администратор
Команда форума
- Православный христианин
ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЦИКЛА
Общее понятие
о рождественском цикле
Как известно, бого­слу­жебное чествование важней­ших праздников не ограни­чивается одним днем. В первую очередь это относится к торжествам, вы­ра­жающим важней­шие догматы Христи­ан­ства как религии Спа­сения – к Богоявлению, т. е. явле­нию Бога во плоти, и Его Воскресе­нию из мертвых. Воскресению Христову (или Пасхе) посвящен весьма продол­житель­ный и тщательно разра­ботанный календар­ный период, имену­емый «Пас­халь­ным циклом» (мы будем говорить о нем позднее). Рождественский цикл (точнее – период) по раз­ным причинам не получил такого законченного оформления.
Древние богослужебные источники свиде­тельствуют, что из некоего «синтетического» праздника, который греки называли Тэофания, или Епифания (Богоявление, или Явление [Божественной силы]), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспо­минаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение (Встреча) в Иерусалимском храме. В него включены и менее торжественные праздники – произ­водные от этих основных (смотрите ниже). В настоящее время эти торжества воспри­нимаются нами как отдельные по смыслу богослужебные воспоминания. Но в древ­ности Тэофанию (Епифанию) праздновали сорок дней (как мы сейчас празднуем Па­сху), а своеобраз­ным «отданием» праздников рождественского цикла был праздник Сретения Гос­по­дня.
Кстати, далеко не все знают, что в старых богослужебных книгах под 25 декабря, наряду с обычным названием праздника Рождества, помещался под­за­головок: «Пасха. Праздник тридневный»! Сравнение с Пасхой, которую богослужебные песнопения называют «праздником из праздников и торжеством из торжеств», – указание на особый характер Рождества Христова и одновременно – на всё же более скромное его чествование: Пасха с особой торжественностью празднуется неделю (Светлую седмицу), а Рождество – три дня.
Современный православный цикл рож­дествен­ских праздников и воспоминаний можно представить в таком виде.
Рождественский цикл в современном календаре
«Неделя святых праотец (праотцов)» (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым). – Церковь воспоминает всех древних родоначальников (по гречески патриархов) богоизбранного народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника, «юридического» отца Мессии, – то есть здесь пред нами предстает вся история дохристианского человечества! В этом бесконечном перечне имен выделяются "проповедавшие Христа" ветхозаветные пророки и вообще все библейские праведники.
«Неделя святых отец (отцов)» (ближайшее воскресенье перед Рожде­ством). – Цер­ковь вновь воспоминает всех ветхозаветных святых, но особо прослав­ляются предки Иисуса Христа по плоти. Поэтому в Евангельском чтении на Литургии приводится родословная (генеалогия) Иисуса Христа.
«Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа [в 5508 г. от Сотворения мира, в царствование Кесаря Августа, в Вифлееме Иудей­ском]». – Это современное название праздника; в квадратных скобках – дополнение по старым месяцесловам. Более точное в богословском аспекте название, на которое нам следует обратить особое внимание, таково: «Еже по плоти (kata sarka) (!) Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (так в славянской богослужебной Минее; это буквальный перевод греческого названия праздника). – (25 декабря / 7 января).
«Собор Пресвятой Богородицы» (26 декабря / 8 января). – На следую­щий день после празднования Рождества Христова Церковь устраивает торжественное "собрание" (слав. собор) – созывает верующих для благодарственного прославления Пресвятой Девы Марии, послужившей великому таинству воплощения и вочеловечения Сына Божия. Отсюда и название праздника.
«Память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иако­ва, брата Господня». – Праздник посвящен трем иудейским праведникам, сыгравшим особую роль в Священной истории спасения, – родоначальнику мессианской династии Давиду (+ ок. 970 до н. э.), в переносном смысле – «отцу» Мессии (ставшему его прямым потомком), а также двум Его ближайшим родственникам – «юридическому» отцу Иосифу и сводному брату Иакову (вероятно, сын Иосифа от первого брака). Он считается первым епископом иудео-христианской Церкви Иерусалима и воплощает несбывшуюся надежду на обращение ко Христу всего Израиля. Они прославляются в первое воскресенье после Рождества; если же Рождество приходится на воскресенье, то их па­мять совершается на следующий день, вместе с Собором Богородицы.
«Память Святых младенец четыренадесяти (четырнадцати) тысяч, иже в Вифлееме от Ирода избиенных» (29 декабря / 11 января). – Воспоминаются первые невольные мученики будущей Христианской Церкви. Их судьба – символ всегда гонимого миром Христианства.
«Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1/14 января). – Праздник продолжает тему Рождества и утверждает реальное (а не призрачное, как считали древние еретики-антисемиты) воплощение и вочеловечение Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Он пришел «не нарушить Закон и Пророков», но исполнить (Матф 5:17). Смотрите раздаточный материал.
«Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (6/19 января). – Об этом знаменательном празднике смотрите в отдельной брошюре.
«Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (7/20 января). – Прославляется последний пророк Старого (Ветхого) и одновременно первый пророк Нового Союза-Завета, величайший «из рожденных женами» (Матфей 11:11).
«Сретение Господа нашего Иисуса Христа» (2/15 февраля). – Смотрите мою книгу и отдельную брошюру.
«Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы» (3/16 февраля). – Чествуются ветхозаветные праведники, олицетворяющие завершение всей ветхозаветной истории ожидания Мессии. В отличие от подавляющего большинства своих современников, ослепленных нацио­нально-политическми иллюзиями, приведшими библейский Израиль к трагедии, они поняли истинный смысл и цель пришествия в мир Мессии.
Смысл рождественских праздников
Будем внимательны к историко-богословскому аспекту этих праздни­ков. Постараемся понять, почему, например, римский по происхождению, праздник Рождества Христова (Dies Natalis Christi) стали праздновать в день зимнего солнцеворота (25 декабря) и почему он с трудом приживался на христианском Востоке (а в календаре Армянской Церкви его до сих пор вообще нет!)? Почему праздник Крещения Господня, как мы его обычно называем, имеет двойной заголовок, и на первом месте стоит древний термин Теофания (Богоявление)? Вопросы можно продолжать до беско­неч­ности. Разумеется, существует область профессионального знания, но молиться Богу «в разуме» призваны все христиане (1). А для этого нужно учиться богословию и быть внимательными к богослужебным текстам. Писавшие их великие отцы Церкви создавали не "текстовки" для хоровых партий, а перелагали в доступную для народа форму свои богословские трактаты, и никто не отменял необходимости их изучения. Мы ходим в храм не слушать хор (для этого – филармония), а молиться и учиться. Если человек за многие годы хождения в церковь так и не ура­зумел, что смысл праздника Рождества не в елке, колядках и рождествен­ском гусе, – это катастрофа, впрочем, поправимая. Стоит лишь прислу­ша­ться к голосу Церкви и стать прилежным учеником ее великих богословов.
30.12.08. Юрий Рубан
_______________________________________________
1 В праздничном песнопении (кондаке) Богоявления мы свидетельствуем и обещаем: «Явился Ты сегодня Вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, разумно воспевающих Тебя: "Ты пришел, Ты явился, Свет неприступный!"» При этом мы воспеваем Бога не просто осмысленно (без чего молитва превращается в бессмысленный концерт), но, согласно греческому тексту, даже эн эпигносей – «в высшем разуме», который мы получили через Откровение! Исполняем ли мы это обещание на деле?