Бог создал человека разумно и гармонично: одно попечение о теле, другое – о душе. Однако излишняя, даже маниакальная, забота о теле начинает убивать душу. И тогда личность человека незаметно деформируется, и над ней начинают сбываться слова Писания:
«И все они стали плотью». Надо понимать, что «плоть» и «тело» - разные категории. «Плоть» - это искажённая грехом природа нашей телесной и душевной жизни. Тело же свято и божественно, тело – это храм души и сонаследник вечности. Забвение человеком своей божественной идеи, осквернение формы, утрата целомудренного восприятия бытия - погружение в «плоть» и есть тяжкий грех богоотступничества человечества. А заботиться о теле всё же необходимо, но, конечно, благоразумно соблюдая меру, поскольку сказано Святыми Отцами:
«Тело твоё, христианин, есть храм Святого Духа, желающего обитать в тебе. Поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в нём. ... Великий будет стыд и строгий суд осквернившему храм Господень - тело своё, если он не получит прощения покаянием и не омоет слезами своими нечистоты». (прп.
Ефрем Сирин).
Святитель
Григорий Богослов также говорит:
«Должен сказать вам, братья, что мы обязаны заботиться и о теле - этом родственнике нашем и сослужителе души. Хотя я и винил его, как врага, за то, что терплю от него, но я же и люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним. По-христиански заботиться должно и о телах наших ближних не меньше, чем о собственном, остаемся мы сами здоровыми или подвержены тем же недугам». И он же вослед предупреждает:
«Если излишнее попечение о теле бесполезно для самого тела и вредно для души, то покоряться и услуживать телу - явное безумие».
Сможете ли вы, Мария, удержать себя от такого безумия?
Конечно, внешняя привлекательность для женщины играет немаловажную роль в предбрачном выборе, но все Святые Отцы предупреждали, что
«красота - страшный дар». Особенно если за красотой ничего другого нет, если красота внешняя, а внутри человек - пустышка. Такими погремушками любят поиграть взрослые «младенцы», и часто ломают их. Многие женщины, стараясь привлечь внимание, часто ищут не любви к другому человеку, а к себе, к мужскому любованию ими, однако даже модели с голливудской внешностью вскоре начинают понимать (и страдать!), что их не столько любят, сколько оценивают как витринный товар: не будь красоты, никто бы в их сторону не посмотрел и - так чего же стоит такая любовь? Да, все девушки с детства интуитивно чувствуют, что внешность - первое средство самовыражения и утверждения собственной индивидуальности. Но как легко этот естественный и необходимый ролевой элемент ухаживания трансформируется в одну из форм необузданного тщеславия, состоящую «в охорашивании тела и щеголянии нарядами», эгоистическом желании быть объектом всеобщего восхищения! Погоня за красотой приносит уйму волнений, тревог и трудов и уносит массу времени, проводимого в магазинах, примерочных, парикмахерских и дома перед зеркалом, а теперь ещё – и в фитнес-залах.
Апостол Петр так утешал женщин:
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Господом». (1Пет.3,3-5).
Поэтому, дорогая Мария, чтобы вас полюбили, будьте по-настоящему красивы - только не дай Бог, не внешней вульгарной мужеподобной «красотой», а глубинным сиянием святости. Настоящая красота не хочет никого привлекать, а если хочет завлечь, то это уже не вся красота: в ней есть элемент вульгарности и самолюбования. И никто никогда не достигает полного покоя и удовлетворения, поскольку безукоризненного идеала достичь не удается. К тому же эталон красоты в разные эпохи круто менялся. Когда-то ценили дородность, пышность форм, выражение плодовитости; сегодня царит же олицетворяющий агрессивную успешность противоестественный культ маскулинизации, ради которой иные дамы готовы питаться даже калечущими здоровье стероидами, лишь бы поскорее превратиться в мужеподобных горилл. А ведь в таком бессмысленном соревновании полов терпит поражение всё человечество; не столько потому, что женщина не справляется, сколько потому, что, претендуя на мужскую силу, она бросает собственную, свойственную только ей «женскую силу», изменяет своему Божьему призванию, утрачивает женственность, глумится над материнством.
Тело – это только часть человека, это не сам человек. Развивая своё тело, мы, даже незаметно для себя самих, можем обеднить свою душу, потерять её для вечности.. Конечно, это совершенно не означает, что мы должны наплевательски относиться к жасно. телу. Просто очень важно не переступить черту. Всё дело в самоограничении плотских страстей через норму благоразумной умеренности...