Про половое воздержание в браке

Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий!
Прочитала про то, что тело жены принадлежит мужу, и уклонение от близости - это исключение из правила, а призывает Бог именно к близости в браке, а не воздержанности. Я считала, что в христианской семье все должно быть по любви и согласию, и близость в том числе. А оказалось, что если мужу надо больше, чем жене, то поведение такого: муж пользуйся женой, а жена отдай свое тело. Но в этом случае не будет радости от близости, а жена выглядит как наложница. И ведь от постоянной близости может быть постоянное рождение детей - какая женщина это выдержит? Если нет согласия мужа воздержаться, то жену можно так извести, что ой-ой-ой. И жизнь её будет сплошное страдание. Почему мужа не призывают к борьбе со своей плотью а этом случае? А если и уклоняться - это как исключение из правила, то жизнь жены по православным законам выглядит такой страшной, как наложницы, постоянно рожающей и не имеющий права без воли мужа от этого отдохнуть... Почему мужа не призывают вот так заботиться о жене? Почему воздержание вообще клеймится как нечто "исключительное" в Посланиях и толкованиях, и даже призывают к близости? Я думала, люди даже в браке должны отходить от физических страстей к духовному - а тут получается, что наоборот, близость это хорошо, а воздержание плохо.. Но ведь человек даже в браке должен стремиться к воздержанию, и муж, и жена, чтобы перейти от физической к большей духовной близости? Почему тогда в толкованиях и посланиях не пишут о том, что муж, который более похотлив, должен стремиться к обузданию плоти, а написано только, что жена должна всегда давать ему себя в пользование. Будто в браке христианам больше не надо стараться обуздать плоть, а давать ей волю по полной программе - ведь по Воле Бога в браке правило это близость, а воздержание это исключение.. Если призывают к близости и постоянному деторождению, то где тут будет духовный рост, уход от позывов плоти, где будет время у супругов на духовное единение, если у них будет куча детей? Почему не призывают супругов стремиться к воздержанию для своих душ, а призывают наоборот не останавливаться в своих плотских позывах, не уклоняться, призывают к близости и даже намека на то, что надо бы себя как-то обуздать, нет? . Разъясните мне суть христианства в этой сфере, пожалуйста, я не могу понять и принять эти призывы к плотским утехам, когда спасение нашей души в избавлении от них.
Я не замужем и не жила никогда интимной жизнью. Меня просто очень напугал момент в христианском видении брака,
Я всегда думала, что христианский брак такой, что люди должны стремиться прежде к духовному единству, ставя физическое не настолько главным. А прочтя о воздержании в браке, я испугалась, что телесную близость в браке нельзя по христианским законам убирать, а надо жить в ней обязательно - это меня очень удивило. Я думала, что те супруги, кто перешёл от физической привязанности к более глубокой, духовной - это хорошо для Бога. А прочитав о воздержании, я испугалась, что будет не богоугодно, если супруги решили прийти к воздержанию. Я думала, что каждый должен ставить целью расти духовно, а ведь когда оба супруга растут духовно, то и телесные вещи уходят на второй план, на первый выходит более глубокая духовная привязанность, и у супругов появляются силы больше времени быть без близости. Повеление "не уклоняться" меня и напугало. Неужели плохо, что у людей на первое место выходит что-то более высокое, а не только телесное.. То есть, если в браке супруги растут духовно и им меньше необходима телесная близость, неужели это плохо? Я думала, что к этому и надо стремиться. - И хотела, чтобы Вы мне разъяснили, хорошо ли, если отношения переходят к более глубокому и духовному и немного уходят от плотского - вот и всего.. Отчего и напугали меня повеления Апостола Павла и толкования на них.
 
Последнее редактирование модератором:
Слава Богу, Ирина, что храните целомудрие!
По сути, все плотские ограничения в супружеских отношениях были предписаны верующему человеку ещё с ветхозаветных времен, и их можно, свести к словесной формуле: ничего слишком. То есть Церковь просто призывает нас ничего не делать против естества. Все Евангелие и вся традиция церковная, с апостольских времен идущая, говорят о земной жизни как о приготовлении к вечности, об умеренности, воздержании и трезвении как о внутренней норме христианской жизни. И любой знает, что ничто так не захватывает, не увлекает и не связывает человека, как половая область его бытия, особенно если он выпускает её из-под внутреннего контроля и не желает сохранять трезвенность. И ничто так не опустошает, если радость бытия вместе с любимым человеком не сочетается с некоторым воздержанием. Разумно апеллировать к многовековому опыту бытия церковной семьи, значительно более крепкой, чем семья светская. Ничто так не сохраняет взаимного устремления мужа и жены друг к другу, как необходимость по временам воздерживаться от супружеской близости. И ничто так не убивает, не превращает ее в "занятие любовью" (не случайно это слово возникло по аналогии с занятием спортом), как отсутствие ограничений. Насколько тяжело для молодой семьи будет половое воздержание зависит от того, как люди шли к супружеству. Не случайно прежде была не только общественно–дисциплинарная норма, а и церковная мудрость, чтобы девица и юноша до брака воздерживались от близости. И даже когда они обручались и уже были связаны между собой духовно, физической близости между ними еще не было. Конечно, дело здесь не в том, что то, что до венчания было, безусловно, греховным, после совершения Таинства становится нейтральным или даже позитивным. А в том, что необходимость воздержания жениха и невесты до брака, при любви и взаимном влечении друг к другу, дает им очень важный опыт — умение воздерживаться тогда, когда это необходимо по естественному течению семейной жизни, например, во время беременности жены или в первые месяцы после рождения ребенка, когда чаще всего ее устремления обращены не к физической близости с мужем, а к попечению о младенце, да и просто физически она к этому не очень-то способна. Те, кто в период жениховства и чистого прохождения девичества до брака приготовили себя к этому, много существенного приобрели для дальнейшей супружеской жизни. . А если семейный путь начинается, как это нынче бывает с блудных отношений, то потом периоды вынужденного воздержания без скорбей не проходят, пока муж и жена не научатся любить друг друга без телесной близости и без подпорок, которые она дает. Но учиться этому необходимо.
Вы спрашиваете - если один из супругов невоцерковлен и не готов к воздержанию? В отличие от прежних времен, когда все супруги на протяжении долгих веков были венчаны мы живем совсем в другие времена, к которым как никогда применимы слова апостола Павла, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:14). И воздерживаться друг от друга необходимо только по взаимному согласию, то есть таким образом, чтобы это воздержание в супружеских отношениях не приводило к еще большему расколу и разделению в семье. Тут ни в коем случае нельзя настаивать, тем более выдвигать какие-то ультиматумы. Верующий член семьи должен постепенно подводить своего спутника или спутницу жизни к тому, чтобы они когда-нибудь вместе и сознательно пришли к воздержанию. Все это невозможно без серьезного и ответственного воцерковления всей семьи. А когда это произойдет, тогда и эта сторона семейного бытия станет на свое естественное место.
В Евангелии говорится, что «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7, 4). В связи с этим, если, например, во время поста один из православных и воцерковленных супругов настаивает на интимной близости, или даже не настаивает, а просто всячески тяготеет к ней, а другой хотел бы сохранить чистоту до конца, но идёт на уступки, то будет ли это грехом? Если молодой и горячий супруг не справляется со своей телесной страстностью, то, конечно, руководствуясь словами апостола Павла, лучше молодой супруге быть вместе с ним, чем давать ему возможность «разжигаться». Тот или та, кто более умерен, воздержан, более умеет с собой справляться, иногда поступится своим собственным стремлением к чистоте ради того, чтобы, во-первых, чего худшего, происходящего из-за телесной страстности не вошло в жизнь другого супруга, во–вторых, для того, чтобы не породить расколов, разделений и тем самым не поставить само семейное единство под угрозу. Но нельзя искать и быстрого удовлетворения в собственной уступчивости, и в глубине души радоваться неизбежности нынешней ситуации. Одно дело, когда женщина идет навстречу тому, кто пока не может понести с верой бремя воздержания, а другое дело, когда, разведя руками, — ну раз иначе не выходит — самой не отставать от своего супруга. Уступая ему, нужно осознавать меру принятой на себя ответственности. То есть в плане телесного воздержания: если приходится мужу или жене ради мира, иногда и уступить немоществующему телесным горением супругу, это не значит, что нужно вовсе отказаться для себя от такого рода поста. Надо находить ту меру, которую теперь вы вместе можете вместить. И, конечно, ведущим здесь должен быть тот, кто более воздержан. Он должен брать на себя обязанности мудрого выстраивания телесных отношений. И еще надо помнить, что всему есть свое время и свои сроки. Если муж и жена живут вместе не один десяток лет, и при этом ничего не меняется, то здесь нужно более сознательному члену семьи проявлять настойчивость в некой мере. воздержания. Ведь в Царствие Небесное мы принесем то, что нас соединяет. Однако там соединять нас будет не плотская близость, ибо мы знаем по Евангелию, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12, 25), а то, что удалось взрастить во время семейной жизни. Да, сначала - с подпорками, каковыми и является телесная близость, открывающая людей друг другу, делающая их ближе, помогающая забыть какие-то обиды. Но со временем эти подпорки, необходимые, когда выстраивается здание супружеских отношений, должны отпадать, не становясь лесами, из–за которых и самого здания-то не видно и на которых все держится, так что, если их снять, оно развалится...
 
Сверху