Помогите разобраться: ревную мужа к Церкви...

Православный христианин
Добрый день, отец Сергий.
Семья, 2 детей, муж. Начала постепенно ходить в храм с причастия детей, потом и сама приобщилась. Но не часто, по большим праздникам, на день рождение. Детей вожу раз в месяц. Муж из православной семьи. Но в храм ходил с нами, на исповедь. Причащался редко. У меня есть подруга воцерковленная ( после развода, погрузилась полностью). Я ее поддерживала, она вхожа в дом. Все разговоры только на православные темы. Ходит в воскресную школу. Мужу она импонирует, слушает отрыв рот... Стал ходить тоже в воскресную школу. А у меня ревность. Я то с ребенком домой иду. А они там душевно беседуют, пьют чай, общаются. На следующий день созваниваются и обсуждают темы воскресной школы. В Великий пост решили поститься, ну по силам, сколько выдержим. Я то неделю и все, а он весь пост выдержал. Так еще и в супружеских отношениях тоже воздержание... У меня же ощущение никчемности, зависти, что я так не могу, мне тяжело. Нервный срыв произошел, похудела на 7 кг, плачу постоянно. Думала пост пройдет, все наладится. Муж сейчас читает молитвы утром, вечером, на службы ходит через день, читает православную литературу, слушает только такую музыку. Ему не интересна мирская жизнь, он говорит она ему кажется пустой, потускнела...Мне кажется, я схожу с ума. Подскажите, батюшка я недостаточно воцерковлена? Почему я не могу его понять? Надо радоваться за мужа, а у меня отторжение, злость, зависть. Наверное много гордыни во мне, тяну одеяло на себя, обратите на меня внимание. Я не знаю, как мне вести себя. Я боюсь, что семья разрушится.
 
Дорогая Светлана!
Для объективности, конечно, хотелось бы выслушать и другую сторону….
Да, возможна ситуация, когда ревность правомочна, если она сигнализирует, что во взаимоотношениях назревает проблема: мужчина действительно слишком увлёкся религиозностью. Тогда просто стоит потерпеть - такой неофитский максимализм недолговечен. Но, мне кажется, что ситуация иная. Вашему столь серьезно воцерковлённому мужу должно быть крайне трудно преступить через брачные традиции Церкви, а супружеская измена и последующий развод для верующего вообще практически невозможны. Для православного сознания развод означает обрыв представлений о смысле и цели христианской жизни, роли Церкви, Божьем Промысле, духовном руководстве. Или всё же брачные клятвы перестали играть ключевую роль в ваших взаимоотношениях? Вглядитесь хорошенько в себя - и честно ответьте на вопрос, ничего не скрывая: действительно ли вы так сильно любите мужа или просто боритесь с ощущением собственной неполноценности?
В действительности ревность и любовь - два абсолютно противоположных чувства, которые ни при каких условиях не могут быть частью одного целого. Любовь – это чувство, направленное на созидание, проявлением которого становятся усилия, прилагаемые для создания максимального удобства, свободы и радости субъекту этого чувства. Если вы любите мужа, все ваши стремления будут направлены на то, чтобы ему было лучше рядом с вами. Вы не будете, сдерживая себя, подозревать его по мелочам - просто вам не к чему придираться. Ибо, когда любишь человека, принимаешь его всего - со всеми его достоинствами, привычками и недостатками. Любящий человек не видит недостатков любимого! Желание стать лучше для близкого человека, отдать ему всё – один из признаков истинной любви. Не зря же говорят - Бог это любовь. И истинная любовь – от Бога! А ревность — это вовсе не любовь, а скорее желание её иметь или же страх её потерять. Но подлинную любовь нельзя заслужить, её не получится добиться, так как она — дар. И потерять её тоже нельзя — «она не перестаёт» (1 Кор 13:1–8). А стремление переделать человека под себя и всё, что связано со сравнениями, оцениванием, выставлением условий или с «собственничеством» — это уже не любовь, это дьявольская подмена любви! Так и ваша подозрительность мешает вам стать полноценной христианской семьей, построить свою Малую Церковь! Никому ещё не удалось построить брак на ревности! Как только появляется ревность любовь сразу уходит в её тень, начиная там чахнуть в забвении и невостребованности. Хроническая ревность действует угнетающе - рано или поздно желание сбежать от ревнивицы станет неостановимым.. Но всё же, когда риск потерять супруга становится реален, с Божьей помощью человек способен приложить огромные усилия по контролю своей страсти и со временем избавиться от неё - вот тогда-то в сердце и сходит любовь. Сможет ли подобное чудо преображения произойти с вами?
Сложность в том, что, как мне кажется, ваша ревность приобрела устойчивый характер невроза навязчивых состояний (ОКР). Вы внедряете в своё сознание воображаемые образы, которые потом воплощаются в реальности – и если не научитесь управлять своими навязчивыми фантазиями, пустив дело на самотёк, то они могут сыграть с вами злую шутку. Не существует универсальных советов в «клинике» семейных отношений - ведь все люди настолько разные, что придется для каждой конкретной пары разрабатывать свои рецепты - тут то и нужен хорошо знающий вас духовник (а, возможно, и психиатр!), которые помогут рассмотреть те или иные закономерности вашей жизни,. Ревность не бывает беспричинной, она всё равно имеет под собой какие-то личностные корни из прошлого: неуверенность в себе, низкая самооценка, внутренние травмы, обиды и страхи, идущие из детства или из опыта предыдущих отношений.
И не забывайте, что энергия действия следует за навязчивым помыслом – и если развод для вас является невысказанной, но постоянной фоновой мыслью, то обрушение супружеского союза уже как бы просматривается вдали, как пренебрежение евангельским: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф, 19, 6). Но как тогда вы, христианка, представляет жизнь, в которой позволяется игнорировать Слово Божие, прямые Христовы заповеди?
И не ведите себя наподобие маленького ребенка: мое, никому не дам – это признак духовного инфантилизма, когда ревнуют мужа к Богу, к работе, к друзьям, к увлечениям - как будто у него не может быть никакой своей жизни, и он постоянно должен быть рядом. В семье очень важно уважать право каждого человека на уединение, на личное пространство, личные границы, личное время, личные интересы. Мнительность, подозрительность появляется, когда мы начинаем что-то домысливать от незнания, от недостатка доверия — это богатая почва для ревности. Способны ли вы доверять мужу настолько, чтобы не скрывать от него собственные слабые, уязвимые места и максимально честно говорить и предупреждать что для меня такие-то вещи очень болезненны или вовсе непереносимы?
Ревность, порой заглушающая совершенно голос разума и делающая человека своеобразным маньяком, ужасна, поскольку лишает его нравственной свободы. Эта ревность называется в Священном Писании «жестокой, как ад»; эта беснующаяся ревность доводит иногда до умоисступления и убийства, зачинаясь и совершаясь в человеке не без участия демонов. Не пытайтесь победить ревнивые помыслы при помощи борьбы с ними! Поймите, что с этим состоянием нельзя справиться силой воли. Вы не можете противостоять этой бесовской атаке на равных. Лучше, не обращая внимания пройти мимо. То есть надо, не вступая с этими мыслями в конфликт, просто переключить свое внимание от них на что-то другое, более приятное и полезное. Чем быстрее бесов после их появления мы игнорируем, тем меньше они нам досаждают. Сразу преключайте внимание! Можно переключать внимание на краткую молитву, на помощь детям, общественную активность, работу по хозяйству. Святые Отцы считали, что очень хорошо для изгнания вредных навязчивых мыслей занимать себя полезной физической работой. А если гнусномыслие о муже всё же не отогнано и началось его расширение и мысленное его «валяние в грязи», то надо тотчас противопоставить помыслы благие и молитвенные, непременно претворяющиеся в конкретные добрые дела. И помните, что истинная любовь не порабощает человека, а стремится уважать в нем ту царственную свободу, которая является чертой образа Божия. Культивируйте в сознании положительный образ супруга – того, который идёт в одной семейной упряжи с вами. Даже благородные, возвышенные занятия, относящиеся к богослужению, не должны полагать между вами никакого разделения. Об этом прекрасно написала в своих дневниках святая царственная мученица Александра Фёдоровна: «Жена должна уметь жить делом мужа, а муж – проявлять заботу и неподдельный интерес к кругу обязанностей жены, так чтобы у них действительно было все общее: одна душа, одно сердце – и они смотрели бы на мир единым образом и жили в полной мере душевными переживаниями друг друга».
Тогда и помысел о ревности не сможет прорасти на сердечной почве, ибо ревность находит место в сердце человека, если он не обращён всеми силами своей души ко Христу. Чем духовнее личность супруга, тем полнее он вверяет судьбу своей семьи в руки Божии, а стало быть, тем глубже и сердечнее молится о нерушимости мира и согласия в семье своей: «Жёны и невесты, не ревнуйте своих мужей и женихов к Богу. Не обижайтесь, если они много времени уделят Богу, и Его слов, и молитв возможно больше, чем вам. Ведь глава мужу - Христос, а Христу глава - Бог, а Бог- есть Любовь. Если муж не будет принимать любовь от Бога и не будет пребывать во Христовой любви то как же муж сможет вам её давать? Ведь прежде чем отдать нужно сначала принять её и питаться ею! Но Бог - Единый источник любви. Поэтому будьте мудрыми, не разрушайте своих отношений и тем более дома своего не будьте глупыми женами. Запомните жены и невесты, если мужчина любит Бога, то и вас будет любить чистой любовью Божьей. Пребывайте в любви, как избранные Божьи. Да благословит Господь все семьи, да будет мир Божий и любовь править в ваших сердцах во имя Иисуса».
 
Сверху