Праздники Рождественского цикла

администратор

Команда форума
Православный христианин
ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЦИКЛА



Общее понятие
о рождественском цикле


Как известно, бого­слу­жебное чествование важней­ших праздников не ограни­чивается одним днем. В первую очередь это относится к торжествам, вы­ра­жающим важней­шие догматы Христи­ан­ства как религии Спа­сения – к Богоявлению, т. е. явле­нию Бога во плоти, и Его Воскресе­нию из мертвых. Воскресению Христову (или Пасхе) посвящен весьма продол­житель­ный и тщательно разра­ботанный календар­ный период, имену­емый «Пас­халь­ным циклом» (мы будем говорить о нем позднее). Рождественский цикл (точнее – период) по раз­ным причинам не получил такого законченного оформления.
Древние богослужебные источники свиде­тельствуют, что из некоего «синтетического» праздника, который греки называли Тэофания, или Епифания (Богоявление, или Явление [Божественной силы]), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспо­минаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение (Встреча) в Иерусалимском храме. В него включены и менее торжественные праздники – произ­водные от этих основных (смотрите ниже). В настоящее время эти торжества воспри­нимаются нами как отдельные по смыслу богослужебные воспоминания. Но в древ­ности Тэофанию (Епифанию) праздновали сорок дней (как мы сейчас празднуем Па­сху), а своеобраз­ным «отданием» праздников рождественского цикла был праздник Сретения Гос­по­дня.
Кстати, далеко не все знают, что в старых богослужебных книгах под 25 декабря, наряду с обычным названием праздника Рождества, помещался под­за­головок: «Пасха. Праздник тридневный»! Сравнение с Пасхой, которую богослужебные песнопения называют «праздником из праздников и торжеством из торжеств», – указание на особый характер Рождества Христова и одновременно – на всё же более скромное его чествование: Пасха с особой торжественностью празднуется неделю (Светлую седмицу), а Рождество – три дня.
Современный православный цикл рож­дествен­ских праздников и воспоминаний можно представить в таком виде.

Рождественский цикл в современном календаре

«Неделя святых праотец (праотцов)» (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым). – Церковь воспоминает всех древних родоначальников (по гречески патриархов) богоизбранного народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника, «юридического» отца Мессии, – то есть здесь пред нами предстает вся история дохристианского человечества! В этом бесконечном перечне имен выделяются "проповедавшие Христа" ветхозаветные пророки и вообще все библейские праведники.

«Неделя святых отец (отцов)» (ближайшее воскресенье перед Рожде­ством). – Цер­ковь вновь воспоминает всех ветхозаветных святых, но особо прослав­ляются предки Иисуса Христа по плоти. Поэтому в Евангельском чтении на Литургии приводится родословная (генеалогия) Иисуса Христа.

«Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа [в 5508 г. от Сотворения мира, в царствование Кесаря Августа, в Вифлееме Иудей­ском]». – Это современное название праздника; в квадратных скобках – дополнение по старым месяцесловам. Более точное в богословском аспекте название, на которое нам следует обратить особое внимание, таково: «Еже по плоти (kata sarka) (!) Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (так в славянской богослужебной Минее; это буквальный перевод греческого названия праздника). – (25 декабря / 7 января).

«Собор Пресвятой Богородицы» (26 декабря / 8 января). – На следую­щий день после празднования Рождества Христова Церковь устраивает торжественное "собрание" (слав. собор) – созывает верующих для благодарственного прославления Пресвятой Девы Марии, послужившей великому таинству воплощения и вочеловечения Сына Божия. Отсюда и название праздника.

«Память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иако­ва, брата Господня». – Праздник посвящен трем иудейским праведникам, сыгравшим особую роль в Священной истории спасения, – родоначальнику мессианской династии Давиду (+ ок. 970 до н. э.), в переносном смысле – «отцу» Мессии (ставшему его прямым потомком), а также двум Его ближайшим родственникам – «юридическому» отцу Иосифу и сводному брату Иакову (вероятно, сын Иосифа от первого брака). Он считается первым епископом иудео-христианской Церкви Иерусалима и воплощает несбывшуюся надежду на обращение ко Христу всего Израиля. Они прославляются в первое воскресенье после Рождества; если же Рождество приходится на воскресенье, то их па­мять совершается на следующий день, вместе с Собором Богородицы.

«Память Святых младенец четыренадесяти (четырнадцати) тысяч, иже в Вифлееме от Ирода избиенных» (29 декабря / 11 января). – Воспоминаются первые невольные мученики будущей Христианской Церкви. Их судьба – символ всегда гонимого миром Христианства.

«Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1/14 января). – Праздник продолжает тему Рождества и утверждает реальное (а не призрачное, как считали древние еретики-антисемиты) воплощение и вочеловечение Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Он пришел «не нарушить Закон и Пророков», но исполнить (Матф 5:17). Смотрите раздаточный материал.

«Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (6/19 января). – Об этом знаменательном празднике смотрите в отдельной брошюре.

«Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (7/20 января). – Прославляется последний пророк Старого (Ветхого) и одновременно первый пророк Нового Союза-Завета, величайший «из рожденных женами» (Матфей 11:11).

«Сретение Господа нашего Иисуса Христа» (2/15 февраля). – Смотрите мою книгу и отдельную брошюру.

«Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы» (3/16 февраля). – Чествуются ветхозаветные праведники, олицетворяющие завершение всей ветхозаветной истории ожидания Мессии. В отличие от подавляющего большинства своих современников, ослепленных нацио­нально-политическми иллюзиями, приведшими библейский Израиль к трагедии, они поняли истинный смысл и цель пришествия в мир Мессии.

Смысл рождественских праздников
Историческая цель и догматический смысл праздников рождествен­ского цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подроб­ностях знаменательные факты земной жизни Иисуса Христа, но, прежде всего, в том, "чтобы выявить, понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова, ставшего плотью", – как прекрасно сказал известный богослов Бернард Ботта. (Смотрите 1 главу Евангелия от Иоанна.)
Будем внимательны к историко-богословскому аспекту этих праздни­ков. Постараемся понять, почему, например, римский по происхождению, праздник Рождества Христова (Dies Natalis Christi) стали праздновать в день зимнего солнцеворота (25 декабря) и почему он с трудом приживался на христианском Востоке (а в календаре Армянской Церкви его до сих пор вообще нет!)? Почему праздник Крещения Господня, как мы его обычно называем, имеет двойной заголовок, и на первом месте стоит древний термин Теофания (Богоявление)? Вопросы можно продолжать до беско­неч­ности. Разумеется, существует область профессионального знания, но молиться Богу «в разуме» призваны все христиане (1). А для этого нужно учиться богословию и быть внимательными к богослужебным текстам. Писавшие их великие отцы Церкви создавали не "текстовки" для хоровых партий, а перелагали в доступную для народа форму свои богословские трактаты, и никто не отменял необходимости их изучения. Мы ходим в храм не слушать хор (для этого – филармония), а молиться и учиться. Если человек за многие годы хождения в церковь так и не ура­зумел, что смысл праздника Рождества не в елке, колядках и рождествен­ском гусе, – это катастрофа, впрочем, поправимая. Стоит лишь прислу­ша­ться к голосу Церкви и стать прилежным учеником ее великих богословов.

30.12.08. Юрий Рубан

_______________________________________________
1 В праздничном песнопении (кондаке) Богоявления мы свидетельствуем и обещаем: «Явился Ты сегодня Вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, разумно воспевающих Тебя: "Ты пришел, Ты явился, Свет неприступный!"» При этом мы воспеваем Бога не просто осмысленно (без чего молитва превращается в бессмысленный концерт), но, согласно греческому тексту, даже эн эпигносей – «в высшем разуме», который мы получили через Откровение! Исполняем ли мы это обещание на деле?
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Неделя 30-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом​

11 января в 2009 г. (29 декабря 2008 г. ст. ст.)​

Память праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных​


Апостольское чтение на Литургии

Послание ап. Павла к Галатам 1:11–19


[Евангелие Павла – от Самого Христа]

[Братья,] объявляю вам, что Евангелие, которое я благовество­вал, – не есть человеческое: ведь я принял его и научился ему не от человека, но получил через откровение Иисуса Христа.
Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я усердно преследовал Церковь Божию и истреблял ее; и я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неуме­рен­ным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избрав­ший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью [т. е. с людьми], и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам; но я ушел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
Потом, спустя три года, я ходил в Иерусалим познако­миться с Кифой (Петром) и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Матфея 2:13–23

[Бегство Святого Семейства в Египет. Избиение младенцев]

Когда волхвы ушли, – вот, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Вставай, возьми Дитя и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу тебе, потому что Ирод намерен разыскать Дитя, чтобы Его погубить».
И тот встал, ночью взял Дитя и Матерь Его, и удалился в Египет, и оставался там до кончины Ирода, чтобы исполнилось сказанное Господом через пророка, говорящего: «Из Египта призвал Я Сына Моего» (Осия 11:1)1.
Меж тем Ирод, видя, что волхвы насмеялись над ним, пришел в великую ярость и послал умертвить в Вифлееме и по всей округе всех младенцев в возрасте от двух лет и менее, в соответствии с тем сроком, который он уточнил у волхвов.
Тогда сбылось предреченное Господом через пророка Иеремию, говорящего:
«Голос в Раме слышен,
рыдание и вопль великий;
о чадах своих Рахиль плачет
и не хочет утешиться, ибо нет их» (Иер 31:15)2.
А после кончины Ирода3, – вот, ангел Господень является во сне Иосифу в Египте и говорит: «Встань, возьми Дитя и Матерь Его и ступай в землю Израилеву, ибо те, кто покушались на жизнь Младенца, умерли». Он встал, взял Дитя и Матерь Его и вступил в Землю Израилеву. Услышав, однако, что над Иудеей вместо отца своего Ирода царствует Архелай, он остерегся идти туда; но, полу­чив во сне откровение, пошел в пределы Галилей­ские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет4, дабы исполни­лось предсказанное через пророков, что Он «Назореем наречен будет».


Примечания к Евангельскому чтению

Литургийное евангельское чтение в Неделю (воскресенье) после праздника Рождества продолжает чтение первого дня праздника; в целом они составляют всю вторую главу Евангелия от Матфея.
1 Эти слова пророка Осии (VIII в. до н. э.) относятся к Израилю – народу Божию, символу и прообразу Мессии.
2 Евангелист Матфей цитирует слова пророка Иеремии в качестве метафоры, хорошо понятной всем иудеям. Рама – местечко (позднее – городок) по дороге в Вифлеем, где некогда была похоронена Рахиль, любимая жена Иакова, одного из патриархов (т. е. «родоначальников») народа Божия (Бытие 35:19). Это печальное место стало символом всенародной скорби в 586 г. до н. э., потому что именно здесь вавилонский царь Навуходоносор II, разрушивший Иерусалим, собирал иудеев перед их депортацией в Вавилонию (говоря современным языком, здесь был «пересыльный лагерь»). Праматерь Рахиль, образно говоря, оплакивала тогда свой народ, а теперь оплакивает несчастных младенцев, избитых Иродом, и их безутешных родителей. Память этих первых невольных мучеников будущей Христианской Церкви совершается сейчас 11 января (29 декабря по ст. ст.) и в этом году совпадает с Неделей по Рождестве. Их печальная судьба – символ всегда гонимого миром Христианства.

3 После смерти Ирода Великого (4 г. до н. э.) его царство было поделено императором Августом между его тремя оставшимися в живых сыновьями. Галилея и часть Заиорданья (северная Палестина) отошли к Ироду Антипе, земли к северо-востоку – к Ироду Филиппу, а главная территория, Самария и Иудея, – к Архелаю, человеку жестоко­му, как и его отец. Поэтому Иосиф счел за лучшее стать подданным Ирода Антипы и отправился в Назарет, где, согласно евангелисту Луке, он уже жил до рождения Иисуса. Своим соседям он был известен как скромный ремесленник, а у властей не возбуждал никакого интереса. Что же касается Архелая, то нет никаких указаний на то, что он пытался продолжить поиски «Царя Иудейского», тем более, что вскоре ситуация резко изменилась не в его пользу. Архелай, не обладавший диплома­тическими способностями своего отца, не оправдал возложенных на него надежд, за что был смещен Августом в 6 г. н. э., и власть над Иудеей перешла к римским военным «губернаторам» – префектам и прокураторам.
4 В Евангелиях Христос именуется и Назореем и Назарянином, т. е. жителем Назарета. Здесь Матфей явно ссылается на пророчество Исайи (VIII–VII вв. до н. э.), который называет Мессию «отраслью» (потомком) от корня Иессея, отца Давида (смотрите Исайя 11:1, а также родословную Христа в первой главе Евангелия от Матфея). В еврейском языке это слово – нецер, «отрасль» – созвучно со словом Ноцерат, т. е. Назарет. Когда Святое Семейство поселилось в Назарете, – это пророчество исполнилось. Не следует путать с другим значением термина «назорей» (смотрите о нем в любой библейской энциклопедии).
Общее замечание. В Неделю по Рождестве Христовом, согласно Уставу, совершается «Память праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иако­ва, брата Господня». Праздник посвящен трем иудейским праведникам, сыгравшим особую роль в Священной истории спасения, – родоначальнику мессианской династии Давиду († ок. 970 до н. э.), в переносном смысле – «отцу» Мессии (ставшему его прямым потомком), а также двум Его ближайшим родственникам – «юридическому» отцу Иосифу и сводному брату Иакову (вероятно, сын Иосифа от первого брака). Он считается первым епископом иудео-христианской Церкви Иерусалима и воплощает несбывшуюся надежду на обращение ко Христу всего Израиля.

Ю. Рубан.
 
Сверху