Привязанность к собаке

Православный христианин
Отец Сергий, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что собачка, домашний питомец, может настолько врости в душу, что займет место, положенное для любви к Богу и ближнему ?
Вот эта любовь к собаке, привязанность к этому преданному существу, в некотором смысле есть сублимацией любви (?) которую можно было бы развить в молитве, богомыслии, чтении духовной литературы, на которые итак не хватает времени.
У человека ограничен ресурс времени, сил...и не получается ли так, что драгоценное содержимое нашего сосуда жизни мы тратим не туда ?
Ещё с другой стороны: "блажен иже скоты милует". Но милует, и включает в свою жизнь это разные вещи.
Получается как искушение сотворить себе идола?
 
домашний питомец, может настолько врасти в душу, что займет место, положенное для любви к Богу и ближнему ?...Ещё с другой стороны: "блажен иже скоты милует". Но милует, и включает в свою жизнь это разные вещи.
Получается как искушение сотворить себе идола?
Дорогая Лия!
Спаситель одарил нас мудрым уставом отношений с «большими братьями», сказав великие слова: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6,31). И лезвие этого спасительного скальпеля, отсекающего метастазы человеческого недоверия и ненависти, тщательно шлифуется на «братьях меньших» - чтобы каждый, стремящийся к праведности, не ожесточал своего сердца и старался всячески «облегчить жизнь скота своего», даже невзирая на бытовые неудобства и опасность инфекций. Начальную школу любви и доверия к людям можно пройти, если, например, завести собаку, кота или другую живность – урок бескорыстной любви мы получаем, когда дома нас ждет искренний и преданный друг. Животные не ставят нам оценок – они просто любят нас без всяких задних мыслей, просто за то, что мы есть - как и подобает любить всякому христианину. И ещё бывает полезно завести кота или собаку для того, чтобы научиться заботиться о том, кто слабее, увидеть ответную любовь. Особенно это актуально для бездетных - женщина без материнства инстинктивно чувствует себя неполноценной, особенно если детородный период женской физиологии закончился. Жизнь бездетной женщины непременно погружается в пустоту, если она не находит, как восполнить материнскую часть своей натуры.
И давно замечено, что домашние животные очень тонко чувствуют духовное состояние окружающих людей. Поэтому вполне реально, что наши четвероногие друзья своей любовью исцеляют у хозяев какой-то назревший духовный нарыв. Но есть одно «но»: любовь к домашнему животному прекрасна и гармонична только тогда, когда человек в ладах с миром, не страдает от каких-то жестоких внутренних комплексов и не боится контактов с людьми. Домашнего зверька любить куда проще, нежели живого человека – он и глупостями не достаёт, и характер имеет преданный, и любит хозяина абсолютно бескорыстно. Поэтому может развиться нездоровый синдром, когда весь свой запас любви, который «выдаётся» каждому человеку Богом трансформируется в нежную привязанность к собаке или кошке, и тогда окружающий мир для него сужается до размеров любимого питомца. В такой навязчивой привязанности кроется зерно нарастающей душевной дисгармонии, которое со временем может превратиться в серьёзную психическую проблему, вплоть до клинической госпитализации. В таком нездоровом состоянии может быть достигнута предельная крайность прельщённого ума, когда человек испытывает настолько глубокое сопереживание питомцу, что, испытывая «аффективную эмпатию», начинает фактически обоготворять его, непрестанно восхищаясь умом, красотой и нравственным «превосходством» животного. Такой экзальтированный эмпатический ум уже «не может соединяться с Богом» (свт.Григорий Палама). Святые Отцы Православной Церкви однозначно предостерегают от такой излишней чувственности, отмечая, что тогда ум приобретает несвойственные черты в отношении к внешним чувствам и фантазии и теряет свое «умное (духовное) чувство», отрешаясь от реальности и попадая в сеть иллюзий. Болезненная привязанность у человека проявляется, если животное становится единственным и особенным смыслом жизни, «светом в окошке», подменяя собой реальные, живые человеческие отношения и душевную близость. Окружающий мир для человека сужается до размеров его домашнего любимца. Поэтому нужно строго соблюдать духовную безопасность, чтобы не переступить границу между обычной привязанностью к животным и склонностью к их очеловечиванию. Вы наверняка видели, как некоторых собак и кошек безмерно лелеют их хозяева - кормят дорогими деликатесами, наряжают в красивые одежды, даже в рестораны с собой таскают – балуют, как могут, не понимая, что такая «любовь» к братьям нашим меньшим уже превратилась в навязчивую психическую зависимость. Да, сказано в Писании «Праведный печётся и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч.12,10). Но как же бывают жестокосердны к людям подобные зоофилы! Сила их «любви» приводит к образованию замкнутого круга: из-за негативного отношения к людям и всепоглощающей привязанности к животным у них всё чаще и чаще случаются конфликты с окружающими. Соответственно и отношение к ним общества становится все хуже и хуже. Замкнутый круг! Сатанинская вершина воинствующего «зообезумия» достигается, если «любовь к тварям земным» сочетается с активной ненавистью к людям, ставясь в ущерб близким, а в критическом случае - со смертным грехом скотоложества. Причины такой духовной проблемы обычно связаны с одиночеством: это - череда неудач на личном фронте, завышенные требования к близким, социальная несостоятельность и т.п.
К счастью, как правило, собак чаще любят люди добрые и открытые для окружающего мира. Однако нередко читаем на заборах - «Осторожно, злая собака!». Увы, собака бывает «кусачей», как поётся в песне. И понаблюдайте внимательно - хозяева таких собачек имеют по-псиному мертвый прикус к любым проявлениям собственности. А все дело в том, что собака существо наиболее очеловеченное – и именно в мире людей зло обильно процветает. Поэтому легко заметить, что каждый пёс вскоре становится похожим на своего «хозяина». И если хозяин - злодей, стяжатель и вор, то вскоре и питомец инстинктивно впитает все его самые отвратительные черты.
Власть над животными - такое же искушение для духовно слабого человека, как вино или наркотики, как взятка для чиновника, деньги для бизнесмена или самолюбование для женщины. Часто ли мы, гордые «властители природы», осознаём свою личную ответственность, принимая из рук Божьих дарованную нам безграничную и искусительную власть над «братьями меньшими»?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Благодарю, отец Сергий. Дилемма: ребенок просит животное. Но весь груз "погулять-покормить, зоомагазины, ветеринары", который (обычно несут родители) страшит съеданием драгоценных сил души и времени. Нужна ли такая жертва, чтоб просто у ребенка был четвероногий друг?
Больше всего страшат будущие болезни и смерть животного. Не хочется лишних треволнений, найти на свою голову печаль, ведь в сердце уже образуется привязанность...А потом ещё вдруг возникнет искушение усыпить доходягу.
Душевный мир...и собака. Собака это ещё одна мирская привязанность. А где привязанность, есть ли душевный мир и молитвенное настроение?
А ребенок всё-таки просит....И дом не полон детей, в кругу которых ему не было бы скучно. Но вот в книге о Карлсоне, у Малыша ещё были сестра и брат, а он все равно чувствовал одиночество и просил собаку.
Если посмотреть глубже в мотив приобретения собаки, не ищем ли развлечение, живой антидепрессант в лице (морде) собаки?
Чувствую, что я сдамся..не смотря на здравый смысл не находить на свою голову лишних привязанностей:)
Ведь святые отцы пишут, что даже к близким людям, детям, родителям нельзя особо привязываться.
 
Сверху