Здравствуйте.
Согласна с Мариной Легостаевой. Проблема Макариуса, в первую очередь - духовная, а корень ее – гордыня. По всей вероятности ( не утверждаю, но высказываю личное мнение), на первых этапах воцерковления, когда человеку приходится сталкиваться с большим количеством искушений, когда не хватает знаний о правилах духовной брани, возникает мысль о своей исключительности, что вот сейчас, незамедлительно, я то избавлюсь от всех своих страстей и грехов. Однако, мгновенного результата человек не получает, и видя свою слабость, свою немощь, человек впадает в уныние, депрессивные состояния. «Как так, я хочу, а у меня не получается!» Большой ошибкой будет сравнивать себя с механизмом. Человеческая Личность – имеет несравнимо более сложное и тонкое устройство - творение Рук Божьих. Нельзя, по Вашим словам «наполнить баки духовностью» и направиться в путь по ровным, гладким рельсам, без резких поворотов и падений. Машина – предмет бездуховный, Благодати Божьей не имеющий.
Мы все повреждены грехом и не грешить мы, увы, не способны. Блаженны (имеющие покой и мир душевный) с лишь люди, осознающие свою нищету душевную. Те христиане, что понимают, что грешат, что идут против воли Отца небесного, осознают свою неспособность справится даже с маленькой страстишкой, плачут о своих грехах, каются в них и просят у Господа прощения и поддержки, помощи в борьбе с грехами. Уповая только лишь на свои силы, мы ничего с собой сделать не можем! Господь же, видя произволение человека, его стремление оставить греховные страсти, его кающееся сердце, постепенно, возможно, не так скоро, но, по мере силы покаяния и сокрушения сердца, своей Благодатью уврачует греховные раны.
Любовь к Богу и ближним, если это не даруется от Господа человеку, как Дар, приобретается понуждением, поначалу, даже приневоливанием себя к труду ради ближних, прежде всего, труду бескорыстному и самозабвенному.
Трудом врачуются многие греховные страсти, когда человек работает в поте лица, молится и уповает на Силу и поддержку Всевышнего, у него нет сил и времени на грех, медленно, но верно, он будет оставлять человека.
Не берусь давать советы, но очень многим православным христианам в борьбе с греховными пристрастьями, помогло продолжительное трудничество в монастырях. Этот эффективный метод помогает и в приобретении навыка правильной духовной жизни.
Хотелось выделить еще один аспект письма Макариуса. Необходимо внимательнее относиться к подбору духовной литературы. Читать новоначальному книги, предназначенные для монахов, не только не полезно, но и крайне опасно! Перепрыгивание с первых ступеней духовной жизни на сто двадцать первую чревато болезненными, и даже смертельными ( духовном плане) падениями. Обязательно обращайтесь к священникам с просьбой порекомендовать полезное, именно для Вас, чтение.
С уважением, Ольга Лебедева (ОПП СПб)