Правила святого Василия Великого

г.Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, читал правила святых отцов и в первом правиле свт. Василия Великого нашел следующее:
"Почему приходящих от них к Церкви, ЯКО КРЕЩЕННЫХ МИРЯНИНАМИ, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением".
В наше время, если мирянин совершит крещение, то священник только дополняет таинство. А раньше получается крестили? Или я не правильно понял смысл, а может перевод неточный? И есть ли ещё подобные свидетельства от святых отцов?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Во всех затруднительных случаях, возникающих при чтении правил, надо смотреть каноническое письмо полностью. Для полноты картины привожу текст правила с незначительными для смысла пропусками:

ПРАВИЛО 1:
"И так относительно вопроса о кафарах и речено прежде, и ты благоразсудительно упомянул, яко подобает последовати обычаю каждыя страны, потому что их крещении различно думали, разсуждавшие о сем предмете в свое время. Крещение пепузиан, по моему мнению, не имеет ничего в свое защищение... Ибо древние положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры... Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых церкви, приимати; а находящихся в самочинных сборищах исправляти приличным покаянием и обращением, и паки присоединяти к церкви....
Кафары суть из числа раскольников... Однако угодно было древним, как то Киприану и нашему Фирмилиану... единому определению подчинити всех сих: кафаров, енкратитов, идропарастатов, и апотактитов. Ибо, хотя начало отсупления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа... отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянинами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением.... Но поелику некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих, прияти крещение их: то да будет оно приемлемо... аще же они сохраняют наше крещение, сие да не устыжает нас: ибо мы обязаны не воздавати им за то благодарность, но покорятися правилам с точностию. Всемерно же да будет установлено, чтобы, после их крещения, приходящие к церкви, были помазуемы от верных, и тако приступали к таинствам.

Как видите полный текст сам прекрасно показывает что именно имеет ввиду св. Василий.

Если же затруднения остаются, то надо смотреть авторитетные комментарии, которые писались еще византийскими канонистами. Вот, что пишет по означенному поводу Иоанн Зонара:

Вопрос был о том, должно ли крестить новатиан, которые именовали себя кафарами (чистыми). Об этом святый говорит тоже, что было сказано прежде; а это прежде сказанное открывается из слов: «ты благорассудительно упомянул, яко подобает последовати обычаю каждыя страны, потому что об их крещении различно думали», то есть разные лица различно говорили о том, как должно принимать их, когда они обращаются. Таков отзыв Василия Великого о кафарах....
Кафаров же, енкратитов и идропарастатов, говорит (святый отец), угодно было отцам, бывшим с Киприаном и нашим Фирмилианом (Фирмилиана называют своим, потому что он был епископом Кесарии), всех снова крестить. Ибо на старшем из всех соборов, состоявшемся в Карфагене, епископом которого был Киприан, постановлено было крестить всех, обращающихся к церкви, - не только еретиков, но и раскольников, которые хотя не погрешают относительно догмата, но как отторгшиеся от тела церкви, уже не имеют пребывающей в них благодати Святаго Духа; а чего не имеют, то каким образом могут передавать другим? Но при этом великий отец оговаривается, что поелику некоторым угодно было по благоусмотрению принимать крещение кафаров, да будет оно приемлемо. И Второй вселенский собор...признал оное приемлемым.
А последнее правило Второго собора говорит, что не должно снова крестить их, а только помазывать святым миром. Без сомнения должно действовать это последнее правило, так как оно есть позднейшее и соборное, и при том – вселенского собора.

Как видите, ответ на ваш вопрос уже давно дан и тексты говорят сами.
 
г.Санкт-Петербург
Православный христианин
"<...>отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити,<...>яко крещенных мирянинами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением<...>"
Немного прояснилось, но вопрос остался тем же. В древности не признавали крещения мирянином? Ведь такое случается, страха ради смертного, например.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Отчего же, признавали об этом и пишет Зонара, что правило вселенского собора - признавать и дополнять миропомазанием - является наивысшим. Главное чтоб крестящий мирянин был православный и не крестил "вопреки" существующей иерархии - т.е. раскольничал (пример - новатиане, о которых и писал св. Василий).

Иногда, правда крещение мирянином, "страха ради смертного", т.е. без надлежащей подготовки, могло затруднить рукоположение такого человека. Обратите внимание, что затрудняющим фактором считался не сам факт участия мирянина, а пропущенный период оглашения.
Такие случаи были, хотя очень немногочисленные. К V же веку, когда стала угасать практика длительного оглашения перед Крещением и, наоборот, Крещение в младенчестве стала превалировать, исчезли и они.
 
Сверху