрудников говорятся часто мне , а не рук-ву). Отношение к людям поверхностное, лицемерная доброжелательность ( с моей стороны) Страсти бороли со страшной силой - утром пытаюсь настроиться, уже через час сама не своя. На начальство роптала, осуждала, противилась (только пару месяцев назад начала успокаиваться и чуть смиряться - слушаться). Начинала работать "ради семьи", но в итоге стала обижаться на мужа,что не помогает, обвинять... Простите, страшно писать это все " вслух". Не увольнялась по причине денег (работала одна, доход нормальный) но еще больше из-за нерешительности. Все думала, что это будет против воли Божией, что нельзя убегать от трудностей. Дико уставала, пыталась сохранять благословленные исповедь и причастие раз в 2 недели... И это стало делом по расписанию. Раздваивалась - читая св. Отцов и проводя выходные в Церкви и впадая в страсти на неделе. Унывала... Были какие -то приступы - трудно дышать на молитве, странные нервные импульсы в голове - чаще при молитве, иногда при напряжении мысли . Ситуация усугублялась плохими условиями труда (нет вентиляции, окон и дневного света,шум). Были пару раз истерики. но ведь другие как-то работают, говорила я себе, это просто саможаление, это страсти - надо терпеть и бороться... Батюшка у кого я постоянно исповедаюсь, не давал готовых советов, чаще слышала, что надо потерпеть. На эту работу он меня благословил. Сейчас такое чувство, что что-то переболело, перекипело во мне. Я не знаю, права ли я, столько времени оставалась на этой работе в таких оьстоятельствах. Мысли об уходе не покидают меня и сейчас, просто кажется какой-то пик миновал. Хотя и сейчас порою едва могу совладать с собою - так хочется встать и уйти. Ради чего все - сама не знаю. Из гордости, наверное. Понимаю, что не только о выгорании здесь речь. Ребеночка хотела - но не дается нам пока. Хотя возраст уже сильно поджимает. Выходит, снова кризис: профессии, личной жизни. Извините за многословие. Что-то уже начинаю понимать, написав все это. Буду признательна за совет и комментарии, за направления мысли, чтобы выйти из своего замкнутого круга. Спаси Господи за отклик! Вот еще что важно: все сильнее рассеиваюсь, все меньше ревности в вере становится, воля расшатывается -наверное так можно сказать... Снова вернулись почти с прежней силой мирские пристрастия, которые почти остыли во мне при воцерковлении.
 
Добрый день!
Не знаю, как обратиться (Вы не представились).
И на самом деле, не знаю, что ответить. Какого-то банального совета давать не хочется.
Ответить, что понимаю Вашу ситуацию и то, то с Вами происходит - этого, наверное мало.
Если бы вы пришли на прием, я бы начала с вопроса: "А чего бы Вы хотели?"
Может быть составить список, скажем из 10 пунктов. И посмотреть из какой области там будут ответы на вопросы.
Это могут быть желания, связанные с Вашим развитием в личностном, в профессиональном, в духовном плане. Это может быть связано с семьей и взаимоотношениями, это может быть связано с материальными приобретением и много еще чего.
И тогда важно определить приоритеты, иерархию ценностей, так сказать.
Что же все-таки для Вас стоит на самой вершине этого списка.
И насколько это действительно обдумано, осознано, выстрадано. Или это просто потому, что так принято, что так надо, так воспитали и т.д.
Следующим шагом, я думаю, следовало бы подумать о том, насколько весь этот список желаний реален в плане совместимости этих желаний. Нет ли там противоречий, взаимно исключающих, реально несовместимых вещей. Ведь часто бывает, что если мы делаем выбор в сторону чего-то одного, то нам приходится отказываться от другого. И вот тут надо подумать серьезно о том, насколько Вы готовы отказаться от второстепенного во имя самого главного.
И тогда уже, сделав этот выбор осознанно, взвешено мы начинаем выстраивать свою жизнь согласно этому выбору.
То, что сейчас с Вами происходит - ваши тяжелые внутренние состояния, неудовлетворенность, охлаждение к вере, к Церкви - это тоже результат выбора, пусть до конца не осознанного, не продуманного.... Но вот он дает эти результаты.
Будет выбор иной - будет тоже трудно. Но это будут другие трудности. И мы можем быть к ним готовыми. И нам о них много сказано. И это будет не просто. Но все трудности преодолимы, если мы встаем на этот путь решительно и осознанно.
Никто ведь не обещал, что в миру христианину будет легко.
Но будет и радость, и в сердце начнет возвращаться любовь...
И еще много чего хорошего может произойти, о чем нам пока не ведомо.
О "профвыгорании" хочу добавать: эти состояния возникают, когда мы лукавим внутри себя, когда берем выше своих сил душевных (психологическая зрелость, профессионализм, опыт) и духовных (гордыня), когда нет места Богу в нашей работе... Мы все стараемся контролировать, все делать лучшим образом. И мотив часто тут один - доказать что-то себе или окружающим. К примеру, что я незаменимый специалист...
 
Как известно Господь выражает Свою волю о нас через людей которые нас окружают и через ситуации в которых мы находимся. Просто надо подумать не почему это с нами происходит а зачем мы оказались в той ситуации в которой оказались.
Пример из личной жизни. Понятно что одними из главных добродетелей являются смирение и терпение. Когда я подумал в свое время что нужно заняться их обретением мне был послан начальник от общения с которым мне захотелось поменять место работы примерно через месяц нашего знакомства.
Ведь Господь не дает нам просимое а учит как это приобрести. Хочешь научиться любви - будут посланы люди которых нужно будет любить несмотря на их личность. Хочешь смирения - появятся гонители. Хочешь терпения - появятся ситуации. И так всегда.
Но пройдя тот урок который был дан, приобретаешь неоценимый опыт. И главное надо помнить что Господь выше сил не дает.
 
оренбург
Православный христианин
Чтобы меньше "кружиться" в выборе "как поступить?", нужно вдумчиво читать Новый Завет, ища ответа на свою нужду.
Например ваше терзание с работой(уволиться, не уволиться).
Апостол Павел пишет: "По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием. Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру...

Как и в другом месте: "Каждый оставайся в том звании, в котором призван."

Если веруете в это, то вопрос с работой отпадает... даже и не думайте о нём.
Итак со всяким возникающим вопросом, ища ответов в слове Божием и советуясь с теми кому доверяете, исполняйте верою.
Так поступая, наведёте порядок в мыслях и своей жизни.
 
Верно Вам ответили, сумеете выдержать ситуацию, пройти через нее смиренно и достойно - она измениться. Господь обязательно покажет выход, "укажет дверь". Обычно бывает так: или что-то изменится на этой работе; или другую работу Вам предложат, которую вы бы хотели. А может и просто окажется, что вы ждете ребенка....
Или с определенной ясностью вдруг услышите изнутри себя что-то вроде: Блажен муж, не идущий на совет нечестивых... И с определенной легкостью примите решение и уволитесь в один день. И будете знать, что сделали верный шаг, и никогда не будет сожаления об этом....
Но стараться понять себя, мотивы своих поступков, осознать свои чувства, я думаю, это необходимо делать. Мы должны активно и осознанно заниматься своим "домостроительством", исследовать свои страхи, свои психологические защиты....
Другое дело, что это не должно превратиться в "невротическую беготню по кругу", которая бесполезна и выматывает человека.
Не надо бояться процесса самопознания. Вы заметили, что написав свое сообщение, уже что-то для Вас стало проясняться.
Одна из форм работы по самопознанию: когда человек просто описывает свое состояние (облекает в слова - вербализует) - это дает ему возможность лучше понять себя и то, что с ним происходит.
Если проблема нами верно сформулирована, то мы уже на пути к ее решению.
Иногда в процессе психотерапии мы вместе с клиентом несколько раз возвращаемся к "уточнению запроса". Это можно делать и самому.
Но лучше это делать не в мыслях, а прописывать... Это систематизирует мышление, помогает нам добраться "до сути", а не остановиться на полпути, не заблудиться в собственных лукавых мыслях...
 
Екатеринбург
Православный христианин
Автор темы

Спаси Господи, дорогие братья и сестры! Уже сам Ваш отклик мне помог - радостно и тепло от понимания и участия.
Со всем соглашаюсь, сознаюсь в малодушии и нетерпении, так же как и в самонадеянности и гордости - от которых "профвыгорание" :) Многие слова вызвали отклик - хочется над ними подумать и написать реплики, что и постараюсь сделать в ближайшее время.
Простите, что написала анонимно. Меня зовут Инна.
 
Православный христианин
Инна777
Рады видеть Вас Инна! Подумайте и пишите :) Обратите внимание на вопросы поста №2, хорошие вопросы. Не будет лишним нам всем на них ответить.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Конечно, Андрей все верно Вы пишите. Много хороших цитат просятся в ответ, например: "Покой наш не в перемене мест или иных внешних условиях, а во внутреннем изменении, стяжании кротости и смирения. Свойств же этих нельзя приобрести в уединении или там, где нас все любят и уважают. Господь знает, что послать нам в помощь ко спасению. Будем принимать от руки Божией все, что случиться с нами и терпеть то, что есть, пока Господь не изволит изменить на другое. Мать не заботится так о своем ребенке, как Господь о нас". (Иг. Никон, из сборника "Носители духа Святителя Игнатия"). В минуты малодушия забываешь об этом. Я не перестаю поражаться, насколько полярными могут быть состояния, насколько помрачают страсти.
 
Екатеринбург
Православный христианин
И тогда важно определить приоритеты, иерархию ценностей, так сказать.
Что же все-таки для Вас стоит на самой вершине этого списка.
...
То, что сейчас с Вами происходит - ваши тяжелые внутренние состояния, неудовлетворенность, охлаждение к вере, к Церкви - это тоже результат выбора, пусть до конца не осознанного, не продуманного.... Но вот он дает эти результаты.

Спасибо, Марина.
Да, это последствия компромисса, конфликта ценностей. Кажется у О. Тихона Шавкунова была фраза о том, что духовный мир не терпит компромиссов. Начинается компромисс с мелочей, а приводит лицом к лицу с необходимостью уже более жесткого выбора.

А еще это последствия незнания себя и духовных законов. Оказывается, начать дело можно с одним настроем и намерением, а в середине пути обнаружить, что тобой руководят уже другие "мотивы". Я рассуждала, что если дело благословлено Богом, то и силы дадутся. А вместо сил - бессилие.
"А тебе нужна такая деятельность, в которой бы приняли участие все чувства твоего сердца, все способности твоей души. Тогда-то откроется тебе воочию состояние твоей души, ты увидишь, что в сердце твоем живут страсти, тебе самой неведомые: и самолюбие и гордость, и тщеславие, и гнев,и самомнение - все обнаружится. А для человека, стремящегося выйти из страстей, важно именно то, чтобы их познать в себе, чтобы они обнаружились, иначе он и бороться с ними не может" (Схим. Ардалиона (Игнатова)). Слава Богу!
"Условия внешней жизни надо предпочитать те, которые постоянно указывают нашу тьму, нашу полную испорченность... надо познать себя до конца. Познать не только испорченность, но и бессилие самому исправить ее. Тогда только человек от всей души прилепится к Спасителю, будет взывать к нему, как утопающий апостол Петр. Тогда он перестанет осуждать и других людей, а с любовью к ним будет терпеть их недостатки, тогда перестанет роптать, если его обидят, оклевещут..." (Иг. Никон (Воробьев))
 
Екатеринбург
Православный христианин
О "профвыгорании" хочу добавать: эти состояния возникают, когда мы лукавим внутри себя, когда берем выше своих сил душевных (психологическая зрелость, профессионализм, опыт) и духовных (гордыня), когда нет места Богу в нашей работе... Мы все стараемся контролировать, все делать лучшим образом. И мотив часто тут один - доказать что-то себе или окружающим. К примеру, что я незаменимый специалист...

Это и обо мне. Как Вы посоветуете, с чего начать менять - свое поведение, отношение? Я исповедовала это уже не раз, но проблема в том, что когда я занимаюсь самоанализом и приношу на исповедь обнаруженные в себе заблуждения, немощи - происходит лишь констатация проблемы и никаких изменений, нет глубокого осознания, покаяния. Наверное, это от того, что привыкла считать себя, не ответственной за них, а "жертвой" обстоятельств, воспитания и проч. Терпеть и молиться. А что-то я сама могу сделать, не греша самонадеянностью? Спаси Господи!
 
Наше сознание довольно инертная вещь. И меняется оно медленно.
Сойти с позиции "жертвы" тоже совсем не просто. Но чем мы больше начинаем заглядывать внутрь себя, тем больше видим долю именно своего личного участия в том, что происходит с нами. Начинаем замечать, как те Дары, которые нам давал Господь растрачивались неразумно и безответственно. Как много в нашей жизни мы делали поступков исходя из нашей гордыни и других страстей....
Обычно глубокому покаянию предшествуют непростые времена и довольно тяжелые внутренние состояния, граничащие с унынием.
Выдерживать эти состояния необходимо без того, чтобы впасть в отчаяние. Нам надо пройти этот путь. А пройти мы можем его с молитвой и верой.
К сожалению, существует довольно много искушений, чтобы заглушить эти состояния. И возможностей для этого современная цивилизация предоставляет нам предостаточно.
А выдержать эти тяжелые моменты в жизни мы можем с молитвой.
Тут я боюсь, что мой ответ покажется Вам слишком общим. Но это так.
Самые трудные вещи в жизни можно вынести только с Богом, опираясь на веру. Психотерапия, как таковая, тут будет бессильна.
Психотерапевт может только быть рядом и объяснять внутреннюю динамику процесса, поддерживая человека в том, чтобы чтобы он доверился процессу, поскольку, как специалист, он знает об этом больше.
На самом деле такая поддержка очень важна. Она вселяет надежду, что процесс этот не вечен. Он обязательно завершиться.
Говорить сейчас о том как это бывает я не стану. Это при личной работе с клиентом прорабатывается. Ведь нет никогда ни одного случая, который бы повторял другой. Все индивидуально и неповторимо.
Как мне кажется в психотерапевтической работе очень важно, чтобы человек верил, что то, что происходит с ним, уже происходило с другими, и важно понимать что этот процесс имеет смысл. И тогда он мог бы принимать в нем сознательное участие. Ведь в основном проблема от тревоги, которая у нас от неизвестности и непонимания происходящего внутри нас.
 
оренбург
Православный христианин
...Я исповедовала это уже не раз, но проблема в том, что когда я занимаюсь самоанализом и приношу на исповедь обнаруженные в себе заблуждения, немощи - происходит лишь констатация проблемы и никаких изменений, нет глубокого осознания, покаяния. ... А что-то я сама могу сделать, не греша самонадеянностью? Спаси Господи!
Несомненно, вы можете(и это истинное свидетельство покаяния) принести плоды достойные покаяния о которых говорит Иоанн Креститель:
Увидев же Иоанн многих ... идущих к нему креститься, сказал им:... сотворите же достойный плод покаяния ... Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

И когда народ его спрашивал "что же нам делать?" Он отвечал: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
 
Екатеринбург
Православный христианин
К сожалению, существует довольно много искушений, чтобы заглушить эти состояния. И возможностей для этого современная цивилизация предоставляет нам предостаточно.
А выдержать эти тяжелые моменты в жизни мы можем с молитвой
.

Тут я боюсь, что мой ответ покажется Вам слишком общим. Но это так.
Самые трудные вещи в жизни можно вынести только с Богом, опираясь на веру. Психотерапия, как таковая, тут будет бессильна.
Это ответ, который мне не кажется общим. До воцерковления я проходила психотерапию, но ни к чему не пришла. Первое время по воцерковлении, я вообще обесценивала психотерапию, мне думалось, что это хождение по кругу, блуждание в подземельях подсознания, которое ведет к саморазрушению. Тем более что, как я поняла, Св. Отцы предостерегают много от самонадеянности, упования на свой лжеименный разум и советуют во всем обращаться за советом. Батюшки в ответ на вопрос о возможности обращения к психотерапевту не очень-то одобряли. И вообще, я поняла, что есть процессы, которые лучше не торопить, не вмешиваться. Видимо, это то, о чем вы говорите "терапия тут бессильна".
Для меня очень важно понять, как психотерапевт может работать в сотрудничестве с Богом. Простите, мне в силу ветхости многое страшно, и не понятно. Для меня это еще и вопрос - как сам человек может познавать себя, вникать в свои психологические процессы в сотрудничестве с Богом. Я долгое время категорически боялась это делать. Стояла на позиции буквы: мое дело Поститься, молиться, регулярно исповедоваться и причащаться, Богу виднее, Господь Сам управит. Но я вижу, что это фарисейский путь. Что внутренней работы не происходит, кроме того начинаются (точнее продолжаются уже на почве религиозной жизни) невротические процессы, и работа над собой начинает сводиться к жесткому самоограничению и самоконтролю - ради самоконтроля. :) Вспоминаю персонажа из фильма "Шоколад" - католического священника, который боролся с массовым пристрастием жителей городка к шоколаду, сам строго постясь - и накануне Пасхи - о, ужас! - залез ночью (!) в шоколадную лавку и наевшись шоколада заснул прямо в витрине среди конфет.

Слава Богу, Господь не оставляет. Всегда находятся - люди, книги, которые в нужный момент скажут нужное слово. Спаси Господи!

Еще вопрос: как быть, если в душе восстает страсть, например, ропота, или другая, с которой не можешь совладать, а подходит срок, когда нужно причаститься? А на исповеди нет покаяния, сокрушения.
Если у человека, которого Вы консультируете, начинают подниматься сильные чувства, эмоции, помыслы - по тому или иному поводу - ведь при терапии это бывает - советуете ли Вы в таком "раздраенном" состоянии исповедоваться, причащаться? Или нужно приступать в мирном состоянии, когда все уляжется, закончится? У меня какой-то пунктик на эту тему: мол, всегда нужно быть в мирном состоянии, чтобы страсти улеглись. А я в таком почти не бываю :)

Вопрос в том, нужно ли, полезно ли откладывать таинства? Я понимаю, что лукавый может смущать, и сильно возмущать душу накануне. Но здесь может быть 2 крайности: постоянно смущаться и откладывать или постоянно дерзать и "расслабляться" так сказать. Да, я спрашиваю у батюшки, но моя голова покоя не дает. Или в отношениях к таинствам лучше поменьше копаться в себе - очень уж велики искушения?

Каковы признаки невротических мыслей, "зацикливаний"? Я поняла, что мне нужно это научиться распознавать и не мешать с духовными процессами...

Признательна Вам за помощь!
 
Последнее редактирование:
Инна, Вы задаете довольно сложные вопросы, касающееся жизни в Церкви. Думаю, что их следует адресовать священникам.
Допускаю, что ответы могут быть у разных священников разными и они также будет зависеть от той ситуации, в которой Вы в данный момент пребываете.
Нам же следует, как мне кажется, идя на причастие, находиться в состоянии разумного дерзновения (ведь мы никогда по большому счету не будем достойны причастия) и благоговением (чтобы не профанировать Таинства, не превратить их в обыденность).
Про то, что нет покаяния тоже ведь можно говорить на исповеди. И о трудностях покаяния, и охлаждении сердца....
Ну а про признаки невротических мыслей Вы сами написали: "моя голова покоя не дает". Это связано всегда с тревогой, со страхом, с желанием все взять под свой контроль, с маловерием и недоверием Богу.
 
Сверху