Причащение человека впадшего в старческое слабоумие

Уральск
Православный христианин
Если человек в престарелом возрасте (ранее верующий и причащающийся) впадает в старческое слабоумие, так что перестает понимать что с ним происходит, кто он, перестает узнавать родных, не понимает - что значит : есть, пить, где руки, где голова, болит у него что-то или нет... и т.д. Можно ли в таком состоянии его причастить ?
 
Не каждый священник согласится причастить. Мне в монастыре так объяснтли - сказали иеромонах согласился бы причастить, а с прихода не получилось. Рационального объяснения этому, насколько я понимаю, нет.
 
Православный христианин
Не каждый священник согласится причастить. Мне в монастыре так объяснтли - сказали иеромонах согласился бы причастить, а с прихода не получилось. Рационального объяснения этому, насколько я понимаю, нет.
может дело в ответственности? один берёт, другой - нет, чувствует, видимо, что не по силам ... такое вот предположение
 
Православный христианин
Если человек в престарелом возрасте (ранее верующий и причащающийся) впадает в старческое слабоумие, так что перестает понимать что с ним происходит, кто он, перестает узнавать родных, не понимает - что значит : есть, пить, где руки, где голова, болит у него что-то или нет... и т.д. Можно ли в таком состоянии его причастить ?
Интересный вопрос. Младенцев так вообще крестят, не то что причащают, но под ответственность "старших", то есть крёстных родителей. А в данном случае, вероятно, имеет значение, какой жизнью жил человек ДО этого (если в случае со младенцами - то после, крёстные ручаются, что ребёнок будет после крещения, причастия жить в Церкви).
 

Сергей Воробей

Заблокирован
Донецк
Православный христианин
Я полагаю, нет. Святые дары надо принимать с пониманием того что происходит. Готовиться и все такое. А молиться о здравии дедушки обязательно. Может соборовать, впрочем и там нужно быть в теме. Хотя это мое ИМХО. Нужно поговорить со священником.
 
Православный христианин
Я полагаю, нет. Святые дары надо принимать с пониманием того что происходит. Готовиться и все такое. А молиться о здравии дедушки обязательно. Может соборовать, впрочем и там нужно быть в теме. Хотя это мое ИМХО. Нужно поговорить со священником.
Как же принимают их младенцы? У них с пониманием-то не очень.
 
Асино
Православный христианин
Я полагаю, что если человек ранее веровал и регулярно причащался, то препятствий нет. о. Димитрий Смирнов например рассказывал, что выезжал на такое причастие, так не то что слабоумный, практически отсутствующий человек, не понимающий ничего вообще, не реагирующий, не говорящий на вопрос о причастии "Согласен - Подними левую руку" - поднял.
Если же как часто бывает только крещен в детстве - тут уж священнику решать.
 
Новокузнецк
Православный христианин
Какноны не требуют наличия сознания. Не знаю, кто это придумал
Каноны требуют наличие сознания, но дело в том, что определять это наличие может только священник...никто из родственником не должен брать на себя такую ответственность определять больного насколько у него отсутствует духовное сознание...В моей практике был случай: одна больная по внешнему поведению демонстрировала полное отсутствие сознания, и только с одним из родственников разговаривала адекватно, как это объяснить никто не знал... Но у них возник спор - приглашать священника для Причастия или нет? так вот все-таки пригласили, и всем на удивление больная оказалась в полном сознании, что засвидетельствовал священнослужитель...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго вечера всем! Простите, если что не так скажу, но тоже выскажу свое мнение. Почему нет??? Мне кажется что конечно можно. Тем более, что человек при жизни ходил в церковь, причащался, исповедовался. Был по своей воле с Богом и Церковью.Как мне кажется вопрос о запрете имеет только одну сторону - чтобы НАСИЛЬНО не заставлять человека, который до этого никак не хотел соединяться с церковью, делать это , когда за него кто-то принимает решение. Потому что Господь никогда насильно себя не навязывает никому. Но все мы прекрасно знаем - как МИЛОСТИВ наш Господь и как он дает человеку соединиться с Собой. Только в нашей семье несколько таких примеров - дедушка мужа веровал всю жизнь, но церковь и батюшек не признавал, заболел раком, мучился долго и уже когда врачи сказала, что всё, скоро умрет, дети его позвали батюшек, его соборовали, причастили и в Рождество дедушка тихо ушел. Сейчас его жена - 85 лет - бабушка - тоже сдала сильно, плохо ей дается и речь и понимание и т.д., но мы регулярно зовем батюшку, который ее причащает....есть ведь даже такое понятие, как глухая исповедь - когда человек не может ничего говорить или без сознания находится, когда батюшка просто накладывает епитрахиль и исповедует такого человека. А представьте себе, что вы бы оказались в такой ситуации - ходили бы всю жизнь в церковь, с удовольствием и счастьем принимали бы Святые Дары, умываясь слезами благодарности Богу за его милость, стали плохи, слабоумны, и вас в такой сложный период жизни, последний этап - лишают такой помощи и поддержки, как Святое Причастие.....Не думаю, что Господь так это видел в своем промысле (прости Господи меня грешную за дерзость сию)....Это только мои домыслы, основанные на моем опыте воцерковления, но смею надеяться, имеющие рационально зерно...Храни всех Господь!!!
 
Последнее редактирование:
Каноны требуют наличие сознания, но дело в том, что определять это наличие может только священник...никто из родственником не должен брать на себя такую ответственность определять больного насколько у него отсутствует духовное сознание...
Вы хотите сказать, что человек должен быть способен исповедать веру? Согласен. Но если человек уже является православным христианином, отсутствие сознания не является препятствием для принятия Таинства. По крайней мере, в некоторых случаях, например, если человек умирает.
 
Новокузнецк
Православный христианин
Вы хотите сказать, что человек должен быть способен исповедать веру? Согласен. Но если человек уже является православным христианином, отсутствие сознания не является препятствием для Таинства. По крайней мере, в некоторых случаях, например, если человек умирает.
Однажды мне пришлось стать свидетелем Причащения умирающего человека (это был мой родственник) так вот когда пришел священник, он спросил у нас, в сознании ли умирающий? мы ответили, что не знаем, так как больной тяжело дышал и не отвечал нам никакими знаками. Тогда священник стал молиться, потом он сел возле больного, взял его за руку и сказал, обращаясь к больному: "Николай, я буду тебя спрашивать, а ты, только при ответе ДА будешь зажимать мне руку, договорились?" на что умирающий Николай сжал священнику руку... После этого священник попросил нас всех выйти из комнаты... когда прошла исповедь, священник пригласил нас для продолжения Таинства. После Причастия Николай умер через 2 часа...но перед этим на несколько минут он пришел в полное сознание (этот взгляд я не забуду никогда) он посмотрел на всех и отошел ко Господу...
 
Однажды мне пришлось стать свидетелем Причащения умирающего человека (это был мой родственник) так вот когда пришел священник, он спросил у нас, в сознании ли умирающий? мы ответили, что не знаем, так как больной тяжело дышал и не отвечал нам никакими знаками. Тогда священник стал молиться, потом он сел возле больного, взял его за руку и сказал, обращаясь к больному: "Николай, я буду тебя спрашивать, а ты, только при ответе ДА будешь зажимать мне руку, договорились?" на что умирающий Николай сжал священнику руку... После этого священник попросил нас всех выйти из комнаты... когда прошла исповедь, священник пригласил нас для продолжения Таинства. После Причастия Николай умер через 2 часа...но перед этим на несколько минут он пришел в полное сознание (этот взгляд я не забуду никогда) он посмотрел на всех и отошел ко Господу...


Тронуло,настоящий Батюшка, молодец! И вы молодцы, что так поступили.

Храни вас Бог, и ваших родных.
 
Доброго вечера всем! Простите, если что не так скажу, но тоже выскажу свое мнение. Почему нет??? Мне кажется что конечно можно. Тем более, что человек при жизни ходил в церковь, причащался, исповедовался. Был по своей воле с Богом и Церковью.Как мне кажется вопрос о запрете имеет только одну сторону - чтобы НАСИЛЬНО не заставлять человека, который до этого никак не хотел соединяться с церковью, делать это , когда за него кто-то принимает решение. Потому что Господь никогда насильно себя не навязывает никому. Но все мы прекрасно знаем - как МИЛОСТИВ наш Господь и как он дает человеку соединиться с Собой. Только в нашей семье несколько таких примеров - дедушка мужа веровал всю жизнь, но церковь и батюшек не признавал, заболел раком, мучился долго и уже когда врачи сказала, что всё, скоро умрет, дети его позвали батюшек, его соборовали, причастили и в Рождество дедушка тихо ушел. Сейчас его жена - 85 лет - бабушка - тоже сдала сильно, плохо ей дается и речь и понимание и т.д., но мы регулярно зовем батюшку, который ее причащает....есть ведь даже такое понятие, как глухая исповедь - когда человек не может ничего говорить или без сознания находится, когда батюшка просто накладывает епитрахиль и исповедует такого человека. А представьте себе, что вы бы оказались в такой ситуации - ходили бы всю жизнь в церковь, с удовольствием и счастьем принимали бы Святые Дары, умываясь слезами благодарности Богу за его милость, стали плохи, слабоумны, и вас в такой сложный период жизни, последний этап - лишают такой помощи и поддержки, как Святое Причастие.....Не думаю, что Господь так это видел в своем промысле (прости Господи меня грешную за дерзость сию)....Это только мои домыслы, основанные на моем опыте воцерковления, но смею надеяться, имеющие рационально зерно...Храни всех Господь!!!
Полностью согласен с вами, Надежда. Об этом, кстати, говорит 13 правило 1-го Вселенского собора:

О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшаго напутствия. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1312#part_13973

Умирающий человек ведь не утрачивает душу, не перестает быть человеком. Это какая-то презумпция еретичности - если человек не в состоянии исповедать веру, значит он уже не христианин.
 
Православный христианин
Позвольте и мне внести свою копеечку в копилку мнений. Согласен со всеми, кто говорит, что Причастие возможно. Только не могу понять – зачем? Если человек не адекватен, то, как он может принять Святые Дары? Что изменится в нем? На мой взгляд, такое Причастие отдает суеверием.
В 13 правиле 1-го Вселенского собора говорится о ПРОСЯЩИХ причаститься Евхаристии, а о чем может просить потерявший разум человек?
Сравнение с детьми тоже не совсем корректно. Ребенка крестят, чтобы в дальнейшем объяснить ему суть крещения. Стало быть, пусть с опозданием, но ребенок сможет осознанно принять благодать Божию. А что примет безумный?
 
Новокузнецк
Православный христианин
Полностью согласен с вами, Надежда. Об этом, кстати, говорит 13 правило 1-го Вселенского собора:

О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшаго напутствия. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1312#part_13973

Умирающий человек ведь не утрачивает душу, не перестает быть человеком. Это какая-то презумпция еретичности - если человек не в состоянии исповедать веру, значит он уже не христианин.

Если внимательно прочитать правило, можно увидеть, что речь идет о Причащении кающегося человека, находящегося при смерти.

Правило 13.О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшаго напутствия. Если же, быв отчаян в жизни и сподоблен причащения, паки к жизни возвратится: да будет между участвующими в молитве токмо. Вообще всякому отходящему, кто бы ни был, просящему причаститися евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются святые дары
Ссылаясь в данном случае на древний канонический закон, предписывающий находящегося при смерти кающегося удостоить святого причащения, этого последнего и нужнейшего напутствия.

Если речь идет о покаянии перед Причастием, как можно сделать это без сознания человека...
 
Если внимательно прочитать правило, можно увидеть, что речь идет о Причащении кающегося человека, находящегося при смерти.

Правило 13.О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшаго напутствия. Если же, быв отчаян в жизни и сподоблен причащения, паки к жизни возвратится: да будет между участвующими в молитве токмо. Вообще всякому отходящему, кто бы ни был, просящему причаститися евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются святые дары
Ссылаясь в данном случае на древний канонический закон, предписывающий находящегося при смерти кающегося удостоить святого причащения, этого последнего и нужнейшего напутствия.

Если речь идет о покаянии перед Причастием, как можно сделать это без сознания человека...

Думаю, здесь говорится В ЧАСТНОСТИ о причащении кающихся. Об очевидном упоминается только вскользь.

Имхо, даже намека на желание воссоединиться с Церковью в таких случаях достаточно.
Конечно, при решении вопроса о том, имеет ли Причастие смысл, все будет решать христианская интуиция близких и священника.
 
Сверху