Православное исповедание. Хорошо забытое старое?

Православный христианин
С праздником, отцы, братья и сестры!

Летом прошлого года столкнулся с проблемой: захотел нескольким людям подарить Православное исповедание Святителя Петра и не смог купить нормальной книги по приемлемой цене. Все, что есть - оцифрованные дореволюционные издания под тысячу рублей. Катехизис святителя Филарета можно приобрести за любые деньги и раздавать. А вот с Исповеданием так не выйдет. Отсюда вопрос: считаете ли вы, что Исповедание хуже? А может быть, вы думаете, что надо и эту книгу сделать доступной и распространить в церквах? Естественно, адаптировав цитаты, которые начинающие христиане могут не понять.
В этой теме постараюсь поменьше говорить и побольше слушать. Кого обидел, простите, Христа ради.
 
Православный христианин
Хотя Катехизис святителя Филарета (Дроздова) структурно практически идентичен Православному Исповеданию митрополита Петра (Могилы), состав этих катехизисов различен. Исповедание святителя Петра скорее направлено на истребление ересей, заблуждений и суеверий, а труд святителя Филарета просвещает тех, кто с Библией практически не знаком, а если и знаком, то поверхностно. Тем не менее, как первый катехизис имеет некоторые превосходства перед позднейшим, так и более поздний оказался в некоторых вопросах подробнее своего предшественника. Так в катехизисе Филарета (Дроздова) более детально рассмотрены заповеди Моисея по отношению к ближним, которые у митрополита Петра разобраны весьма поверхностно. Также святитель Филарет более внимательно подходит к таинству причастия. Зато по следующим вопросам Исповедание Петра (Могилы) дает более ясную, развернутую картину:
Троичность Бога, разобраны Его общие свойства.
В разы полнее дана информация о невидимом мире - мире ангелов, об их воздействии на мир материальный.
Полноценно разобраны понятия греха и грехопадения, страстей, падшего человеческого естества и методов возвращения ему образа Божьего.
Рассмотрена природа зла, свободной воли, устройство души.
Святитель Петр разбирает вопрос, что Бог не является Творцом зла, вообще говорит о том, как христианин должен смотреть на творение…
Отдельным разделом включены трактат «О святых иконах» из трудов Иоанна Дамаскина и «Изложение Веры» Григория Чудотворца.
Подробнее рассказывается о признаках конца света.
У святителя Филарета убрано практически все, что связано со Страшным Судом, воздаянием, муками, наградами праведным.
Опровержение католических убеждений о Чистилище святитель Филарет также убрал из катехизиса, хотя у святителя Петра оно есть.
Опровержение Филиокве, разъяснение того, что многие католики сами раньше выступали против него.
Подробное описание 7-ми основных Даров Святого Духа.
Разобрано, во что должен верить и что признавать человек, произносящий молитву Господню. Через что прославляется и хулится имя Божие, за кого мы молимся, список того, что мы просим в каждом, казалось бы, кратком прошении.
То, что о милостыне Исповедание святителя Петра (Могилы) подробно, конкретно, с примерами учит на трех листах А4, Филарет (Дроздов) просто перечислил, уместив в 9 строчек.
Катехизис Петра (Могилы) достаточно подробно рассказывает о том, кому, как, как часто, с каким настроением и ожиданием надо исповедаться. Говорит о недействительности исповеди еретику и раскольнику, рассказывает о видах епитимий… все это святитель Филарет вычеркнул из нового Катехизиса.
Очень подробно раскрывается учение о добродетелях, о плодах этих добродетелей, чего у святителя Филарета просто нет.
Разбор видов греха, страстей, производных одних грехов, влекущих к совершению других. Учение о том, как грехи убивают человека, как наносят раны, как исцеляются страсти, как освободиться от первородного греха, могут ли спастись некрещеные, когда отпускаются грех. Сколько родов греха…
Рассказывается о том, как первая заповедь Моисея соотносится с учением о почитании православной церковью святых отцов. О чести, воздаваемой святым для Бога, и почему недостаточное почитание святых оскорбляет Бога и нарушает первую заповедь.
Также нельзя не отметить, что некоторые фрагменты катехизисов прекрасно дополняли бы друг друга, если бы были объединены в одно учение. Но некоторые взгляды святителей весьма разнятся.
 
Православный христианин
О разнице взглядов на понятие «Вера»:
Святитель Филарет утверждает, что вера в Бога строится на доверии к Церкви, относится к области непостижимого, хотя начинается в мыслях. Просвещает же, дает человеку ведение - голос совести.
Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви(далее «Катехизис Филарета (Дроздова)») Пункт 7-9
Святитель Петр утверждает, что христианин должен не просто ознакомиться, а изучать, знать предмет веры, содержащийся в священном предании и писании. Кроме того, обязанность каждого для спасения своей души исповедовать Бога не только делами, но и словами, что невозможно без знания. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17).
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (далее «Катехизис первый») Пункт 1-5
О разности взглядов на «Церковное предание»:
В Катехизисе Петра (Могилы) понятие предания напрямую связанно с поддержанием постановлений Вселенских соборов, как разъясняющим писание, следованию этим правилам. Признается непреложность постановлений Святых отцов церкви, вся Церковь призывается к изучению содержания догматов, как к основе для спасения души.
Катехизис первый Пункт 4-5
Филарет (Дроздов) учит иному: что церковь, как носительница предания всегда дает истинное православное учение и не может его исказить! Даже в том случае, когда постановлениям Вселенских соборов Церковь прямо не следует, опираясь на догматы в той мере, в какой пожелает. Позиция отчасти совпадает с католическим вероисповеданием, которое отступив от Богодухновенных Вселенских соборов сперва изменила Символ веры, а позднее стала вводить другие инакомыслия: непреложность официальных заявлений Папы Римского, непорочное зачатие Девы Марии, Богодухновенность иных религий и т.д.
«Что мы называем Священным Преданием?
Под Священным Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды.
Где хранится Священное Предание?
Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием, по устроению Божию преемственно и в единстве, составляют Церковь, которая и есть хранительница Священного Предания, или по изречению апостола Павла, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).
Святой Ириней пишет: «Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В неё, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили всё, что принадлежит истине. Каждый желающий может пить из неё воду жизни, она есть дверь жизни» (Против ересей, кн. 3, гл. 4)».
Катехизис Филарета ДроздоваПункт 17-18

«По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь».
Катехизис Филарета ДроздоваПункт 271
«Из каких источников мы узнаём, в чём состоит долг повиновения Церкви?
Для того, чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, что она требует от своих чад. Это можно узнать из Священного Писания, из правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов, святых отцов и их Церковных уставов».
Катехизис Филарета ДроздоваПункт 279
О разнице взглядов на чудеса и суеверия:
«Что такое чудеса?

Чудеса есть дела, которые не могут быть сделаны посредством человеческих знаний или способностей, но только всемогущей силой Божией. Например, – воскрешение умершего.
Чудеса являются признаком истинного слова Божия.
Кто творит истинные чудеса, тот действует силой Божией, следовательно, он угоден Богу и причастен Святому Духу. Такой человек говорит только истину. И потому, когда он говорит именем Божиим, через него говорит слово Божие. Сам Господь Иисус Христос творил чудеса, которые являлись свидетельством Его Божественного посланничества: «Дела, которые Отец дал мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин. 5:36)».
Катехизис Филарета ДроздоваПункт 59-60
Взгляд святителя Филарета на чудеса в Православной церкви является не совсем кафолическим, ибо не учитывает понятие ворожбы: магических действий с целью исцеления посредством манипуляций связанных с молитвами, иконами, псевдоцерковными обрядами и утварью? Также паства не предупреждается о лжепророках, изгонителях бесов и о том, что не по дарам Святого Духа, которые суть: пророчество, говорение на иных языках, исцеление или управление стихиями, животным миром и т.п. следует определять Святость Духа в пастыре и прочих членах церкви, а по Плодам, которые суть: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23)
Отчетливым примером ворожеи и лжепророчицы является Ванга, которая не обладала плодами Духа, но посредством ложных чудес насаждала губительные ереси. На принципе ложных чудес построена и пятидесятническая церковь харизматов. Петр (Могила) несколько раз поднимает вопрос суеверий и колдовства.
Разница взглядов на Символ веры
«Вопрос 5. Сколько членов кафолической и православной веры?
Ответ. В соответствии с Символом первого собора, состоявшегося в Никее, и второго, состоявшегося в Константинополе, членов (τὰἄρθρα) православной и кафолической веры двенадцать. На этих соборах все, что относится к нашей вере, изложено так подробно и точно, что мы должны верить ни больше, ни меньше, чем сказано здесь, и мы не можем понимать или истолковывать это иначе, чем те отцы. Однако, некоторые из этих членов сами по себе ясны и очевидны, а другие заключают в себе нечто сокровенное, откуда узнаются и прочие [истины]».
Катехизис первый Пункт 5
По мнению святителя Филарета, Символ веры – предмет веры христиан, составленный пастырями и учителями Церкви для утверждения истинного учения и благочиния между христианами. Церковь дает определения, правила, нарушители которых лишаются благодати, как язычники. Определение святителя Филарета настолько мягкое, что под «лишением благодати» практически не улавливается «геена» и «вечные муки», которые завещаны язычникам.
Разница в понимании термина «исповедание»
Согласно Филарету (Дроздову): исповедовать веру – не проповедовать, не пропагандировать, но открыто называть себя православным пункты Катехизиса с 78 по 81:
« Что означает исповедовать веру в Бога?
Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.»
Катехизис Филарета (Дроздова) Пункт 79
Святителю Петру ближе иное понимание термина: для него исповедание есть не только признание, но и открытие/раскрытие православного учения окружающим, что практически равносильно проповеди. А проповедь всегда ведет к духовной брани, борьбе с заблуждением еретиков, раскольников, иноверцев…эта борьба недействительна без твердости в вере и знаний предмета православной веры:
«Православная, кафолическая и апостольская вера заключается в том, чтобы веровать сердцем и исповедать устами единого Бога в трех Лицах. Как учит нас тот же Павел, «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10)… На этом двойном основании строится наша вера, которую надлежит не только хранить в тайне сердца, но и устами возвещать и исповедовать без страха и сомнения, согласно священному Псалмопевцу: «Я веровал, и потому говорил» (Пс. 115:1; 2Кор. 4:13); мы веруем и потому говорим.».
Катехизис первый Пункт 4-5
«Так мы научены самой вечной Истиной, Иисусом Спасителем нашим. Так мы приняли от святых Апостолов. Так, и только так, учили, провозглашали и утверждали Вселенские и Поместные соборы, и учители Церкви. Так исповедует наша Православная и Кафолическая Церковь. За эту веру святые мученики пролили свою кровь, и предпочли смерть этой жизни. Так и мы должны веровать от всего нашего сердца, не имея сомнения, и сохранять эту веру твердо и непоколебимо, даже, когда необходимость потребует умереть за нее, в надежде спасения, при помощи наших добрых дел, за которые мы получим вечные награды на небесах».
Катехизис первый Пункт 10
Различие взглядов на «Новозаветную Троицу».
Святитель Филарет подводит к оправданию "ереси антропоморфизма" в неканонических изображениях Новозаветной Троицы, заимствованных православием из католицизма в 18-19 веках и отраженной во многих иконах Новозаветной Троицы, где Бог Отец изображается в виде Ветхозаветного старца-назорея.
« Почему Священное Писание приписывает Богу телесные органы?
Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце, очи, уши, руки. Священное Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки – всемогущество».
Катехизис Филарета (Дроздова) Пункт 88
Митрополит Петр напротив предостерегает паству от овеществления Троицы:
«Кроме того, все дело воплощения является личным свойством (προσωπικὸν ἰδίωμα) Сына, поскольку ни Отец, ни Святой Дух не принимали плоти. Вот каким образом Святая Кафолическая и Апостольская Церковь учит нас верить и исповедовать единого Бога по природе в трех Лицах. Об этом читай [в деяниях] Первого Никейского собора и Второго Вселенского Константинопольского собора».
Катехизис первый. Пункт 12
6-ой член Символа веры.
Святитель Филарет пишет, что Христос по Божественной природе всегда пребывает на небесах, святитель Петр описывает точнее: что Слово Божие пребывает везде, а на небесах особенно.
« Божеством или человечеством вознёсся Иисус Христос на небеса?
Иисус Христос вознёсся на небеса человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах».
Катехизис Филарета (Дроздова) Пункт 222
«О чем говорит нам этот член веры?
Ответ. Этот член учит четырем догматам. Во-первых, что Иисус Христос вознесся на небеса и сел по правую сторону Отца со славой и честью в том самом теле, в котором истинно пострадал и воскрес из мертвых. Во-вторых, что Он вознесся на небо только как Человек, потому что как Бог, Он всегда был на небе и [вообще] везде».
Катехизис первый. Пункт 56
8-ой член символа веры
В Катехизисе святителя Филарета 248 пункт не учитывает получение причастия Святого Духа через исполнение заповедей и добрые дела, концентрируясь на участии христианина в таинствах и молитве:
«Как мы можем сделаться причастными Святому Духу?
Сделаться причастным Святому Духу можно через усердную молитву и через Таинства.
«Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13)».
Катехизис Филарета (Дроздова) Пункт 248
9-ый член символа веры
Удивительно, но святитель Филарет словно не ставит знак равенства между церковью кафолической и православной. А святитель Петр учит, что кафолическая церковь может судить за неправоверие всех церковных иерархов от самых низших чинов до патриархов, что митрополит Филарет убрал у своего Катехизиса, как и отдельно выделенные церковные правила, играющие значительную роль в Исповедании Петра (Могилы). Такие, как обязательное соблюдение молитвенного распорядка, постов, установленных Церковью, уважение церковной иерархии, установление частоты исповеди, запрет на общение с еретиками и на чтение их трудов некрепкими, мало просвещенными в вере людьми, обязанность молиться за всех живых и мертвых, наставление о соблюдении постановлений епископов, запрет присваивать деньги или имущество церкви на свои нужды, запрет присутствия на непоощряемых церковью зрелищах, игрищах и т.п. Требования верить и соблюдать писания и определения Богодухновенных соборов.
10 член Символа Веры
Катехизис митрополита Петра, в отличие от Филаретовского рассказывает о том, какие условия необходимо соблюсти для того, чтобы таинство было действительным, помогает бороться с халатностью, ересями в совершении таинств, учит быть внимательными как мирян, так и духовенство.
Таинство «Крещения»
Исповедание подробно учит еще и чисто практическим вещам: что есть законное крещение, кем должен быть крещаемый, что должен знать восприемник, можно ли повторять крещение…
«Но это Таинство, будучи однажды принято, не должно быть повторено вновь, при условии, что лицо, совершившее Крещение, православно верило в единого Триипостасного Бога и точно, без каких-либо изменений, произнесло вышеупомянутые слова, а именно: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь», согласно пониманию Кафолической и Православной Церкви».
Катехизис первый. Пункт 102
Таинство «Миропомазания»
«Что говорится об этом Таинстве в Священном Писании?

О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у евангелиста Иоанна:
«Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин. 2:20, 27)».
Катехизис Филарета (Дроздова) Пункт 248
Не очень понятно, зачем был включен этот пункт, ведь велика вероятность, что он может быть воспринят новообращенными превратно: «После миропомазания меня на истинную веру наставляет Дух Святой, зачем еще кого-то слушать, что-то узнавать, читать, изучать - Дух научит». Интересен момент, что намеренно исключен из цитаты фрагмент о том, что Апостолы уже были научены, прежде, чем получили Дары Святого Духа:
«Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.
Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то́, что всякая ложь не от истины.
Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
Это я написал вам об обольщающих вас.
Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».
(1Ин. 2:20-27)
Таинство «Священства»
Святитель Филарет (в отличие от святителя Петра) исключает из духовного сана такие степени, как: чтец, певец, свещеносец, иподиакон. Также не говорит, в чем состоит всеобщее священство, и какие жертвы как священник приносит мирянин.
Таинство «Покаяния»
«Когда появилось это Таинство?
Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов»… (и они) «крестились от него… исповедуя грехи свои» (Мк. 1:4–5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал…»
Катехизис Филарета (Дроздова) Пункт 349
Не мог ли святитель допустить в этом пункте ошибку? Ведь существовало Ветхозаветное принесенение жертвы за грех, обряд ритуального омовения (твила) – все это было до Иоанна Крестителя.
О Надежде
По святителю Филарету надежда - есть успокоение в Боге, что Он заботится о нашем спасении, по митрополиту Могиле – дерзновение к Богу чрез вдохновение и просвещение от Бога; дабы молящийся никогда не отчаивался в содействии ему благодати Божией.
Молитва «Господня»
Есть разница взглядов двух святителей в трактовке слова «днесь» при различной расстановке приоритетов прошения о хлебе насущном: Православное исповедание утверждает, что под хлебом в первую очередь следует понимать «хлеб небесный» – Слово Божие, а следом все необходимое для жизни в сем веке, т.е. «днесь». Святитель Филарет ограничивает понятие «днесь» сегодняшним днем и ставит прошения о телесных нуждах на первое место.
Из толкования прошения «И не введи нас во искушение» святитель Филарет убрал все, что касается врага нападок на Церковь и противоборства ему.
ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
Нищие духом

Взгляды схожи, но Петр (Могила) более практично описывает отношение к миру «нищих духом», в том числе затрагивает схожее со щедростью, но коварное понятие расточительности.
Плачущие
Святитель Петр подробно описывает какой плач относится к блаженным, а какой нет, за перенесение каких лишений Господь воздаст в будущей жизни.
Кроткие
Православное исповедание учит кротости как нижестоящих по отношению к высшим, так и господ, учителей по отношению к низшим себя, конкретизируя наставление.
Ищущие правды
Здесь взгляды принципиально разные: Исповедание говорит о жажде справедливости, ожидании помощи в восстановлении ее, а катехизис Филарета приравнивает стремление к праведной жизни к поиску правды.
10 заповедей
« Можно ли укорять людей, если в них есть пороки?
Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости:
«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1)».
Катехизис Филарета (Дроздова) Пункт 595
Не ошибается ли тут святитель Филарет? Ведь учение говорит об обличении: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным».
(Гал.6:1)
Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
(1Фес 5:11)
«Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою».
(1Тим. 5:1-2)
Апостол Павел говорит также в послании к Римлянам: «начальник ли, начальствуй с усердием» (Рим 12:8), «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». (Рим 13:3-4). Таким образом, выходит, что поставленный главенствовать человек, имея в душе желание спасти ближнего, может укорить того, думая о спасении его души, не так ли?
 
Православный христианин
Прошу прощения, отцы, братья и сестры, что выложил такую простыню. В прошлом году, еще до мобилизации, планировал улететь в Армению, чтобы оттуда двинуться в Иерусалим, благословился встретиться с митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Григорием, подкараулил, что называется, после службы в станице Пластуновская, хотел сподвигнуть его к обновленному изданию старого катехизиса, но митрополит меня обрубил, сказав, что Православное Исповедание написано под влиянием католицизма, поэтому катехизис святителя Филарета (Дроздова) куда православнее. Я был несколько обескуражен и в Армению так и не полетел. Вопрос стал делом чести. Пришлось изучить материал, сравнить по пунктам два катехизиса. Теперь спрошу у вас: в чем мои ошибки? в чем конкретно заключается католическое влияние? И почему 4 патриарха и православный собор, созванный, чтобы исправить неточности это влияние не ослабили? Буду признателен за ответы.
 
Православный христианин
Прошу прощения, отцы, братья и сестры, что выложил такую простыню. В прошлом году, еще до мобилизации, планировал улететь в Армению, чтобы оттуда двинуться в Иерусалим, благословился встретиться с митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Григорием, подкараулил, что называется, после службы в станице Пластуновская, хотел сподвигнуть его к обновленному изданию старого катехизиса, но митрополит меня обрубил, сказав, что Православное Исповедание написано под влиянием католицизма, поэтому катехизис святителя Филарета (Дроздова) куда православнее. Я был несколько обескуражен и в Армению так и не полетел. Вопрос стал делом чести. Пришлось изучить материал, сравнить по пунктам два катехизиса. Теперь спрошу у вас: в чем мои ошибки? в чем конкретно заключается католическое влияние? И почему 4 патриарха и православный собор, созванный, чтобы исправить неточности это влияние не ослабили? Буду признателен за ответы.
В моем понимании сравнивать Православное Исповедание святителя Петра (Могилы) и Православный Катехизис святителя Филорета (Дроздова) некорректно, так как их предназначение разное.
Первое является утвержденной Восточными православными Патриархатами книгой, в которой догматически изложена Православная вера. Не может быть вольностей при изложении догматических основ православной веры.
Второе является учебником, содержание которого направлено на ознакомление (оглашение) с православной верой новоночальных или малознакомых с ней. В Катехизисе могут быть вольности изложения, чтобы донести основы православной веры.
 
Православный христианин
В моем понимании сравнивать Православное Исповедание святителя Петра (Могилы) и Православный Катехизис святителя Филорета (Дроздова) некорректно, так как их предназначение разное.
Первое является утвержденной Восточными православными Патриархатами книгой, в которой догматически изложена Православная вера. Не может быть вольностей при изложении догматических основ православной веры.
Простите, Вячеслав, но вы, видимо, не знаете историю создания и цели Православного Исповедания. Кратко: у католиков был катехизис, у православных не было. Тогда святитель Петр, использовав структуру католического катехизиса, составил православный. В нем, конечно, нашли некоторые ошибки, которые опять же соборно исправляли. В итоге выпустили под финальным названием, как исповедание Всей православной Церкви. Ни как квартальный отчет, а как нравственное учебное пособие. До революции катехизис пережил только в России около 11 переизданий. Святитель Филарет использовал его как образец. У катехизисов идентичная структура. Только названия отличаются. Ну, так ведь можно сказать "пособие по математике", а можно "учебник".
Второе является учебником, содержание которого направлено на ознакомление (оглашение) с православной верой новоночальных или малознакомых с ней. В Катехизисе могут быть вольности изложения, чтобы донести основы православной веры.
Слово "катехизис" происходит от греческого "катехио" - оглашать, устно наставлять. Могли ли греки в семнадцатом веке назвать письменный источник устным наставлением? Видимо, нет. А католики могли.
 
Православный христианин
Простите, Вячеслав, но вы, видимо, не знаете историю создания и цели Православного Исповедания.
Простите, Никита, но Вы видимо не знаете того, что знаю я.
Кратко: у католиков был катехизис, у православных не было. Тогда святитель Петр, использовав структуру католического катехизиса, составил православный. В нем, конечно, нашли некоторые ошибки, которые опять же соборно исправляли. В итоге выпустили под финальным названием, как исповедание Всей православной Церкви. Ни как квартальный отчет, а как нравственное учебное пособие. До революции катехизис пережил только в России около 11 переизданий. Святитель Филарет использовал его как образец. У катехизисов идентичная структура. Только названия отличаются. Ну, так ведь можно сказать "пособие по математике", а можно "учебник".
Православное исповедание является Символической книгой, в которой пространно излагается догматическое вероучение Церкви.
Катехизис - учебное пособие для оглашаемых.
Понимаете разницу?
Если за образец и была взята форма Католического Катехизиса, то это не значит, что Православное Исповедание имеет тоже предназначение, что и указанный катехизис.
Слово "катехизис" происходит от греческого "катехио" - оглашать, устно наставлять. Могли ли греки в семнадцатом веке назвать письменный источник устным наставлением? Видимо, нет. А католики могли.
Католический Катехизис кратко излагает веру католическую и одновременно моральные нормы для католиков, а также является учебным пособием. Данный катехизис предназначен для католического священства, а не для мирян.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Простите, Никита, но Вы видимо не знаете того, что знаю я.
Тогда, простите, но в таком случае я с вашей стороны вижу намеренное искажение фактов.
Католический Катехизис кратко излагает веру католическую и одновременно моральные нормы для католиков, а также является учебным пособием. Данный катехизис предназначен для католического священства, а не для мирян.
Я изучал современный католический катехизис, как самостоятельно, так и под руководством, в католической общине. Изучив декреты второго Ватиканского собора, больше с католиками не сообщаюсь, было несколько бесед исключительно для вразумления.
Если говорить о попытке создания современного катехизиса РПЦ, опять же по примеру современного католического, вышло как раз "пространно изложенное догматическое вероучение Церкви", что многих не устроило, поэтому единый документ разбили на три книги и рекомендовали к изучению, несмотря на всю критику.
Вы сомневаетесь, что я понимаю разницу между изложением веры и оглашением, т.е. обучением основам православия, которые дают базу, помогают христианину духовно возрастать. Простите, но мне придется привести пространную цитату разбора одной и той же заповеди двух вероучительных книг:
 
Православный христианин

О пятой заповеди Блаженства​

456. Какая пятая заповедь Господа для достижения блаженства?
Желающие блаженства должны быть милостивы.
457. Как следует исполнять эту заповедь?
Исполнить эту заповедь следует посредством телесных и духовных дел милости. Святой Иоанн Златоуст замечает, что
«есть различные виды милости и широка эта заповедь» (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
458. Какие дела милости телесные?
Дела милости телесные следующие: накормить голодного; напоить жаждущего; одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде); посетить находящегося в темнице; посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти; странника принять в дом и предоставить отдых; погребать умерших в бедности и нищете.
459. Какие дела милости духовные?
Дела милости духовные таковы: увещанием обратить
«грешника от ложного пути его» (Иак. 5:20);
незнающего научить истине и добру; ближнему дать добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности; молиться о ближнем Богу; утешить печального; не воздавать за зло, сделанное нам другими; всем сердцем прощать обиды.
460. Не противоречит ли заповеди о милости наказание подсудимых?
Наказание подсудимого не противоречит заповеди о милости, если делается по долгу и с добрым намерением, т. е., чтобы исправить виновного или оградить невиновных от его преступлений.
461. Что Господь обещает милостивым?
Господь обещает милостивым, что они помилованы будут.
462. Какого рода помилование здесь подразумевается?
Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на суде Божием.

О пятой заповеди блаженства​

Вопрос 38. Какое пятое блаженство?
Ответ. «Блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).
Вопрос 39. Чему учит блаженство сие?
Ответ. Учит, что блаженны те люди, которые творят дела милосердия и человеколюбия.
Вопрос 40. Какие дела милосердия?
Ответ. Дела милосердия двоякого рода: одни из них относятся к телу, другие к душе (Феофилакт на 25-ю гл. Мф.).
Вопрос 41. Сколько дел человеколюбия, относящихся к телу?
Ответ. Семь. Первое – дать алчущему пищу, как сказал Христос: «взалкахся бо, и дасте Ми ясти» (Мф. 25, 35), т.е. бедным и немощным, которые не могут пропитать себя собственными трудами. Таковую милостыню должно уделять из тех благ, которые приобретены честным образом, собственным и праведным трудом, по словам Писания: «Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды» (Притч. 3,9). Притом должно подавать милостыню не только тем бедным, которые в большом множестве открыто просят, или которые находятся в богадельнях; но также и тем, которые по своей стыдливости не могут просить милостыни. Впрочем, надобно остерегаться, чтобы дело милосердия не сделалось известно другим людям, и не заслужило похвалу и одобрение, как Христос говорит: «Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищих и в стогнах, яко да прославятся от человек. Аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою» (Мф. 6, 2).
Вопрос 42. Какое второе дело милосердия?
Ответ. Напоить жаждущего, т.е. того, который по причине бедности и слабости своей не имеет средства утолить жажду свою. Под сими словами разумеется всякий род пития во время жажды, которую если кто утолит и одною чашею холодной воды в жаждущем, получит блаженство, по словам Спасителя нашего, Который говорит в Писании: «Иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея» (Мк. 9, 41). Сюда принадлежат все услуги, которые, каким бы то ни было образом оказывает кто-нибудь бедным и немощным, т.е. которые не могут снискивать нужное для себя трудом или промыслом своим.
Вопрос 43. Какой третий долг человеколюбия?
Ответ. Одеть нагого. Сего блаженства достигают те, которые, быв подвигнуты человеколюбивым расположением к ближнему своему, помогают ему в нужде – одевая его наготу. За сие Иисус Христос воздаст им награду в день суда и скажет: «приидите, благословенныи Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34). Здесь разумеются не только совершенно нагие, но и те, кои хотя и имеют одежду, но такую, которая не может защитить их от стужи, или которые страждут от какого-нибудь несчастия и с большим трудом сохраняют жизнь свою по причине скудной одежды. Посему милосердный человек должен также и им явить какое-нибудь дело человеколюбия, подав им что-нибудь для одеяния, дабы они могли защищать себя от холода.
Вопрос 44. Какое четвертое дело милосердия?
Ответ. Посещать заключенных в темнице. При сем мы не должны изыскивать, за какую кто вину посажен в темницу, и кто именно тот человек, который содержится в темнице. Ибо кто бы он ни был, и за какое бы преступное дело ни ввержен был в узы, наш долг – для Христа Господа нашего, – прийти, посетить и утешить его, дабы он не впал в отчаяние.
Вопрос 45. Какое пятое дело милосердия?
Ответ. Навещать больных. Таковое дело каждый должен исполнять, не разбирая того, сродник ли болящий, домашний ли ему, друг ли, сверстник ли его. Вообще всякого больного, а особливо который лежит в больнице, или на торжище, хотя бы он был вовсе неизвестен, должен навещать сим образом: во-первых, утешать его беседою, сострадая ему сердечно в его несчастии; во-вторых, увещевать больного, чтобы он терпеливо переносил таковое свое несчастие, и чтобы принял сие посещение Божие без скорби сердца и без ропота; а напротив, устами и сердцем благословлял Бога, являющего над ним сию волю Свою, уповая крепко, что Он по человеколюбию Своему пошлет ему исцеление. Кроме того, должен советовать ему, чтобы он с сокрушенным и умиленным сердцем, исповедав грехи, которые как человек соделал, причастился Пречистым Тайнам и принял Елеосвящение, по обычаю Церкви: Поелику Таинства сии весьма много содействуют не только ко спасению души, но и к здравию тела. Еще должен непрестанно молить о нем Бога, препоручить его и общим молениям всей Церкви. Даже когда больной, по бедности своей, не может объявить Церкви болезнь свою, долг милосердного человека – призвать духовного Отца его для совершения над ним надлежащих обрядов. Наконец, должен увещевать больного, чтобы он не впадал в суеверие и не прибегал к искусствам, запрещенным Церковию, т.е. чтобы не старался восстановить свое здоровье помощию волшебства и сообщения с диаволом, чрез что он более получит вреда, нежели сколько облегчения; но чтобы все свое упование и надежду возложил на милосердие Божие; да и лекарства принимал бы те только, кои составлены опытными врачами. Таковое посещение немощных делает посетителей блаженными и в сем мире, и на небесах. Если же больной будет иметь болезнь прилипчивую и даже заражен будет моровою язвою, в таком случае человек благочестивый, чтобы не подвергнуть опасности жизнь свою, должен исполнять дела милосердия посредством способных к сему людей, которые могут обращаться при таковых болезнях без вреда себе.
Вопрос 46. Какое шестое дело милосердия?
Ответ. Ввести странного в дом свой – что нужно делать с радостным лицом и сердцем. Особливо же тех странных должно принимать в доме, которые, путешествуя ко Святым местам для поклонения по обещанию своему, останавливаются для отдыха в селениях: таковы суть все Богомольцы и все бедные. Желающий наследовать сие блаженство должен по силам своим помогать им в нужде. Еще более должно оказывать гостеприимство тем, которые лежат в изнеможении на торжищах и на распутиях, испрашивая себе подаяния.
Вопрос 47. Какое седьмое дело милосердия?
Ответ. Погребать умерших. Сие дело должен каждый исполнять с готовностию. Особливо же должен заботиться о тех, которые умерли в крайней бедности – принося нужное для погребения их по обычаю Христианскому, как делал Товия (Тов. 2, 1–7). Если же кто умрет из друзей или сродников; в таком случае православные и благочестивые люди, для исполнения сей обязанности, должны сопроводить тело умершего до самой могилы – с прошениями и молениями к Господу о душе скончавшегося.
Вопрос 48. Сколько дел милосердия, относящихся к душе, и какие они?
Ответ. Семь. Первое – чтобы отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни, как свидетельствует Писание: «братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов» (Иак. 5, 19–20). Сей долг человеколюбия есть первый и главный, побуждающий православного к сожалению о ближнем своем: Поелику имеет целию блага не временные, а вечные. Но при исполнении сего долга должно остерегаться, чтобы по неопытности не привести грешника в отчаяние, или в излишнее упование на милосердие Божие: ибо и то и другое принесет грешнику более вреда, нежели пользы. И так должно благоразумно держаться средины. Если же кто сам неспособен выполнить сию обязанность – пусть изберет другого, который имеет гораздо более опытности в сем деле. Подобным образом мы должны поступать и тогда, когда случится нам иметь дело с еретиками и раскольниками.
Вопрос 49. Какое второе дело духовного милосердия?
Ответ. Наставить неученого и невежду; сие дело надлежащим образом исполнит тот, кто научит невежду, как должно веровать в единого Триипостасного Бога. Предполагается, что он способен научить. В противном случае пусть найдет кого-нибудь разумнее и опытнее себя, дабы не сбылось сказанное, что слепой если поведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14; Лк. 6, 39). Во-вторых, должен научить незнающего, как ему призывать Бога, и в какой молитве открывать Богу прошения свои; также научить его заповедям Божиим, показав и способ, как можно сохранить оные без труда. Наконец, сюда относится и то, чтобы стараться о доставлении сирым детям образования в науках и познаниях, дабы со временем и они соделались полезными Церкви и обществу, и молились Богу за благодетелей своих. Если будем нерадеть о сем, то необходимо должны страшиться того страшного приговора, который произнесен на раба, получившего один талант, и возвратившего оный без всякой прибыли (Мф. 25, 24–30).
Вопрос 50. Какое третье дело духовного милосердия?
Ответ. Подать добрый совет имеющему нужду в нем. Сей долг исполняется тогда, когда кто людей, живущих развратно, благочестивыми и Христианскими увещеваниями и добрыми советами обращает к лучшему образу жизни. Также, когда люди подвергаются каким-нибудь прискорбным и тесным обстоятельствам и не находят средства избавиться от них; тогда должно с радостию нести к ним совет, как лекарство, дабы спасти жизнь или честь их. К сему относится еще и то, чтобы извещать ближнего об опасности, в которой находится или жизнь или честь его, и о которой он не знает; впрочем, так, чтобы между теми лицами не породить распрей, а отселе больших опасностей.
Вопрос 51. Какой четвертый долг духовного милосердия?
Ответ. Молиться Богу за ближнего своего. Сей долг человеколюбия первоначально падает на Духовных Отцев и Пресвитеров Церкви, а потом и на мирских людей. О сем довольно сказано в седьмой заповеди Церковной.
Вопрос 52. Какое пятое дело духовного милосердия?
Ответ. Утешить печального. Сия обязанность милосердия требует, чтобы мы никого не приводили в состояние гнева и жалобы на нас, и чтобы не подавали причины к печали, по словам Апостола: «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе, возлюбленнии, но дадите место гневу. Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Рим. 12, 18–19). Таковая обязанность особливо должна быть исполняема тогда, когда кто отягчен великими грехами, или опасно болен, или угнетен великою скорбию и несчастием: таковых людей должно утешать.
Вопрос 53. Какое шестое дело духовного милосердия?
Ответ. То, чтобы переносить обиды с терпением. Мы исполняем оное тогда, когда претерпеваем что-либо за Христа; в таком случае должны претерпевать с радостию: Поелику Господь наш Иисус Христос претерпел за нас несравненно большие обиды, как сказано: «зане и Христос пострада по нас... да последуем стопам Его» (1Пет. 2, 21). Сверх того не должны желать зла тем, кои обижают и притесняют нас, и не должны платить злом за зло, по словам Апостола: «не воздающе зла за зло» (1Пет. 3, 9) Напротив, когда мы терпим что несправедливо, должны благословлять Бога и просить у Него прощения врагам нашим.
Вопрос 54. Как седьмое дело духовного милосердия?
Ответ. Прощать погрешности, которые сделали пред нами другие. Мы тогда исполняем сие дело милосердия, когда оскорбления, нам причиненные, какого бы рода они ни были, прощаем врагам нашим, и даже молимся о прощении оскорбителя нашего, как выше сказано; прощать же мы должны не только однажды в день, но в каждый день семьею семьдесят раз, как на вопрос Петра ответствовал Спаситель наш: «не глаголю тебе: до седмь крат, но до седмдесят крат седмерицею» (Мф. 18, 22)
 
Православный христианин
Тогда, простите, но в таком случае я с вашей стороны вижу намеренное искажение фактов.
Не верно излагаете. Вы видите искажение Вашего субъективного интерпретирования фактов.
Я изучал современный католический катехизис, как самостоятельно, так и под руководством, в католической общине. Изучив декреты второго Ватиканского собора, больше с католиками не сообщаюсь, было несколько бесед исключительно для вразумления.
Если говорить о попытке создания современного катехизиса РПЦ, опять же по примеру современного католического, вышло как раз "пространно изложенное догматическое вероучение Церкви", что многих не устроило, поэтому единый документ разбили на три книги и рекомендовали к изучению, несмотря на всю критику.
Современный катехизис РПЦ - это отдельная тема.
Вы сомневаетесь, что я понимаю разницу между изложением веры и оглашением, т.е. обучением основам православия, которые дают базу, помогают христианину духовно возрастать. Простите, но мне придется привести пространную цитату разбора одной и той же заповеди двух вероучительных книг:
Сомневаюсь.
Поэтому и пытаюсь донести до Вас, что Исповедание Православной веры свт. Петра (Могилы) является Символической книгой Церкви, а Катехизис свт. Филарета таковым не является. Более того, основой Катехизиса святителя Филарета является Исповедание Православной веры свт. Петра (Могилы).
 
Православный христианин
Вячеслав, положа руку на сердце, какая из цитат больше подходит под "изложение догматического вероучения Церкви", а какая ближе к "наставлению в вере"?
Ни одна не подходит под изложение православной веры, нет разъяснения правильного понимания догматов и учения Церкви. В цитатах идет разъяснение, как понимать заповеди блаженства и какими делами эту заповедь реализовать.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Потому что горячий снег...думаю, что иных слов не подберу
Я понял. Вы как бы уловили меня посредством сравнения цитат из Православного Исповедания (далее - ПИ) и Катехизиса, и вопросом об отношении этих цитат к догматам веры Церкви и наставлению в вере.

Дело не в самих цитатах и их сравнении, а в том, кто подтвердил догматичность этих цитат. Догматичность цитат из ПИ подтверждена Восточными Патриархами. Их использование в Катехизисе оставляет за этими цитатам догматичность, но чтобы понимать это, необходимо знать о их принадлежности к ПИ. Сами по себе эти цитаты несут неопределенное качество, о чем мной и было написано.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
О разнице взглядов на понятие «Вера»:
Святитель Филарет утверждает, что вера в Бога строится на доверии к Церкви, относится к области непостижимого, хотя начинается в мыслях. Просвещает же, дает человеку ведение - голос совести.
Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви(далее «Катехизис Филарета (Дроздова)») Пункт 7-9
Святитель Петр утверждает, что христианин должен не просто ознакомиться, а изучать, знать предмет веры, содержащийся в священном предании и писании. Кроме того, обязанность каждого для спасения своей души исповедовать Бога не только делами, но и словами, что невозможно без знания. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17).
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (далее «Катехизис первый») Пункт 1-5
Не нашел разницы. Оба говорят об одном и том же, только разными словами.
 
Православный христианин
Вы как бы уловили меня посредством сравнения цитат из Православного Исповедания (далее - ПИ) и Катехизиса, и вопросом об отношении этих цитат к догматам веры Церкви и наставлению в вере.
Простите, я не хотел вас ни в чем улавливать, скорее найти в вас соратника. Когда я попытался обратиться в православное издательство "синопсисъ" с наивным предложением напечатать Православное исповедание в мягкой обложке и русским шрифтом, а не дореволюционным, напечатать по низкой цене, мне ответили, что данная работа им неинтересна, чтобы напечатать книгу нормальным тиражом необходимо вложить 5-6 миллионов, которых у меня нет (да и не надо).
Но, может быть, у кого есть желание и возможность...
 
Православный христианин
Простите, я не хотел вас ни в чем улавливать, скорее найти в вас соратника. Когда я попытался обратиться в православное издательство "синопсисъ" с наивным предложением напечатать Православное исповедание в мягкой обложке и русским шрифтом, а не дореволюционным, напечатать по низкой цене, мне ответили, что данная работа им неинтересна, чтобы напечатать книгу нормальным тиражом необходимо вложить 5-6 миллионов, которых у меня нет (да и не надо).
Но, может быть, у кого есть желание и возможность...
Не уверен, что кто-то из верующих РПЦ МП будет читать ПИ. В приходах РПЦ МП вообще мало читающих, все познают исповедание веры из уст священников.
 
Сверху