О разнице взглядов на понятие «Вера»:
Святитель Филарет утверждает, что вера в Бога строится на доверии к Церкви, относится к области непостижимого, хотя начинается в мыслях. Просвещает же, дает человеку ведение - голос совести.
Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви(далее «Катехизис
Филарета (Дроздова)») Пункт 7-9
Святитель Петр утверждает, что христианин должен не просто ознакомиться, а изучать, знать предмет веры, содержащийся в священном предании и писании. Кроме того, обязанность каждого для спасения своей души исповедовать Бога не только делами, но и словами, что невозможно без знания. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17).
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (далее «Катехизис первый») Пункт 1-5
О разности взглядов на «Церковное предание»:
В Катехизисе
Петра (Могилы) понятие предания напрямую связанно с поддержанием постановлений Вселенских соборов, как разъясняющим писание, следованию этим правилам. Признается непреложность постановлений Святых отцов церкви, вся Церковь призывается к изучению содержания догматов, как к основе для спасения души.
Катехизис первый Пункт 4-5
Филарет (Дроздов) учит иному: что церковь, как носительница предания всегда дает истинное православное учение и не может его исказить! Даже в том случае, когда постановлениям Вселенских соборов Церковь прямо не следует, опираясь на догматы в той мере, в какой пожелает. Позиция отчасти совпадает с католическим вероисповеданием, которое отступив от Богодухновенных Вселенских соборов сперва изменила
Символ веры, а позднее стала вводить другие инакомыслия: непреложность официальных заявлений Папы Римского, непорочное зачатие Девы Марии, Богодухновенность иных религий и т.д.
«Что мы называем Священным Преданием?
Под Священным Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды.
Где хранится Священное Предание?
Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием, по устроению Божию преемственно и в единстве, составляют Церковь, которая и есть хранительница Священного Предания, или по изречению апостола Павла, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины»
(1Тим. 3:15).
Святой Ириней пишет: «Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В неё, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили всё, что принадлежит истине. Каждый желающий может пить из неё воду жизни, она есть дверь жизни» (Против ересей, кн. 3, гл. 4)».
Катехизис Филарета ДроздоваПункт 17-18
«По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь».
Катехизис Филарета ДроздоваПункт 271
«Из каких источников мы узнаём, в чём состоит долг повиновения Церкви?
Для того, чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, что она требует от своих чад. Это можно узнать из Священного Писания, из правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов, святых отцов и их Церковных уставов».
Катехизис Филарета ДроздоваПункт 279
О разнице взглядов на чудеса и суеверия:
«Что такое чудеса?
Чудеса есть дела, которые не могут быть сделаны посредством человеческих знаний или способностей, но только всемогущей силой Божией. Например, – воскрешение умершего.
Чудеса являются признаком истинного слова Божия.
Кто творит истинные чудеса, тот действует силой Божией, следовательно, он угоден Богу и причастен Святому Духу. Такой человек говорит только истину. И потому, когда он говорит именем Божиим, через него говорит слово Божие. Сам Господь
Иисус Христос творил чудеса, которые являлись свидетельством Его Божественного посланничества: «Дела, которые Отец дал мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня»
(Ин. 5:36)».
Катехизис Филарета ДроздоваПункт 59-60
Взгляд святителя Филарета на чудеса в Православной церкви является не совсем кафолическим, ибо не учитывает понятие ворожбы: магических действий с целью исцеления посредством манипуляций связанных с молитвами, иконами, псевдоцерковными обрядами и утварью? Также паства не предупреждается о лжепророках, изгонителях бесов и о том, что не по дарам Святого Духа, которые суть: пророчество, говорение на иных языках, исцеление или управление стихиями, животным миром и т.п. следует определять Святость Духа в пастыре и прочих членах церкви, а по Плодам, которые суть: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»
(Гал. 5:22-23)
Отчетливым примером ворожеи и лжепророчицы является Ванга, которая не обладала плодами Духа, но посредством ложных чудес насаждала губительные ереси. На принципе ложных чудес построена и пятидесятническая церковь харизматов.
Петр (Могила) несколько раз поднимает вопрос суеверий и колдовства.
Разница взглядов на Символ веры
«Вопрос 5. Сколько членов кафолической и православной веры?
Ответ. В соответствии с Символом первого собора, состоявшегося в Никее, и второго, состоявшегося в Константинополе, членов (τὰἄρθρα) православной и кафолической веры двенадцать. На этих соборах все, что относится к нашей вере, изложено так подробно и точно, что мы должны верить ни больше, ни меньше, чем сказано здесь, и мы не можем понимать или истолковывать это иначе, чем те отцы. Однако, некоторые из этих членов сами по себе ясны и очевидны, а другие заключают в себе нечто сокровенное, откуда узнаются и прочие [истины]».
Катехизис первый Пункт 5
По мнению святителя Филарета,
Символ веры – предмет веры христиан, составленный пастырями и учителями Церкви для утверждения истинного учения и благочиния между христианами. Церковь дает определения, правила, нарушители которых лишаются благодати, как язычники. Определение святителя Филарета настолько мягкое, что под «лишением благодати» практически не улавливается «геена» и «вечные муки», которые завещаны язычникам.
Разница в понимании термина «исповедание»
Согласно
Филарету (Дроздову): исповедовать веру – не проповедовать, не пропагандировать, но открыто называть себя православным пункты Катехизиса с 78 по 81:
« Что означает исповедовать веру в Бога?
Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.»
Катехизис
Филарета (Дроздова) Пункт 79
Святителю Петру ближе иное понимание термина: для него исповедание есть не только признание, но и открытие/раскрытие православного учения окружающим, что практически равносильно проповеди. А проповедь всегда ведет к духовной брани, борьбе с заблуждением еретиков, раскольников, иноверцев…эта борьба недействительна без твердости в вере и знаний предмета православной веры:
«Православная, кафолическая и апостольская вера заключается в том, чтобы веровать сердцем и исповедать устами единого Бога в трех Лицах. Как учит нас тот же Павел, «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению»
(Рим. 10:10)… На этом двойном основании строится наша вера, которую надлежит не только хранить в тайне сердца, но и устами возвещать и исповедовать без страха и сомнения, согласно священному Псалмопевцу: «Я веровал, и потому говорил» (Пс. 115:1; 2Кор. 4:13); мы веруем и потому говорим.».
Катехизис первый Пункт 4-5
«Так мы научены самой вечной Истиной, Иисусом Спасителем нашим. Так мы приняли от святых Апостолов. Так, и только так, учили, провозглашали и утверждали Вселенские и Поместные соборы, и учители Церкви. Так исповедует наша Православная и Кафолическая Церковь. За эту веру святые мученики пролили свою кровь, и предпочли смерть этой жизни. Так и мы должны веровать от всего нашего сердца, не имея сомнения, и сохранять эту веру твердо и непоколебимо, даже, когда необходимость потребует умереть за нее, в надежде спасения, при помощи наших добрых дел, за которые мы получим вечные награды на небесах».
Катехизис первый Пункт 10
Различие взглядов на «Новозаветную Троицу».
Святитель Филарет подводит к оправданию "ереси антропоморфизма" в неканонических изображениях Новозаветной Троицы, заимствованных православием из католицизма в 18-19 веках и отраженной во многих иконах Новозаветной Троицы, где Бог Отец изображается в виде Ветхозаветного старца-назорея.
« Почему Священное Писание приписывает Богу телесные органы?
Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце, очи, уши, руки. Священное Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки – всемогущество».
Катехизис
Филарета (Дроздова) Пункт 88
Митрополит Петр напротив предостерегает паству от овеществления Троицы:
«Кроме того, все дело воплощения является личным свойством (προσωπικὸν ἰδίωμα) Сына, поскольку ни Отец, ни Святой Дух не принимали плоти. Вот каким образом Святая Кафолическая и Апостольская Церковь учит нас верить и исповедовать единого Бога по природе в трех Лицах. Об этом читай [в деяниях] Первого Никейского собора и Второго Вселенского Константинопольского собора».
Катехизис первый. Пункт 12
6-ой член Символа веры.
Святитель Филарет пишет, что Христос по Божественной природе всегда пребывает на небесах, святитель Петр описывает точнее: что Слово Божие пребывает везде, а на небесах особенно.
« Божеством или человечеством вознёсся
Иисус Христос на небеса?
Иисус Христос вознёсся на небеса человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах».
Катехизис
Филарета (Дроздова) Пункт 222
«О чем говорит нам этот член веры?
Ответ. Этот член учит четырем догматам. Во-первых, что
Иисус Христос вознесся на небеса и сел по правую сторону Отца со славой и честью в том самом теле, в котором истинно пострадал и воскрес из мертвых. Во-вторых, что Он вознесся на небо только как Человек, потому что как Бог, Он всегда был на небе и [вообще] везде».
Катехизис первый. Пункт 56
8-ой член символа веры
В Катехизисе святителя Филарета 248 пункт не учитывает получение причастия Святого Духа через исполнение заповедей и добрые дела, концентрируясь на участии христианина в таинствах и молитве:
«Как мы можем сделаться причастными Святому Духу?
Сделаться причастным Святому Духу можно через усердную молитву и через Таинства.
«Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него»
(Лк. 11:13)».
Катехизис
Филарета (Дроздова) Пункт 248
9-ый член символа веры
Удивительно, но святитель Филарет словно не ставит знак равенства между церковью кафолической и православной. А святитель Петр учит, что кафолическая церковь может судить за неправоверие всех церковных иерархов от самых низших чинов до патриархов, что митрополит Филарет убрал у своего Катехизиса, как и отдельно выделенные церковные правила, играющие значительную роль в Исповедании
Петра (Могилы). Такие, как обязательное соблюдение молитвенного распорядка, постов, установленных Церковью, уважение церковной иерархии, установление частоты исповеди, запрет на общение с еретиками и на чтение их трудов некрепкими, мало просвещенными в вере людьми, обязанность молиться за всех живых и мертвых, наставление о соблюдении постановлений епископов, запрет присваивать деньги или имущество церкви на свои нужды, запрет присутствия на непоощряемых церковью зрелищах, игрищах и т.п. Требования верить и соблюдать писания и определения Богодухновенных соборов.
10 член Символа Веры
Катехизис митрополита Петра, в отличие от Филаретовского рассказывает о том, какие условия необходимо соблюсти для того, чтобы таинство было действительным, помогает бороться с халатностью, ересями в совершении таинств, учит быть внимательными как мирян, так и духовенство.
Таинство «Крещения»
Исповедание подробно учит еще и чисто практическим вещам: что есть законное крещение, кем должен быть крещаемый, что должен знать восприемник, можно ли повторять крещение…
«Но это Таинство, будучи однажды принято, не должно быть повторено вновь, при условии, что лицо, совершившее Крещение, православно верило в единого Триипостасного Бога и точно, без каких-либо изменений, произнесло вышеупомянутые слова, а именно: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь», согласно пониманию Кафолической и Православной Церкви».
Катехизис первый. Пункт 102
Таинство «Миропомазания»
«Что говорится об этом Таинстве в Священном Писании?
О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у евангелиста Иоанна:
«Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте»
(1Ин. 2:20, 27)».
Катехизис
Филарета (Дроздова) Пункт 248
Не очень понятно, зачем был включен этот пункт, ведь велика вероятность, что он может быть воспринят новообращенными превратно: «После миропомазания меня на истинную веру наставляет Дух Святой, зачем еще кого-то слушать, что-то узнавать, читать, изучать - Дух научит». Интересен момент, что намеренно исключен из цитаты фрагмент о том, что Апостолы уже были научены, прежде, чем получили Дары Святого Духа:
«Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.
Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то́, что всякая ложь не от истины.
Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
Это я написал вам об обольщающих вас.
Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».
(1Ин. 2:20-27)
Таинство «Священства»
Святитель Филарет (в отличие от святителя Петра) исключает из духовного сана такие степени, как: чтец, певец, свещеносец, иподиакон. Также не говорит, в чем состоит всеобщее священство, и какие жертвы как священник приносит мирянин.
Таинство «Покаяния»
«Когда появилось это Таинство?
Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов»… (и они) «крестились от него… исповедуя грехи свои»
(Мк. 1:4–5). Апостолам
Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал…»
Катехизис
Филарета (Дроздова) Пункт 349
Не мог ли святитель допустить в этом пункте ошибку? Ведь существовало Ветхозаветное принесенение жертвы за грех, обряд ритуального омовения (твила) – все это было до Иоанна Крестителя.
О Надежде
По святителю Филарету надежда - есть успокоение в Боге, что Он заботится о нашем спасении, по митрополиту Могиле – дерзновение к Богу чрез вдохновение и просвещение от Бога; дабы молящийся никогда не отчаивался в содействии ему благодати Божией.
Молитва «Господня»
Есть разница взглядов двух святителей в трактовке слова «днесь» при различной расстановке приоритетов прошения о хлебе насущном: Православное исповедание утверждает, что под хлебом в первую очередь следует понимать «хлеб небесный» – Слово Божие, а следом все необходимое для жизни в сем веке, т.е. «днесь». Святитель Филарет ограничивает понятие «днесь» сегодняшним днем и ставит прошения о телесных нуждах на первое место.
Из толкования прошения «И не введи нас во искушение» святитель Филарет убрал все, что касается врага нападок на Церковь и противоборства ему.
ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
Нищие духом
Взгляды схожи, но
Петр (Могила) более практично описывает отношение к миру «нищих духом», в том числе затрагивает схожее со щедростью, но коварное понятие расточительности.
Плачущие
Святитель Петр подробно описывает какой плач относится к блаженным, а какой нет, за перенесение каких лишений Господь воздаст в будущей жизни.
Кроткие
Православное исповедание учит кротости как нижестоящих по отношению к высшим, так и господ, учителей по отношению к низшим себя, конкретизируя наставление.
Ищущие правды
Здесь взгляды принципиально разные: Исповедание говорит о жажде справедливости, ожидании помощи в восстановлении ее, а катехизис Филарета приравнивает стремление к праведной жизни к поиску правды.
10 заповедей
« Можно ли укорять людей, если в них есть пороки?
Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости:
«Не судите, да не судимы будете»
(Мф. 7:1)».
Катехизис
Филарета (Дроздова) Пункт 595
Не ошибается ли тут святитель Филарет? Ведь учение говорит об обличении: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным».
(Гал.6:1)
Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
(1Фес 5:11)
«Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою».
(1Тим. 5:1-2)
Апостол Павел говорит также в послании к Римлянам: «начальник ли, начальствуй с усердием» (Рим 12:8), «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». (Рим 13:3-4). Таким образом, выходит, что поставленный главенствовать человек, имея в душе желание спасти ближнего, может укорить того, думая о спасении его души, не так ли?