Причастился ли Тела и Крови Христа Иуда искариотский?

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Не могу припомнить точно, что думали эти святые Отцы по Вашему вопросу.
Согласно синоптическим Евангелиям - скорее всего да, причастился (прямо на это указывает Лк. 22:19-21, Мф. и Мк. точно этот момент не указывают).
Согласно Ин. (13-14 главы) - скорее всего Иуда вышел почти сразу после омовения ног, т.е. до Причастия.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Не могу припомнить точно, что думали эти святые Отцы по Вашему вопросу.
Согласно синоптическим Евангелиям - скорее всего да, причастился (прямо на это указывает Лк. 22:19-21, Мф. и Мк. точно этот момент не указывают).
Согласно Ин. (13-14 главы) - скорее всего Иуда вышел почти сразу после омовения ног, т.е. до Причастия.

Профессор Осипов, в одной из своих лекций говорит - "Причастился, но во вред, ибо в него вошел сатана".
Может поэтому он повесился, а не покаялся перед Отцом Небесным ?
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Блаженный Феофилакт полагает, что «сатана хотя и нападал на Иуду извне страстью сребролюбия», но «доколе Иуда считался одним из учеников и членов святого лика, дотоле сатана не имел к нему такого доступа». И лишь на Тайной вечери, когда Иуда причастился себе во осуждение и «Господь отделил его и отлучил от прочих учеников, объявив его чрез хлеб, тогда сатана овладел им как оставленным от Господа и отлученным от Божественного лика… сатана… проник во глубину его сердца и овладел его душой».
 
Украина
Православный христианин
В Великий Четверток. Воспоминание Тайной Ве́чери:"Да никто же, о вернии, Владычния вечери тайноненаучен, никто же отнюд яко Иуда льстивно да приступит к Трапезе: он бо укрух прием, на Хлеба уклонися. Образом убо сый ученик, вещию же сый убийца" (4 стихира на стиховне)
В стихирах говорится о том,что он все-таки не причащался Тела и Крови Господней, а принял только тот кусок хлеба, который протянул ему Господь Иисус Христос, омочив в солиле и указав этим предателя.
 
Белгород
Православный христианин
Представляется, что для самих евангелистов этот вопрос не был принципиально важным, иначе бы о нем не упоминалось так бы вскользь.
Если учитывать, что Любовь Божия одного умягчает, а другого ожесточает, то действительно это не важно. Благодать одного ублажает, а другого мучает.
 
Чапаевск,Самарской обл,
Православный христианин
Евангелие от Марка:гл.14;17 "Когда настал вечер,Он приходит с двенадцатью.";гл.14;23 "И,взяв чашу,благодарив,подал им:и пили из нее все."Правильно говорят участники форума,что факт причащения Иуды не главное,а главное то,что он совершил грех предательства Ближнего.Нам всем в назидание,поскольку и мы частенько совершаем этот грех не задумываясь,что даже малейшее отклонение от заповедей Божиих равносильно этому греху.
 
Белгород
Православный христианин
Иуда не мог выносить Любовь Божию. Даже если он вкусил только хлеб с солью от Христа, то сути не это меняет. Разве не освящено все то, что подают руки Божьи ? Разве мог Податель всех благ, подать что-то скверное ? Иуду взбесила именно Любовь Христа.
Цитата:

Исаак Сирин пишет: “Любовь своею силою действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой”
Стало быть, одна и та же любовь Божия, одно и то же действие будет распространяться на всех людей, но восприниматься будет по-разному....
Но каким образом возникнет такое различие?

Бог сказал Моисею: “Кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею” (Исх. 33, 19). Апостол Павел, приводя это место Ветхого Завета, дополняет: “Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает” (Рим. 9, 18). Эти слова должны быть истолкованы в рамках православного Предания.

Как понимать, что Бог одного хочет помиловать, а другого — ожесточить? Разве у Бога есть лицеприятие?

Согласно толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, это различие связано с естеством человека, а не с естеством и действием Божиим. Блаженный Феофилакт говорит: “Как солнце воск размягчает, а глину делает твердой не само от себя, но в силу различия вещества воска и глины, так и Бог, глиняное сердце Фараона, как говорится, ожесточает” [11]. Значит благодать Божия, то есть Его любовь, освящающая всех, будет действовать в соответствии с состоянием человека....

Первый пример — Причащение Тела и Крови Христовых. Божественное Причащение действует в соответствии с состоянием человека. Если человек нечист, оно его опаляет, если же он подвизается для своего очищения или тем более находится уже в состоянии обожения, оно действует иным образом.

Апостол Павел пишет об этом коринфянам: “Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11, 27)”. Ниже он подтверждает свою мысль: “Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор. 11, 30). А бывает это потому, что “кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе” (1 Кор. 11, 29). Причащение Тела и Крови Христовых, становясь жизнью для людей очищенных и обоженных, для нечистых бывает осуждением и смертью, — даже телесной смертью. Многие болезни, а иногда и смерть, как утверждает апостол Павел, причиной своей имеют недостойное Причащение Честных Даров. Поэтому Апостол дает такой совет: “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей” (1 Кор. И, 28).

митрополит Иерофей (Влахос)
 
Сверху