Православие и чуство вины

Мельбурн, Австралия
Православный христианин
Скажите, должен ли православный иметь чуство вины?

Покаяние это основной элемент христианства, мы должны старатся увидеть свои грехи и покаятся в них. Мне казалось – виноват, значит стараешься исправиться.

Но чуство вины рассматривается психологией как нездоровое.
Мой психолог спросил – что именно мотивирует тебя исправитсья?
Вина ли это, или просто совесть? Я не знаю....

В аудио лекциях игумен Петр Мещеринов (а может это Кураев был, извините не помню) говорил что осознание своих грехов не должно заслонять то что каждый из нас принадлежит Церкви, и за нас Христос принес страшную жертву которая искупает наши грехи. Значит, мы не должны вечно чуствовать себя виноватыми? Грех исповедан, прощен - все, полностью забыли и идем дальше?
 
Александр добрый день!
Чувство вины может быть невротическим состоянием, никак не связанным с духовным уровнем личности.
Попробуем разобраться, как отличить его от реальной вины. Тут важно подумать над тем, а что же такое - состояние покаяние? По своей сути покаяние – это внутренний творческий акт.
Для нас, обычных людей понятие покаяния связано с сожалением о своих грехах, с чувством вины и ощущением горечи, и иногда ужаса от того, что мы совершили вполне конкретные поступки в прошлом. Тем самым причинили боль, нанесли раны другим и самим себе.
Но в чем тут может быть творческий акт?
Чувство вины может невротизироваться. Сожаление и ужас от прошлых поступков могут привести к унынию и даже к отчаянию. Состояние печали может стать хроническим, и продолжатся годами. Говоря языком клинического психолога, мы имеем на лицо полный аспект невротических проявлений.
Очевидно, что такое представление о покаянии с точки зрения православной аскетики является неполным. Горечь и ужас действительно составляют существенный элемент покаяния, но они не исчерпывают его, и как бы это для нас не было странным, даже не являются его наиболее существенной частью. Мы гораздо ближе подойдем к сути вопроса, если рассмотрим буквальный смысл греческого слова, обозначающего покаяние: метанойя (metanoia). Оно означает «изменение ума». Это не просто сожаление о прошлом, но фундаментальная трансформация нашей способности смотреть на вещи, новый взгляд на самих себя, на других и, что, пожалуй, самое важное - на Бога.
Покаяние - это не приступ угрызений совести и жалости к себе, но обращение, перенесение центра нашей жизни на Святую Троицу.
И это не одномоментный акт. Это путь длиною в жизнь. В этом суть православной аскетики. Исцелиться, означает вернуть когда-то нарушенную целостность. Этот процесс совершается в лоне Церкви Духом Святым.
Таким образом, получается, что покаяние это не просто творчество. Это акт со-творчества человека с Богом. Это Таинство. По словам святого прп. Иоанна Лествичника : «покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния» (Леств., с. 5). Процесс покаяния, совершаемый в акте личного максимально честного (доходить следует до той степени честности перед самим собой, на какую мы в этот момент способны) ответа на вопросы о себе. Предстояние перед Богом не может сопровождаться только упадком духа. Это всегда энергичное ожидание. Это не ненависть к себе (ненависть к себе, может быть изощренной формой гордыни), но утверждение своего истинного «я» как созданного по образу Божию. Каяться - значит смотреть не только вниз, на свои собственные недостатки, прегрешения, заблуждения, но и обязательно вверх - на любовь Божию. Это не только взгляд назад, полный боли и упреков к себе, но и одновременно взгляд вперед полный веры и надежды. Эту антиномию нам трудно понять, когда мы подходим к разговору о покаянии чисто интеллектуально. Святые отцы своим опытом нам показали, что можно иметь плач о грехах своих и одновременно следовать призыву апостола: «Всегда радуйтесь!». Это состояние, как и многое в христианстве познается только личным опытом. И оно ни в коей мере не соответствует шизофреническому расщеплению или эмоциональным скачкам по типу мания-депрессия. Это состояние приводит человека к целостности. И само по себе уже является целостным актом. Как всегда, о таких вещах, которые познаются только опытным путем, писать довольно трудно. Процесс этот непростой.
Другой вопрос, зачастую бывает, что после исповеди остается чувство вины. И этого не надо бояться. Да, грехи отпущены, но еще какое-то время, а иногда довольно долго будет внутри человека идти работа, приводящая его к исцелению. Будут возникать воспоминания, образы, какие-то слова и поступки, соделанные в прошлом, доставляющие переживание вины. И именно в эти моменты не следует от них отмахиваться, глушить, подавлять в своем сознании. Это моменты как раз говорят нам, что покаяние – это путь. Внутри человека этот процесс продолжается. Мы не должны ему противостоять искусственно и не должны разжигать специально. Идет как бы выгорание наших грехов в душе, смиряется наша гордыня, уходит куда-то самомнение и самопревозношение. Умирает в нас ветхий человек и рождается новый. Процесс духовной трансформации болезненный. И выдержать его можно только с верой в Бога, с молитвой, иногда с плачем.
Невротическая вина заставляет нас себя ненавидеть, в крайнем случае, может довести до суицида. В этом состоянии присутствует гордыня, вернее ее обратная сторона. А суть этого в том, что человек, считая себя безупречным и совершенным, не может согласиться со своими падениями, ошибками, заблуждениями. Но ведь – мы несовершенны. Более того, мы очень далеки от этого состояния. И вот когда мы смиренно готовы принять наше несовершенство, нашу нищету духа, вот тогда может начаться разворот к истинному покаянию, которое несомненно требует большего мужества, чем плакать от жалости к себе, культивируя в себе свой невроз. Надеюсь, что я ответила на Ваш вопрос или, по крайней мере, помогла в продвижении к ответу на него.
С уважением, Легостаева Марина Вениаминовна
(Общество православных психологов Санкт-Петербурга).
 
Оренбург
Православный христианин
мое чувство вины

прочитала Ваш ответ. спасибо, очень понравилось.



Александр добрый день!

Чувство вины может невротизироваться. Сожаление и ужас от прошлых поступков могут привести к унынию и даже к отчаянию. Состояние печали может стать хроническим, и продолжатся годами. Говоря языком клинического психолога, мы имеем на лицо полный аспект невротических проявлений.

кажется у меня именно такая проблема.много раз каюсь в чревоугодии, в гневе на детей и все равно потом впадаю в грех, после чего испытываю жуткое чувство вины.



Покаяние - это не приступ угрызений совести и жалости к себе, но обращение, перенесение центра нашей жизни на Святую Троицу.
И это не одномоментный акт. Это путь длиною в жизнь. В этом суть православной аскетики. Исцелиться, означает вернуть когда-то нарушенную целостность. Этот процесс совершается в лоне Церкви Духом Святым.


умом понимаю о чем вы пишете, а на деле.....(((((





Таким образом, получается, что покаяние это не просто творчество. Это акт со-творчества человека с Богом. Это Таинство. По словам святого прп. Иоанна Лествичника : «покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния» (Леств., с. 5). Процесс покаяния, совершаемый в акте личного максимально честного (доходить следует до той степени честности перед самим собой, на какую мы в этот момент способны) ответа на вопросы о себе.

последние разы после исповеди ловлю себя на мысли., что не все сказала, умышленно забываю....




Это всегда энергичное ожидание. Это не ненависть к себе (ненависть к себе, может быть изощренной формой гордыни), но утверждение своего истинного «я» как созданного по образу Божию.

да, по собственному опыту это так.




Каяться - значит смотреть не только вниз, на свои собственные недостатки, прегрешения, заблуждения, но и обязательно вверх - на любовь Божию.

вот именно, тоже чувствую солидарность в этом, если не смотреть вверх, а только на свои собственные недостатки, это тоже своего рода гордыня. увы, часто вверх-то я и не смотрю...


Это не только взгляд назад, полный боли и упреков к себе, но и одновременно взгляд вперед полный веры и надежды. Эту антиномию нам трудно понять,-
а мешает в этом закоренелая гордыня, мне кажется, а может не она? - когда мы подходим к разговору о покаянии чисто интеллектуально.


Святые отцы своим опытом нам показали, что можно иметь плач о грехах своих и одновременно следовать призыву апостола: «Всегда радуйтесь!». Это состояние, как и многое в христианстве познается только личным опытом. И оно ни в коей мере не соответствует шизофреническому расщеплению или эмоциональным скачкам по типу мания-депрессия. Это состояние приводит человека к целостности. И само по себе уже является целостным актом.
Как всегда, о таких вещах, которые познаются только опытным путем, писать довольно трудно. - а еще труднее взять и пойти таким путем. ведь это путь оьречения от своего эгоизма, своей гордыни.

Процесс этот непростой.
Другой вопрос, зачастую бывает, что после исповеди остается чувство вины. И этого не надо бояться. Да, грехи отпущены, но еще какое-то время, а иногда довольно долго будет внутри человека идти работа, приводящая его к исцелению. Будут возникать воспоминания, образы, какие-то слова и поступки, соделанные в прошлом, доставляющие переживание вины. И именно в эти моменты не следует от них отмахиваться, глушить, подавлять в своем сознании. Это моменты как раз говорят нам, что покаяние – это путь. Внутри человека этот процесс продолжается. Мы не должны ему противостоять искусственно и не должны разжигать специально. Идет как бы выгорание наших грехов в душе, смиряется наша гордыня, уходит куда-то самомнение и самопревозношение. Умирает в нас ветхий человек и рождается новый. Процесс духовной трансформации болезненный. И выдержать его можно только с верой в Бога, с молитвой, иногда с плачем.


Невротическая вина заставляет нас себя ненавидеть, в крайнем случае, может довести до суицида. В этом состоянии присутствует гордыня, вернее ее обратная сторона. А суть этого в том, что человек, считая себя безупречным и совершенным, не может согласиться со своими падениями, ошибками, заблуждениями. - именно это мне знакомо!!!




Но ведь – мы несовершенны. - да, но часто это несовершенство понимается мной искаженно....
Более того, мы очень далеки от этого состояния. И вот когда мы смиренно готовы принять наше несовершенство, нашу нищету духа, вот тогда может начаться разворот к истинному покаянию, которое несомненно требует большего мужества, чем плакать от жалости к себе, культивируя в себе свой невроз. Надеюсь, что я ответила на Ваш вопрос или, по крайней мере, помогла в продвижении к ответу на него.
С уважением, Легостаева Марина Вениаминовна
(Общество православных психологов Санкт-Петербурга).
 
Добрый день Светлана Ивановна!
Вы пишете: ..."много раз каюсь в чревоугодии, в гневе на детей и все равно потом впадаю в грех, после чего испытываю жуткое чувство вины".
Давайте попробуем разобраться почему так получается. Это проблема довольно часто встречается. Мы хотим с чем-то в себе справиться, но не получается. Почему же так происходит?
Как будто внутри нас происходит постоянная война. (На время оставлю терминологию духовной брани. Буду говорить на языке психолога): Какая-то наша часть воюет с другой нашей частью. И "плохая" часть как водится, всегда побеждает "хорошую". Возникающее чувство вины рождает определенные мысли.
Звучат в нашем сознании они примерно так:"Как же так! Почему Я не справилась, как Я не сумела сдержать СВОЙ гнев, почему я САМА снова наелась, когда решила что не буду этого делать? "
Именно такими мыслями мы подпитываем наше эго (самость). Именно этим мы и даем пищу для развития в себе гордыни. В этой войне человек слаб. Там, где с пороком борется наша гордыня, человек всегда остается в проигрыше.
И только смиренное принятие себя целиком, себя несовершенной, немощной может привести к осознаванию, что не я с собой борюсь, а темные силы во мне ведут борьбу, а я же ведусь на все их провокации.
Итак, смиренное принятие того, что что способна испытывать гнев, что подвержена чревоугодию - вот начало на пути исцеления.
Смиренное принятие - значит конец брани. Значит Я САМА ухожу на второй план и освобождаю место в своем сердце Богу, и перестаю ему мешать в борьбе за мое спасение.
Наша задача состоит только в том, чтобы смирение не спутать с попустительством своим слабостям и ленью.
И еще, очень важно суметь увидеть связь гордыни в себе с невротическим чувством вины.
О гордыне вообще разговор особый. Она так хитро может маскироваться и запутывать человека, маскируясь под вполне казалось бы, социально одобряемые чувства и поступки.
 
Сверху