Здравствуйте, Таля!
Ветхозаветное установление «око за око, и зуб за зуб» ограничивало распространение зла тем, что налагало ответственность на того человека, который покушался на здоровье или жизнь ближнего. Это с одной стороны, а с другой, — установление ограничивало и возможности мстителей, предотвращало так называемую кровную месть, которая (если ее не ограничивать) могла бы распространиться не только на виновного, но и на всех, не причастных к злодеянию, родственников.
Господь же, имея в виду данную заповедь, сказал: «
А я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». По мнению блаженного
Феофилакта Болгарского, эти слова следует понимать так: «Злым называет здесь диавола, действующего посредством человека, показывая сим, что бьющий распаляется диаволом. Итак, ужели диаволу не должно противиться? Должно, только не обратными ударами, а терпением, ибо огонь гасится не огнем, а водою. Впрочем, не думай, что здесь говорится только об ударе в щеку, нет, но и о всякой другой обиде» [1, кн. 1, с. 90].
Разумеется, данное речение не запрещает защищать в случае необходимости себя, родных или Отечество (вспомните, например, св. Александра Невского, св. Димитрия Донского и др.).
Спаси Господи!
1.Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: Изд. Лепта, АТЛАС-ПРЕСС, 2004.